Мы поедем, мы помчимся…

Так и тянет продолжить этот заголовок строчкой из песни «советского соловья» по имени Кола Бельды. Но нет. Нижневартовск, да и весь наш регион, благополучно выросли из того возраста, когда нужно было врываться на оленях прямо в снежную зарю. Сейчас они, как правило, мчатся в нее на автомобилях с уютно греющим кондиционером (или печкой), которых в личном пользовании вартовчан уже более 120 тысяч. Ну а для тех, кто вынужден обходится без железной лошадки, всегда найдутся автобус или маршрутка, чтобы уехать в нужном направлении. Или же не всегда? Или совсем не найдутся? Мы постарались разобраться в этой теме и выяснили, что у горожан появилось много нареканий к работе общественного транспорта, а у владельцев транспорта, в свою очередь, есть серьезные вопросы к представителям всех уровней власти.

 

Начнем с хорошего

Нижневартовский общественный транспорт развивается и процветает. Такой вывод можно сделать на основании десятков статей в газетах и сюжетов на местных телеканалах, посвященных этой тематике. И это совсем не вранье. Нам действительно есть чем гордиться. Взять хотя бы предприятие ПАТП-2, название которого чаще всего звучит в подобных публикациях и сюжетах. Оно первым в городе отказалось от кондукторов в салонах автобусов и стало внедрять электронные форматы оплаты: это удобно и позволяет снизить себестоимость проезда одного пассажира. Сначала это были так называемые транспортные карты, потом к ним добавилась возможность оплаты банковскими картами, сейчас речь идет о введении специальных браслетов вместо карт. Надел такой на руку и плати одним касанием, а пополнять баланс браслета (чуть поздней) можно будет в онлайн-формате. Разве плохо?

Более того, по словам директора ПАТП-2 Владимира Кляпова, Нижневартовск должен ориентироваться на опыт крупных городов и сделать более удобной систему оплаты проезда. Гибкой и предельно ориентированной на безналичный расчет, чтобы у водителей отпала нужда в общении с пассажирами. Это повысит безопасность перевозок и снизит нагрузку на персонал. В данный момент 50% билетов в автобусах покупают по безналу, но этот показатель стоит наращивать до уровня 90% и более. Предприятие стремится к этому.

Не менее реальны сотни довольных вартовчан, которые уже распробовали приложение «Умный транспорт» в своих телефонах и регулярно им пользуются. С помощью этого ноу-хау можно отслеживать движение всех автобусов и маршруток в онлайн-режиме и выходить на остановки прямо к их прибытию. Еще пассажиры оценили «Газели-Next» с высокими потолками, коих в городе несколько десятков. Здесь можно нормально стоять посреди салона, а не перемещаться в положении полуприседа.

Стоит добавить в этот перечень перспективу строительства в Нижневартовске метановой заправки, которая позволит покупать автобусы нового формата: экологичные и экономичные. Но это далекая перспектива. По словам некоторых собеседников «СЭ», подобный проект может состояться примерно в те же сроки, что и полет на Марс, – году так
к 2030-му. На этом список достижений местного общественного транспорта можно считать исчерпанным. Хотя есть и другие приятные новшества, рангом помельче.

 

Маршрутное закулисье

Если с автобусами, хоть и с некоторыми оговорками, дела в Нижневартовске обстоят более-менее благополучно, то вот на рынке маршрутного транспорта проблем просто гора. Вартовчане часто жалуются на это в социальных сетях, а также высказывают свое негодование специалистам отдела транспорта и связи департамента ЖКХ местной мэрии. Претензии очень разные, но можно выделить несколько типовых.

— В будний день в 19 часов 15 минут я дожидалась маршрутки № 32 и отслеживала ее движение с помощью приложения «Умный транспорт». Мне показалось, что она движется непривычно быстро и причина этого скоро стала понятна. «Газелька» просто промчалась мимо остановки и, насколько я успела рассмотреть, была абсолютно пустой. Водитель, видимо, знал, что его перемещения можно отследить на электронной карте, и двигался по маршруту, а пассажиров не брал, чтобы скорее попасть домой, – рассказала «СЭ» вартовчанка Альфия Сотейникова.

И подобных жалоб мы выслушали немало. Взять хотя бы муниципальный маршрут № 12: интервал его ожидания не должен превышать 40-50 минут, но в часы, когда водители обедают, это время может запросто достигать 90 минут. Что до графика движения маршруток, то здесь вообще царит какой-то хаос. В утренние и вечерние часы пик их движение относительно предсказуемо и регулярно, а вот в середине дня многие из транспортных средств словно исчезают с лица земли. В итоге: интервалы неравномерны, люди злятся, приплясывают на морозе и пишут гневные комментарии на собственных страничках соцсетей.

