Куда катятся наши маршрутки?

Жизнь обитателей 10 микрорайона радикально изменилась после того, как исчез маршрут № 19. Марина Урланова – инвалид и для нее этот факт стал в прямом смысле болезненным. По словам пенсионерки, пользоваться услугами общественного транспорта для нее постоянная необходимость: то в поликлинику нужно, то на почту, то в управление соцзащиты или еще за какой надобностью. Теперь же даме приходится преодолевать лишних 600 метров (до остановки на ул. Интернациональной и обратно), чтобы сесть на муниципальный автобус.

 

— Мне очень тяжело, – сетует вартовчанка. – Жизнь прожить –не поле перейти, но для меня это «поле» уж слишком в тягость. Я в департамент ЖКХ звонила с просьбой вернуть этот маршрут, но мне сказали, что ситуация сложилась не по их вине. Частники, мол, не хотят работать на нашем направлении.

Таких, как наша героиня, по всему городу множество. Периодически на прямую телефонную линию с директором департамента ЖКХ звонят вартовчане с просьбой возобновить пассажирские перевозки тех или иных внутригородских коммерческих направлений. А таких, непокрытых малым бизнесом маршрутов на сегодня в Нижневартовске всего семь: 9К, 16К, 18, 19, 20, 31, 96. Это не особо популярные у жителей города маршруты с низким потоком пассажиров.

По словам Сергея Ляха, начальника отдела транспорта и связи Нижневартовска, ситуация в сегменте коммерческих перевозок в городе, действительно, сложилась непростая. Но тому есть ряд объективных причин, и местные власти со своей стороны делают все возможное, чтобы снизить неудобства для жителей:

— По большому счету, вартовчане не ущемлены. По всем городским магистралям ходят муниципальные автобусы большого и среднего класса по регулируемым тарифам. Что касается коммерческих маршрутов, то в 2018 году мы провели два конкурса по всем городским направлениям. Однако на некоторые лоты просто не было претендентов. При этом надо учесть, что в Нижневартовске и новых маршрутов прибавилось, и уже существующие изменились для обеспечения потребностей жителей микрорайонов за улицей Ханты-Мансийской. Безусловно, мы понимаем, что с нехваткой коммерческого транспорта происходит перераспределение нагрузки на муниципальные маршруты. И для удобства горожан сегодня на этих направлениях уже работает мобильное приложение «Умный город». Таким образом, у вартовчан теперь есть возможность следить поминутно за движением необходимого маршрута в режиме онлайн и подходить на остановку к приходу автобуса. Начала работать с этим сервисом и половина коммерческих маршрутов.

Однако, минимизация потерь от исчезновения из маршрутной сетки Нижневартовска ряда «маршруток» со стороны власти ситуации не решает. Частные перевозчики просто не имеют возможности заявляться на некоторые направления. Отчасти это связано с тем, что пассажиропоток на них просто не обеспечивает рентабельности бизнеса. За последнее время цена билетов на коммерческие перевозки сравнялась со стоимостью на муниципальных маршрутах по регулируемым тарифам. В то же время издержки выросли. Это и новые косвенные налоги, и траты на обеспечение дополнительных требований к транспорту. Например, установка на автобусы нового оборудования, повысились требования и по безопасности. А с июля все «маршрутки» должны быть оборудованы кассовыми аппаратами, с ноября – тахографами. Кроме того, резко выросла цена газовой смеси, на которой в массе своей работают «Газели». А стоимость основных запчастей подскочила в последние месяцы до 60%. Впрочем, перевозчики готовы работать и за самую минимальную прибыль. Но вот самый главный вопрос: где взять водителей?

На сегодняшний день автобусные парки частных перевозчиков полны практически новых машин. Однако 30% этой техники стоит в гараже. Некоторые интернет-издания, а за ними и доморощенные «эксперты» в различных пабликах, ссылаясь на неких инсайдеров из числа перевозчиков, объясняют положение дел произволом со стороны инспекторов ГИБДД. Мол, в последнее время эта служба стала тотально и предметно проверять работу коммерческого транспорта, где, в основном, работают граждане из ближнего зарубежья. Говорят даже, что дорожные полицейские стали останавливать «маршрутки» для проверки прямо во время движения на линии и высаживать пассажиров из «Газелей», водители которых проштрафились. Однако все не так просто и не совсем так, а порой и совсем не так…

Сергей Тихонов, начальник отделения технического надзора ОГИБДД Нижневартовска категорически отрицает факты произвола со стороны ГИБДД:

— Наша служба работает согласно федеральным законам и административным регламентам: контроль пассажирского транспорта при надзоре за дорожным движением на улично-дорожной сети города осуществляется на постоянной основе. В случае выявления нарушений ПДД водителями пассажирского транспорта мы принимаем меры административного воздействия. Привлечение к административной ответственности водителя за нарушения ПДД осуществляем на конечных остановочных пунктах. Другой вопрос, что наши коллеги, патрулирующие город, могут зафиксировать нарушение ПДД с участием автобуса и незамедлительно привлечь водителя к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Но и здесь они следуют нормам права и не высаживают пассажиров посреди улицы. (То есть пассажиры сами вольны выбрать: ждать окончания процедуры оформления протокола или покинуть «маршрутку» – прим. ред.).

