Россия научилась скорби. Но тот ли это урок?

Этот текст я начинал писать трижды. И всякий раз удалял написанное. Казалось, что все слова мелки и неуместны. Что все не то. К чему, например, писать о числе погибших в торговом центре «Зимняя вишня»? О времени начала пожара, работе огнеборцев и панических слухах о числе жертв, которыми трагедия обросла, как снежный ком? О губернаторе Тулееве, который извинился перед Путиным за гибель земляков, или его заместителе Сергее Цивилёве, который встал на колени перед огромной толпой и попросил у нее прощения? Вы все это знаете не хуже меня.

 

Сегодня – последний день траура и настало время подумать о том, чему он научил страну. Нас с вами. Как ни странно, но главный вывод пока один – Россия научилась скорби.

Еще никогда за всю историю государства подобные мероприятия не достигали такого накала и размаха. Не вызывали столь тотального единения вокруг общей беды. В Нижневартовске, к примеру, состоялось целых три митинга(!) посвященных трагедии в Кузбассе, на которые пришли тысячи горожан. Они почтили память погибших, выслушали соболезнования главы города и председателя думы, запустили в небо целое облако белых шаров в память о душах, улетевших из мира. Подобного в нашем городе не было никогда. Как и по всей России. И, дай Бог, больше не повторится…

Однако давайте попробуем заглянуть за ширму всеобщей скорби. Что за ней? Там проглядывает совсем другая Россия: глупая, коррумпированная, неспособная учиться на своих ошибках.

«По версии следствия, здание ТЦ незаконно эксплуатировалось без разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (реконструкции), с грубыми нарушениями норм противопожарных правил. Так, не были оборудованы исправные системы оповещения о пожаре, произведены планировочные решения, существенно затруднявшие эвакуацию людей, а также способствовавшие быстрому распространению задымления и огня», – гласят выводы силовиков. Думаете, они о «Зимней вишне» в Кемерове? Нет. Это о пожаре 2015 года в торговом центре «Адмирал» в Казани, забравшем жизни 25 человек. Здание «Адмирала» стало при воздействии огня складываться, как карточный домик. И да, оно тоже было приспособленным строением. Бывшим цехом завода «Серп и молот». А кемеровский торговый комплекс вырос из бывшей кондитерской фабрики. Такие параллели меж двух пожаров можно проводить без конца.

«Эвакуация осложнялась переполненностью помещения, обилием мебели и узким дверным проемом основного выхода (вторая створка двери не была открыта при эвакуации). Во время пожара в помещении погас свет, аварийное освещение отсутствовало, начались паника и давка. Сообщение о пожаре в ближайшую часть было устно передано пострадавшим со следами ожогов», – гласят строки другого отчета. Может быть они о «Зимней вишне» и закрытой двери третьего кинозала? Нет, это о пожаре в «Хромой лошади» в 2011 году, который унес жизни 156 человек.

А почему, собственно, так происходит? Причин много. Но главные из них – это вечные разгильдяйство и жажда экономии (читай – наживы). По мнению сразу нескольких собеседников нашей газеты, к пожару в Кемерове возникает слишком много вопросов. Так, эксперт по пожарной безопасности Эдуард Полунцев обратил наше внимание на скорость распространения огня и дыма, а также на ущерб, который огонь нанес зданию ТЦ. Там фактически смешались в кучу этажи, прогорели насквозь стены, обрушилась кусками крыша. Эдуард Викторович считает, что при использовании металлических конструкций второго класса огнестойкости, утеплителя, способного противостоять огню, красок и материалов с нужным уровнем защиты подобного произойти не могло. И не должно было произойти, согласно строительным СНИПам и правилам пожарной безопасности.

Отдельный вопрос по системам дымоудаления и автоматического пожаротушения. И та и другая в «Зимней вишне» были. Сработай они, как положено, и число погибших уменьшилось бы кратно. Но обе этих функции, как правило, запускаются автоматически и привязаны к системе автоматической пожарной сигнализации, которая была неисправна в комплексе с 19 марта. Их можно было запустить вручную с пульта, но этого не произошло.

По словам Полунцева, подобное отношение к пожарной безопасности и защите людей отдает халатностью. Это мягко говоря. Зная, что в здании неисправна пожарная сигнализация, руководитель должен был принять меры вплоть до выставления специальных пожарных постов на каждом этаже. Для мониторинга ситуации, эвакуации людей, организации процесса пожаротушения и дальнейшей встречи пожарных расчетов в случае беды. Но ничего подобного тоже не случилось.

Все это важно. Но настоящие причины трагедии, по мнению специалистов, гораздо глубже, чем ошибки отдельных некомпетентных людей. К примеру, перевод пожарной охраны из ведомства МВД в МЧС привел к резкому уменьшению финансирования этой службы, оттоку квалифицированных кадров, ухудшению ее материальной базы. В итоге это привело к тому, что люди прыгали из окон прямо на асфальт, хотя, в теории, даже обычной лестницы «трехколенки» достаточно для того, чтобы дотянуться до четвертого этажа. Хоть и с нарушениями техники безопасности.

А еще есть 294 федеральный закон «О защите прав юридических лиц», который запретил с 1 января 2016 года в течение трех лет надзорным структурам «кошмарить» малый бизнес и проводить плановые проверки. В итоге специалисты Роспожнадзора могут побывать в торговых комплексах лишь в статусе покупателей или по особому приглашению. Так оно и происходит сейчас в Нижневартовске: городская прокуратура проверяет крупнейшие объекты торговли и привлекает инспекторов РПН в качестве консультантов. Не от хорошей жизни возникала такая схема, но об итогах ее применения мы обязательно расскажем.

Как видите, с исправлением ошибок дела у нас обстоят гораздо хуже, чем с трауром. Уроки «Хромой лошади» и «Адмирала» остались в прошлом и были забыты. Далеко не факт, что трагедия в «Зимней вишне» как-то изменит ситуацию. Конечно, виновных в Кемерове найдут и посадят. Это «как земля за колхозом» – так говорили встарь. Но погибших ребятишек это не вернет и несовершенств системы вряд ли изменит. А потому дадим напоследок только один совет: запоминайте расположение лестниц и аварийных выходов, где бы вы ни были. И поговорите с детьми о том, куда бежать и как спасаться в случае пожара. Практика показывает – это может им пригодится. Спасение утопающих, порой, оказывается лишь в их собственных руках. Это не повод для скорби, а стимул для действия.

Алексей Лбов. Фото: Александр Бороздин

Добавить комментарий