Или вот вам еще один забавный нюанс. Многие водители «Газелек» в последнее время предпочитают ездить по маршруту не так, как положено, а так, как им удобно. Берет, к примеру, водитель и вместо того, чтобы ехать в Старый Вартовск, разворачивается на пересечении улиц Лопарева и 60 лет Октября и отправляется в обратную сторону. Или же «летит» как птица по своему маршруту, стремясь любой ценой обогнать ближайший муниципальный автобус. Или, напротив, «ползет» как черепаха и стоит на остановках по две минуты. Некоторым горожанам, кажется, что это зависит исключительно от темперамента и дисциплины водителя, но это не так.

— Мне план надо делать. Если плана не будет, то денег не будет, – объяснил «СЭ» улыбчивый пожилой джентльмен по имени Алижон. И добавил, – пассажиры иногда злятся и делают замечания. Бывает, даже скандалы закатывают и грозятся позвонить в ГИБДД. Я их понимаю, отвечаю всегда вежливо и без криков, но продолжаю ехать так, чтобы денежку заработать. Мне ведь тоже надо семью кормить.

Чтобы лучше понять логику нашего согражданина (он уже три года как получил этот статус), родившегося в узбекском Ургенче, стоит немножко залезть в нюансы его семейного бюджета.

Итак, в месяц Алижон «делает» примерно 40-50 тысяч рублей, и никакой фиксированной заработной платы у мужчины нет. Его задача проста – заработать для «хозяина» несколько тысяч рублей за день, а все, что останется, – положить в собственный карман. План растет год от года вместе с конкуренцией на рынке пассажирских перевозок и стоимостью бензина. Понимаете теперь, почему днем маршруток может быть меньше, чем вечером, а водитель в любой момент может развернуться и поехать в другую сторону? Им движут законы рынка, как и его работодателем. А этот рынок превратился из уютной лужайки для выпаса «Газелей» в очень неприятное место буквально за последний год.

 

Три гвоздя в крышке маршрутного гроба

Сразу отметим, что нам удалось побеседовать с тремя руководителями фирм, занятых коммерческими пассажирскими перевозками, и все они просили не называть их фамилий.

— Тех, кто качает права и жалуется на жизнь, у нас не очень любят, – заметил один из инсайдеров.

Согласно информации, которую мы получили, рынок коммерческого транспорта переживает сейчас тяжелые времена. Многие из его участников серьезно обеспокоены рентабельностью своих компаний и раздумывают над тем, чтобы продать автопарк и выйти из бизнеса. А есть и такие, кто уже вышел или же отказался от наиболее убыточных для себя направлений, что вызвало массу возмущения у вартовчан. К примеру, сейчас вы уже не встретите маршруток с номерами 19, 10 и 23. А это означает, что буквально за пару лет коммерческая транспортная сеть города потеряла два десятка машин. Не так уж много (5% от рынка), но эта тенденция не сиюминутна. В этот же печальный список стоит включить и 24 маршрут, который в 2019 году несколько месяцев пустовал, а сейчас обслуживается малым количеством машин и не радует своих пассажиров приятными интервалами.

В следующем году под угрозой могут оказаться еще несколько направлений, поскольку владельцы «Газелей» откровенно говорят, что есть «хлебные» маршруты и есть низкорентабельные. Вторые – бизнесу не нужны, в отличие от нас с вами. Но вовсе не нам решать, какие из них имеют право на жизнь.

Боле того, размышляя о перспективах маршрутного рынка, все наши инсайдеры сошлись на том, что есть три ключевых проблемы, которые могут в ближайшие годы похоронить этот бизнес частично или целиком. Так сказать, гвозди в крышку его гроба. И ключевая из этих бед – нехватка кадров. Еще год назад ее не было и в помине, но изменения в федеральном миграционном законодательстве поставили вопрос ребром. Таджиков, узбеков и молдаван, которые раньше трудились по патентам и обеспечивали весь кадровый запас этой системы, сейчас уже не нанять. Киргизов нанять можно, но их нет в нужном количестве. Русских – полно, но дольше месяца никто из них не выдерживает. Работать за полтинник «чистыми» с шести утра до девяти вечера в атмосфере вечной нервотрепки желающих мало…

— Водители знают о сложившейся ситуации и начинают борзеть. Раньше за два-три серьезных нарекания, вроде смены маршрута на ходу, или же за невыход на линию мы просто увольняли людей и брали новых. Сейчас новых взять негде. Терпим, – рассказал собеседник «СЭ».

Вторым гвоздем в крышку маршрутного «гроба» стала великолепная инициатива мэрии. В 2019 году пенсионерам Нижневартовска начали выдавать специальные транспортные карты, которые гарантируют бесплатный проезд на муниципальных маршрутах, подкрепленный соответствующими дотациями владельцам автобусов. В итоге примерно 15 тысяч потенциальных пассажиров дожидаются автобусов на остановках и почти никогда не садятся в «Газели».