Не подтверждает подобных фактов высаживания пассажиров и Павел Анисимов, руководитель одного из частных предприятий-перевозчиков. Однако все же соглашается с тем, что меры по контролю именно за водителями «маршруток» со стороны ГИБДД существенно строже, чем за муниципальными перевозчиками. И здесь тоже несколько взаимосвязанных объяснений.

— В большинстве своем у нас работают граждане сопредельных стран, входящих в ЕврАзЭС, – говорит предприниматель. – Правила же и законы сегодня таковы, что за три любых административных нарушения с их стороны в течение трех лет приводят к депортации нарушителя. Согласитесь, работая водителем на маршруте, сложно за этот срок не превысить этот лимит. Мы бы и рады брать на работу граждан России, но в последние годы россияне на эти вакансии просто не хотят идти. А между тем, мы и по разным городам России даем объявления о наборе водителей, и через сервис «Авито» зовем к нам сюда, вплоть до того, что готовы оплатить людям переезд в Нижневартовск с предоставлением общежития. Но желающих нет.
Поэтому мы берем всех, кто идет на текущие вакансии и имеет на это право. А это, в основном, граждане Киргизии и отчасти Казахстана.

Этот факт использует в своем объяснении и Сергей Тихонов:

— У нас нет никакой установки на предвзятые проверки либо остановки трудовых мигрантов.  Просто практически все водители «маршруток» – иностранцы. И какой-либо охоты за ними не ведется. Нарушил правило, нарушил технические регламенты – значит, совершил административное правонарушение. Другой вопрос, что уровень подготовки этих людей, действительно, очень низок. При том, что их международные права соответствуют заявленной категории, водители показывают на практике весьма скудное знание ПДД. А при очередном нарушении мы, естественно, не зависимо от гражданства, всегда проверяем нарушителей по другим базам.

В итоге мы имеем следующее: если обнаруживается, что иностранный водитель исчерпал свой законный лимит на правонарушения, то дорожные полицейские просто обязаны составить протокол и направить документы на депортацию. Таков закон.

Вот и выходит, что после недолгой работы, депортируются проштрафившиеся к себе на родину. Работать некому. Ирония судьбы заключается в том, что и сами дорожные полицейские страдают от своей службы. Например, на коммерческом маршруте № 27, который ходит до городского ГИБДД, уменьшился ежедневный выход автобусов на линию. Вообще, разбираясь в ситуации с «маршрутками», мы обнаружили еще один парадокс – все участники этого общего дела заявляют о готовности искать решения проблемы. В конце прошлого года, например, по инициативе ГИБДД состоялась предметная встреча дорожных полицейских со всеми частными перевозчиками.

Факт весьма примечательный, если учесть, что перед этим все 17 перевозчиков города понесли такие потери от действий автоинспекторов, что все до единого написали коллективную жалобу в нижневартовский департамент ЖКХ. Конкретных случаев злоупотребления служебным положением со стороны стражей закона здесь нет. Но общая петиция содержит столь много эмоциональной окраски, что становится понятным, до какой степени все плохо. Коммерсанты даже назвали служащих городского ГИБДД «террористами» (!).

И вот они встретились вместе. Однако пожелания коммерсантов и обязанности дорожных полицейских оказались просто несовместимыми. Просьба одних – снизить контроль – не нашла поддержки у других в силу невозможности.

— Мы не имеем права не реагировать на правонарушения, – разводит руками Сергей Тихонов. – И дело не в усиленном контроле, а в низком профессиональном навыке этих водителей. В конце концов, это безопасность пассажиров. Вы и сами, наверняка, были свидетелями перевозки стоящих людей в «Газелях». А факты прошлого года таковы, что это не единожды приводило к травмам во время торможения. Да и само торможение, совершаемое этими водителями, не соответствует требованиям к профессионалам с категорией «Д». Мы не против мигрантов, но приоритетное направление нашей службы – обеспечение безопасности пассажиров. Согласно анализа аварийности на пассажирском транспорте Нижневартовска за 2018 год, по вине водителей автобусов зарегистрировано 12 ДТП из них 7 – по вине частных перевозчиков на коммерческих маршрутах. При этом, 15 человек получили травмы различной степени тяжести. В сравнении с 2017 годом ситуация улучшилась – погибших нет совсем, а количество раненых снизилось на 21%.

Перевозчики в свою очередь объясняют, что других водителей у них просто нет. По словам Павла Анисимова, с документами у его работников все в порядке. И проверки могли бы быть более щадящими хотя бы в той части, что затрагивает техническое состояние транспорта на линии. Если есть такие вопросы, то их надо адресовать к фирме-перевозчику, а не устраивать полную проверку работникам:

— Проблему же кадрового голода, – говорит предприниматель, – можно устранить на уровне властей Югры. Именно их решением мы не можем принимать на работу граждан из стран, не входящих в
ЕврАзЭС. То есть масса водителей из Узбекистана и Таджикистана, которая могла бы покрыть эти потребности, просто не имеет права работать на нашем рынке.

Да и вообще, проблема по большей части, не в блюстителях устава, а в самих законодателях. Правила менять надо. Пока же я вижу, что все наше законодательство направлено на то, чтобы сделать коммерческие перевозки на общественном транспорте невыгодными, а порой и невозможными. И это вопреки заявлениям, что малый бизнес нельзя «кошмарить». Признаться, после 10 лет в деле, я сегодня всерьез думаю о том, чтобы уйти из этого бизнеса.

Александр Шнеур

Добавить комментарий