Коронавирус лезет в кошельки

На момент верстки этого номера число зараженных коронавирусом россиян достигло полутора сотен, а также была зарегистрирована первая смерть от этой инфекции. 79­летняя москвичка скончалась в четверг в столичной инфекционной больнице № 2. Она проболела семь дней. Ее подкосили диабет, гипертония и множество хронических болячек.

Случай хоть и трагичный, но предсказуемый. Летальность заболевания составляет порядка 3% и можно смело говорить о том, что одной смертью дело не ограничится. Впрочем, нам на эту тему думать еще рановато – в Югре ни одного носителя COVID­19 еще нет и действует мощный перечень карантинных мер. Но это вовсе не значит, что вирус далек от нас. Напротив, мы уже живем под его диктовку и несем солидные финансовые убытки.

 

Доллар + вирус = убойная смесь

— К счастью отказов от уже забронированных поездок нет, но продажи туров встали. Сидим и наводим порядок в офисе, занимаемся рутинными делами. Ждем изменения ситуации, – рассказал «СЭ» директор нижневартовской туристической компании «Спутник» Василий Сочилин и добавил, что несмотря на всю сложность эпидемической ситуации, сейчас лучшее время, чтобы планировать зарубежные поездки. Крупнейшие туроператоры пытаются удержать спрос настолько жесткими мерами, что диву даешься. Цены на туры – смешные. Две недели Вьетнама можно купить сейчас за 28 тысяч рублей!

Сочилин да и многие другие предприниматели Нижневартовска очень надеются, что государство внедрит широкий комплекс мер поддержки малого бизнеса в период эпидемии. Ведь по нему вирус бьет сильнее всего. И речь тут не только о зарубежном отдыхе. Согласно источникам «СЭ», снижение прибыли отмечает весь спектр малых компаний, ориентированных на работу с населением. Тут вам и общепит, и косметический бизнес, и всевозможные платные кружки для детворы, розничная торговля товарами широкого спроса: от мебели до одежды. Везде наметился упадок. Правда причина этого не только в коронавирусе. Интенсивный рост курса доллара и евро продолжается уже вторую неделю. Это становится проблемой даже для тех компаний, которые не зависят от прямых поставок из-за рубежа. Просто в условиях нестабильной экономической ситуации люди стараются деньги экономить, отказываются от активного досуга и крупных покупок. В итоге – деньги есть, но кассы пусты!

 

Сокращения и не только

— Я работал по срочному трудовому договору грузчиком. Мы развозили канцелярские товары и бытовую химию по торговым точкам. Буквально три дня назад мой договор истек, и работодатель сказал, что нового не будет. Мол, вирус, эпидемия, надо снижать расходы, – делится своей историей вартовчанин Фархад Худжаев.

Насколько нам известно, подобные случаи увольнений единичны. Но это вовсе не значит, что все остаются при своих привычных зарплатах. Некоторые компании ввели для сотрудников сокращенный рабочий день. Другие  – отправляют сотрудников в отпуска за свой счет. Третьи – срезают премии. Причем речь идет не только о маленьких частных лавочках, где работают «полтора» человека. Насколько нам известно, свои меры по оптимизации расходов предпринимают даже нефтяники и газовики. Работника отправляют в отпуск на две недели (это называется «вывести в резерв»), а его нагрузку распределяют на другого специалиста. Через 14 дней они меняются местами и так, пока ситуация не наладится. При этом оба работника несут небольшие финансовые потери из-за нового графика.

Впрочем, теряют деньги и те, чей рабочий график не изменился никоим образом. Речь о тысячах людей и их премиях, которые достигают порой 15-20% заработной платы.

— В нашем магазине доход продавца целиком зависит от выполнения плана. В марте месяце его обещали снизить на 10%, но уже сейчас очевидно, что нам его не выполнить. В лучшем случае сделаем процентов 60 и останемся без денег, –  делится своей тревогой вартовчанка Светлана Мезенцева. Она работает в крупной торговой сети для дам, торгующей духами и косметикой.

И это далеко не полный перечень тех бед, которые уже создал для югорчан COVID-19. К примеру, теперь стало сложней и дороже чинить мобильные телефоны, планшеты. Предприниматель Сергей Байдуков говорит, что из-за эпидемической ситуации посылки с Китая стали идти дольше, а нужных комплектующих порой не бывает в наличии. И он ведь не единственный, чей бизнес полностью зависит от поставок из поднебесной империи.