И, наконец, третий гвоздь. Несколько абстрактный, если можно так выразиться. Речь идет об изменениях федеральной нормативной базы, росте цен на бензин, непредсказуемости законодательства в целом.

— Мы смонтировали GPS-трекеры. Сейчас речь уже идет об обязательной установке тахографов и банковских терминалов в каждой машине. Поговаривают, что в какой-то момент придется также ставить камеры видеофиксации с мощными флэш-накопителями. А это дополнительные расходы на установку и обслуживание. Это наши деньги. А что через год придумают? Даже представить страшно. Введут, например, какой-нибудь единый федеральный стандарт транспортного обслуживания с сертифицированными центрами подготовки водителей и привет. Весь рынок сразу рухнет, – заметил директор одной из транспортных компаний города.

 

А что в итоге?

На первый взгляд может показаться, что мы с вами сейчас наблюдаем временный дисбаланс. С одной стороны – эффективность муниципальных перевозчиков, которые опираются на средства городского бюджета, а с другой стороны – быстро стагнирующий рынок маршрутного транспорта с низкой рентабельностью и морем проблем. Но нет, в эту ситуацию нужно вглядеться еще глубже. Понять саму ее суть. У «муниципалов» проблем не меньше.

К примеру, по словам начальника отдела транспорта и связи департамента ЖКХ администрации города Владимира Сушкова, в нашем городе уже назрел вопрос о выработке новой сети маршрутов. Поскольку старая была принята в 2013 году и, в свою очередь, опирается на базис системы, разработанной еще в 90-е годы. Новую схему надо заказывать проектным организациями, а для этого нужны деньги. Если они будут выделены в 2020 году, то это станет очень важным шагом на пути к «транспортной реформе». А необходимость в ней велика, ведь за 20 последних лет в городе появилось несколько новых микрорайонов, крупных торговых центров и социальных объектов, а на месте районов с малоэтажной застройкой выросли высотные дома. Да что там говорить, сама жизнь изменилась!

Также Владимир Геннадьевич отметил, что специалисты его отдела реагируют на каждую жалобу вартовчан, и любой пассажир города может позвонить с жалобой или предложением по телефону 8 (3466) 27-17-08. Взять хотя бы ту же ситуацию с несоблюдением водителями маршрутной схемы. Подобные сигналы фиксируют, потом проверяют и принимают меры, способы воздействия на перевозчиков у мэрии есть, так что некоторые из проблем можно решить запросто. Тут важно проявить активность и вовремя взять телефон в руки. Но это совсем не панацея…

Пожалуй, хватит уже информации инсайдеров и пришло время сделать наш собственный редакционный вывод: одним только изменением схемы маршрутов делу не поможешь, поскольку у нижневартовского общественного транспорта есть беды серьезней. И мы, вероятно, единственные, кто сейчас пишет об этом. Суть в том, что если у вас у вас есть килограмм колбасы и тонна хлеба, то можно сделать 10 прекрасных бутербродов, 30 плохоньких или 1 000 совсем никчемных. То же самое и с транспортом: можно открыть 10 или даже 100 новых маршрутов и выделить на каждый по одному автобусу, но будут ли рады пассажиры города подобной схеме? Полагаем, что нет.

В начале этого материала мы уже сообщали о том, что на 21 муниципальный маршрут Нижневартовска приходится 101 автобус, вышедший на линию. 71 из них принадлежат компании ПАТП-2. Ровно такое же их число выходило из парка в 1996 году, когда проезд был бесплатным, а общественный транспорт радовал горожан своей безупречной работой и прекрасными интервалами движения. Тогда, кстати, это количество техники распределялось всего на 10 маршрутов со значительно меньшим числом остановок. Ситуация в ПАТП-1 аналогичная. Почти точь в точь.

Иными словами, наш город растет и развивается, а вот общественный транспорт за этим процессом не поспевает. Хотя и очень стремится идти в ногу со временем. Но каждый новый автобус стоит 7-9 миллионов рублей, и для местных перевозчиков эта цена очень сурова. В итоге они берут автобусы в лизинг и, зачастую, даже не новые, а откатавшие десятки тысяч километров в других городах. В той же Тюмени, например. Прогрессивный и далеко не бедный Нижневартовск на поверку оказывается в положении бедного родственника, который носит чужие «туфли». Причем донашивает их с гордостью и молча, хотя каждый шестой вартовчанин регулярно пользуется общественным транспортом, а общий счет поездок за год идет на десятки миллионов. Быть может, нам всем пора поговорить об этом? Или лучше подождать пока кто-нибудь замерзнет на остановке?

Сергей Журавлев. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий