Нижневартовское Бородино

«Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…», писал когда-то поэт Михаил Лермонтов об одном из самых ожесточенных сражений в мировой истории. 11 сентября в нижневартовском ДК «Октябрь» мне часто и очень отчетливо вспоминались эти строки. Было стойкое ощущение, что вокруг свистят ядра и сходятся в штыковой атаке полки. За всю историю города в нем еще никогда не случалось столь массовых и столь накаленных публичных слушаний. Шутка ли: поговорить о застройке центральной части города собрались более 400 человек и свыше 60 из них взяли слово во время мероприятия. Никто не желал ни промолчать, ни уступить, и наэлектризованный зал гудел, как потревоженный шершнями улей.

«Не перебивайте меня! Не перебивайте, я долго ждала микрофона и намерена высказаться!», – гневно восклицала одна дама. «Зачем мы собрались здесь?», – вопрошала другая. «Голосование. Когда будет голосование? Даешь парк в 9Б микрорайоне!», – кричали мужики с задних рядов. «Не надо другим указывать, куда идти. А то и вам укажут», – отчетливым басом призывал к снижению градуса дискуссии протоиерей Владимир Захаров. А заместитель главы города по строительству Виктор Ситников был похож на растерянного кота Леопольда из мультика и раз за разом призывал к соблюдению регламента и переходу к конкретным предложениям, вместо реплик и философских рассуждений. Так продолжалось три с небольшим часа.

«Что за страсти такие?», спросите вы. Все просто. Во вторник обсуждали внесение изменений в правила землепользования и застройки Нижневартовска. Почти все участники пришли в ДК «Октябрь», чтобы поговорить про строительство храма в 8А микрорайоне города и парка в микрорайоне 9Б. Из-за них и начался сыр-бор.

Но никто, кроме представителей мэрии, не понимал при этом самой сути формата публичных слушаний и представления не имел, как эффективно отстаивать свои интересы на подобных мероприятиях. Половина зала встала и ушла в тот момент, когда Ситников сообщил, что голосования в этот вечер не будет. Многие люди отправились по домам злыми и недовольными, так и не осознав, что в ходе подобных мероприятий голосований не бывает никогда. Что у них совершенно другие цели, и для того, чтобы отстоять свою точку зрения, нужно тщательно вникать в нюансы законов и муниципальных правил, готовиться к выступлению, запастись документами, а в идеале еще и письменным заявлением (набором предложений), которое по первой же просьбе приобщат к материалам собрания.

Самое занятное во всей этой ситуации то, что вот уже четверть века мы общими усилиями пытаемся выстроить правовое общество, читаем в прессе про диалог населения с властью, демократические институты, гражданское самосознание и прочие пока, увы, эфемерные для многих субстанции. А когда доходит до дела, то выясняется, что от формата советских партсобраний мы так никуда и не ушли. Согласитесь, что качать права и разводить демагогию мы прекрасно умели и раньше. А вот защищать их спокойно, уверенно и с четкими выкладками в руках почти никто по сей день так и не научился.

Алексей Лбов, шеф-редактор

Добавить комментарий