Времена, по которым я немного скучаю

У нашей газеты в мае юбилей – 25 лет, и мы продолжаем цикл публикаций, посвященных этому событию. На этот раз бросить взгляд в прошлое издания и немного погрузиться в атмосферу самых непростых и насыщенных лет его работы нам помог Рим Арсланов. Сейчас он возглавляет Агентство нефтегазовой информации и известен в России как один из ведущих медиа­экспертов в тематике добычи и переработки углеводородов. А в лихие 90­е именно он стоял у истоков «Самотлор­Экспресса» и помогал изданию найти свою дорогу в будущее. Вот как это было…

 

— Возглавить газету мне предложили в 1993 году, тогда она называлась еще «Самотлор-Пресс». Это было издание, нацеленное на максимально широкую аудиторию, но одним из основных его акцентов были деловые новости и освещение мира бизнеса, который в ту пору бурно и порой хаотично развивался, – вспоминает Рим Раисович о первых днях в кресле главного редактора.

По словам нашего собеседника, он изначально был уверен в том, что газета не потеряется в сравнении с любыми другими и найдет своего читателя, ведь, по сути, именно она стал первым независимым СМИ Нижневартовска. «Местное время» в те дни (да и сейчас тоже) находилось под контролем окружного правительства, едва появившаяся «Варта» была под протекцией думы и мэрии Нижневартовска. Это накладывало на них определенные ограничения, а других печатных средств массовой информации в ту пору практически и не было. Информационный рынок находился даже не в стадии младенчества, а в состоянии эмбриона. По сравнению с современным, конечно, когда в одном только Нижневартовске работает более двух десятков редакций…

— Работать было невероятно интересно. После всех ограничений и издержек советской реальности наступило время огромной свободы. Жизнь бурлила вокруг, и всем нам казалось тогда, что этап выпал сложный, но мы находимся у истоков чего-то великого, эпохального, очень светлого. Со временем, конечно, этот ореол вокруг будущего тускнел, потихоньку исчезал, но тем ценнее были именно эти первые годы, – вспоминает Арсланов.

Несмотря на весьма солидных учредителей развиваться изданию было непросто. В начале 90-х годов царили времена безденежья и бартера. Бизнес только вставал на ноги и остро нуждался в рекламе, но вот платить за нее было нечем. Рассчитывались тем, что имели: телевизорами, бытовой техникой, компьютерами и так далее. Порой, ими же можно было получить и заплату.

Но несмотря на это рос опыт, росли коллектив и благосостояние издания. Рекламодатели и горожане с уважением относились к газете, которая не боялась печатать острейшие материалы, делилась инсайдами из множества властных структур и не получала денег от власти.

— Конечно, лучше всего в те годы жили те, кто имел подпитку из окружного бюджета. У нас же с округом складывались весьма непростые и не всегда дружеские отношения. Но сейчас я даже признателен за это многим людям. В первую очередь, пресс-секретарю губернатора Югры Анатолию Корнееву. Именно он научил меня, да и весь коллектив, искать рекламодателей, экономить и рассчитывать исключительно на себя. Это стало хорошим подспорьем при создании собственного бизнеса, – с улыбкой вспоминает Арсланов.

Рим Раисович, кстати, покинул пост редактора газеты в 1995 году и вновь вернулся на него в 1998 году. Помните то время? Дефолт, слабый рубль, борьба Виктора Палия с компанией ТНК-ВР в попытках вернуть контроль над «Нижневартовскнефтегазом», разгул бандитизма и, чуть поздней, покушение на мэра города Юрия Тимошкова. При проведении масштабной спецоперации милиция изъяла у населения 29 гранатометов и множество стрелкового оружия. Лихое было время.

По словам Арсланова, газета старалась все это время быть на острие информационной повестки. Лавировать между множеством чужих интересов ради появления отличных редакционных материалов. А лавировать было непросто. И силовики, и бандиты, и представители коммерческих и властных структур время от времени пытались использовать СМИ ради достижения своих целей. К примеру, разные милицейские структуры регулярно пытались сводить между собой счеты на страницах издания и сливали информацию про своих недругов. Порой это заканчивалось угрозами в адрес редактора или очень неприятными разговорами с героями публикаций. Но стремление к качеству журналистики было лучшей мотивацией, и страха за будущее в коллективе газеты никто не питал. Хотя поводы иногда возникали…

— Я немного скучаю по тем временам. Не жалею об их уходе, а лишь испытываю ностальгию. Сейчас информационный рынок совсем иной. Он управляем, там существует множество ограничений и острота публикаций заметно упала. Пусть 90-е называют лихими, но для журналистики это был золотой век. Время, когда наша профессия была значимей, чем сейчас, и мы гнались не за стабильностью и деньгами, а за вещами гораздо менее осязаемыми – истиной, справедливостью, желанием докопаться до самой сути. Это не всегда получалось. Проблем и неурядиц хватало. Желающих свести счеты с неугодной редакцией тоже. Но тот этап был периодом сильных авторов и острых решений. Временем, когда средства массовой информации по праву именовались четвертой властью, – подытожил Рим Арсланов.

Алексей Лбов

Добавить комментарий