Племя скитальцев или…

Несколько лет назад генетики нашли так называемый «ген авантюризма». Рецептор, кодируемый этим геном, работает в клетках мозга и определяет чувствительность определенных групп нейронов к нейромедиатору дофамину, который отвечает за чувство удовольствия. Попросту говоря, мозг людей с таким геном плохо принимает «сигналы счастья». Таким людям нужно больше новых ярких впечатлений, чтобы порадоваться. Неудивительно, что именно из них чаще получаются путешественники или спортсмены­экстремалы.

И с каждым годом детей с генетической жаждой новизны рождается все больше. Что же происходит, если окружающие условия заставляют прирожденного экстремала вести рутинный образ жизни?

Очевидно, его будет крючить. Он даже будет склонен к деструктивным действиям. И наоборот, случись какая критическая ситуация, катастрофа – именно такие люди вдруг оказываются спокойными и даже как будто счастливыми. Хотя для остальных вокруг происходит нечто ужасное и смертельно опасное.

Однако гены определяют не все, а только очень общие тенденции, например, усиленное стремление к новизне в случае нашего примера. Зато методы получения новизны будут определяться уже не геном, а воспитанием и окружением. И вот тут есть широкое пространство для маневров.

 

Культ «бесстрашных»

Одним из самых популярных психоневрологических расстройств XXI века считается синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Диагностировать его начинают у многих еще в школьном возрасте (а иногда и раньше). Стоит ребенку продемонстрировать излишнюю импульсивность, невнимательность и хулиганское поведение, и вот его уже записывают в гиперактивные.

Между тем, само слово «синдром» означает, что это не заболевание, а некий набор признаков с неизвестной причиной. Что, однако, не мешает многим психиатрам лечить СДВГ с помощью психостимуляторов и антидепрессантов. Сто лет назад нечто подобное происходило с диагнозом «истерия». Чем только ее не лечили, но впоследствии признали, что такой болезни вообще нет.

Возможно, вскоре точно так же отменят и СДВГ. По крайней мере, недавно обнаружена связь между СДВГ и тем самым «геном авантюризма», о котором говорилось выше.

 

Креативность в мирных целях

Классическое образование подобно фабричному конвейеру по производству послушных роботов, который подавляет креативность и оставляет за бортом людей с СДВГ. Но допустим, мы реформировали школу, развили другие способности. А что делать с этой креативностью?

Некоторые психиатры считают, что именно такие люди востребованы в бизнесе, в крупных корпорациях. Вот вам упражнение на засыпку: придумать сто способов использования кирпича. Где может возникнуть такая задача? Очевидно, у маркетолога, обслуживающего производственный конвейер. Нужно кому-то впарить все эти кирпичи в условиях перепроизводства. И этот будущий рекламщик является более «гениальным», чем тот человек, кто без лишних прыжков делает кирпичи, или тот, кто строит из них дом. Давайте же бросим долгую учебу, бросим трудный опыт, и все займемся свободным креативом… типа спама и других способов обслуживания чужих конвейеров.

Но позвольте, мы же никуда не отошли от фабрики с роботами, просто сменили отдел. Не то чтобы в работе рекламщиков нет пользы, мы просто показываем, что грубое натягивание черно-белой морали на биологию приводит к сомнительным ценностям. А реальный факт здесь только в том, что работа в масс-медиа – один из современных способов удовлетворить свою генетическую жажду новизны.

 

Болезнь френдизма

Какие еще возможны методы новизны? В принципе, их множество. Есть отдельные публикации о том, каким может стать СДВГ-ребенок, когда повзрослеет. Вот несколько типажей: Трудоголик, Перфекционист, Питер Пен, Космический кадет, Любитель вечеринок, Бульдозер, Вечный обвинитель, Болтушка. Все какие-то не очень приятные. Но хотя бы разные, что уже хорошо.

Появление интернета дало таким людям мощный наркотик коммуникации. Опытные айтишники давно заметили, что люди реагируют на это по-разному. Некоторых бодрит, а другим, наоборот, очень мешает.

 

«Серьезная проблема электронной почты состоит в том, что получение письма нажимает на ту же кнопку выдачи эндорфинов… И отправление ответа на письмо  та же кнопка. Химический сигнал счастья поступает в ваш неокортекс, и внутри вас разливается эдакое «а­ахх», словно вы и вправду что-то сделали. Поэтому вы сидите весь день с открытым окном почты, и прерываете работу каждый раз, когда приходит письмо, и отвечаете на него, и вам от этого приятно. Но что вы делаете на самом деле? Вы дробите свое время, прерываете свой «поток» и убиваете свою способность сконцентрироваться на чем-либо достаточно долго, чтобы выполнить работу качественно».

Марк Андресен, «Как делать дела»

 

Более того, статусным параметром в современном интернете является высокое число «френдов», практически то самое условие, которое в сочетании с «геном новизны» дает либеральное мировоззрение. Может быть, именно в этом ключ ко многим странным феноменам интернета, включая бессмысленные флешмобы, твиттер-революции без плана и хипстерские митинги без вменяемых требований.

Вот что рассказывает Сергей Пойдо, медиадиректор и куратор специальных проектов Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» о мотивациях своего «креативного класса» на митингах:

— Сейчас любой бренд, продукт, услуга, человек превратились в медиа, получили возможность передавать информацию, говорить с неограниченным количеством лиц. И у людей возникло ожидание способности разговора. При этом у нынешней власти эта способность разговора отсутствует.

Почему вышли люди на Болотную? Чтобы быть услышанными. У них удовлетворены физиологические потребности, потребности в принадлежности к определенной социальной группе, но они желают удовлетворить и другие, они хотят быть услышанными…

Это полный бред с точки зрения политэкономии, которая предполагает борьбу человеческих групп за конкретные ресурсы, а не за «услышанность».

С другой стороны, это очень понятно, если ваш наркотик новизны – коммуникация. Ей даже цель не нужна. Нужно только, чтобы на том конце трубы кто-то лайкнул, чтобы мелькнули новые лица. «Митинг закончился, люди стоят в недоумении и не понимают, что делать дальше», писали в одном региональном средстве массовой информации. Оказывается, слово митинг означает просто «встреча». Надо чаще встречаться, ага.

 

Искать свою новизну

С учетом всего сказанного, гиперактивные граждане могли бы самореализоваться гораздо эффективнее, если бы осознали, какая сила на самом деле толкает их на поиск «чего-то такого». Но на практике им очень трудно будет соскочить с иглы френд-ленты, мобилы и прочих медиа-суррогатов новизны. Да и вообще, это их личное дело.

Слабая реальная личность никогда не создаст сильную виртуальную. Если вам удалось создать сильную Волевую Личность, возможно, стоит попробовать себя и в других творческих средах: затяжные прыжки с парашютом, разведение горных пчел, работа воспитателем детского сада.

Что же касается семей, где обнаружились юные авантюристы, френды френдами, но выбор базовых моделей новизны происходит на реальных примерах родителей. Воспитывайте своих детей, участвуйте в формировании их мира, помогите им определиться с ответом на детский вопрос Владимира Маяковского: «Что такое Хорошо, и что такое Плохо?».

По материалам интернет-изданий

Добавить комментарий