 

Государство поможет бизнесу?

Кажется, да. 17 марта Правительство обнародовало план борьбы с экономическими последствиями коронавируса. Документ называется «О мерах по обеспечению устойчивости экономического развития», и главная идея этого документа заключается в том, что государственный бюджет снижения расходов не планирует, и в случае острой необходимости власть будет использовать регуляторные меры, «облегчающие адаптацию финансовых организаций к динамично меняющимся рыночным условиям». Что это такое и с чем это едят, мы вам ответить не готовы. Текст очень пространный и есть в свободном доступе, вникайте сами. Насколько удалось понять нам, в первую очередь протекционистские планы властей ориентированы на поддержку банковского сектора и крупных госкорпораций, а также авиаторов и туристических фирм. Что касается реальных доходов населения, то «ключевым среднесрочным фактором обеспечения стабильности доходов населения является сохранение занятости и бесперебойности выплат заработных плат». Такие дела.

Это, разумеется, не полный перечень мер, запланированный правительством для борьбы с экономической стагнацией. В числе полезных ноу-хау есть признание пандемии форс-мажорной ситуацией (со всеми вытекающими последствиями по выполнению госконтрактов и ряду других аспектов), реструктуризация и пролонгация кредитов под госгарантии, создание на таможне «зеленого коридора» для социально значимых товаров и ряд других довольно приемлемых решений. Однако, по мнению многих предпринимателей, все это вишенка на огромном и жутко невкусном торте. «Догонят и еще поддержат», – пошутил один из собеседников газеты.

Что касается обычных югорчан – рабочих и служащих, – то в их интересах с 19 марта введен так называемый режим повышенной готовности. Он предусматривает длиннющий перечень всевозможных противовирусных мер, но мало, что дает населению. «Предпринимателям будет оказана господдержка в случае понесенных потерь в связи со сложившимися обстоятельствами. За несвоевременную или не полную неоплату коммунальных услуг и капремонта не будут взиматься пени», – сообщает нам официальный сайт правительства Югры. а еще правительство округа намерено мониторить цены на 47 групп социально значимых товаров. Дело хорошее. Вот только будут ли при этом пресекаться спекуляции и накрутки? Закон ведь не запрещает бизнесу увеличивать цены.

При правительстве РФ планируют создать специальную рабочую группу по разработке мер поддержки бизнеса в период сложной экономической ситуации. Это значит, что список мер поддержки может быть расширен, а предложения малого бизнеса услышаны. В первую очередь – по отсрочке платежей в федеральный бюджет, снижению налоговой нагрузки, верификации кредитных ставок и сроков. Так было в Китае. Так есть сейчас в Италии, Франции, Чехии и многих других странах.

Кстати, о Китае. На него можно и нужно равняться. Правительство и бизнес этого государства проявили фантастическую солидарность в борьбе с эпидемией. С одной стороны, бизнесу быстро дали льготы. С другой – он проявил такую социальную ответственность, которая со стороны кажется сказочной. Всего за две первых недели января крупнейшие компании Китая перевели в госбюджет 5 миллиардов юаней. Подарили без всяких требований со стороны. Коммерсанты бесплатно раздавали маски на улицах, привозили в больницы тонны бесплатной еды, поддерживали скидками семьи врачей и сотрудников полиции. Всего не перечислить. Спустя день после того, как ВОЗ объявила о появлении нового вируса и связанных с этим рисках, в Ухане сел самолет забитый медицинскими масками, средствами защиты, медицинской аппаратурой и расходными материалами. Все его содержимое купили в Японии предприниматели города. На собственные деньги. Нам до такого, как до Китая босиком…

 

Когда все это закончится?

Если речь идет о пляшущих курсах доллара и евро, то ответ нам неизвестен. Велика тайна сия. А вот насчет коронавируса уже звучат осторожные прогнозы со стороны представителей всемирной организации здравоохранения, да и отечественные вирусологи тоже высказываются. Вирион этой инфекции, как бы он ни был заразен, плохо переносит жару и прямой солнечный свет. Вероятней всего, в середине мая – июне число новых заражений начнет резко сокращаться, а к июлю сойдет на нет.

Осенью может начаться новая волна эпидемии, как было в 1918 году с жутко смертельным штаммом гриппа – испанкой, но это будет уже не особо страшно. Многие страны мира разрабатывают вакцины против COVID-19 и четыре уже дошли до этапа клинических испытаний. Россия в их числе.

Сергей Журавлев. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий