Если завтра война…

Это было 20 лет назад. Начальник управления ГО и ЧС Нижневартовска Валерий Тамбовцев устроил для всех местных журналистов экскурсию по стратегическому объекту Нижневартовска – Командному пункту, а по совместительству главному бомбоубежищу города. Тогда были времена большой гласности и тотального рассекречивания, а вот вводные на случай глобальной катастрофы (читай – ядерной войны) сохранялись еще со времен Советского Союза.

 

Однако, начиная с конца 2017 года, обстановка кардинально изменилась. В соответствии с новыми требованиями закона все 30 бомбоубежищ на территории Нижневартовска вновь засекречены. Но главное – в корне изменился сам алгоритм отношения к гражданскому населению на случай глобальной войны. Поясним: в действующей ранее концепции все население Нижневартовска, за исключением ряда ценных специалистов, должно было быть эвакуировано из города. И этот алгоритм был зафиксирован в местных документах по делам ГО и ЧС еще с советских времен.  Теперь же законы предписывают нижневартовским специалистам по гражданской обороне другой разворот событий на случай бомбежки. Никто никого никуда эвакуировать в случае беды уже не будет, а население должно укрыться в специальных убежищах в черте города.

Как только новые предписания вступили в силу, в Нижневартовске начались инвентаризация и занесение в соответствующие реестры объектов с временным грифом «Убежище». Под это определение подпадают подвалы капитальных домов (ДСК и многие другие), подземные гаражи и парковки, подвальные помещения торговых комплексов. Именно там нужно собираться в случае беды. Впрочем, если уж такая катастрофа когда-либо произойдет, то в каждом микрорайоне будет установлен баннер с указанием, куда конкретно необходимо спрятаться…

Начальник управления ГО и ЧС по Нижневартовску Вадим Татаренков поясняет ситуацию так:

— Ну представьте сами: вывезти одномоментно 260 тысяч человек!.. Алгоритм изменился. На практике мы теперь будем эвакуировать только тех, кто проживает вблизи водоочистных и канализационных предприятий, поскольку там находятся запасы химреагентов (хлор и т.п.). В реальности это около 20 тысяч человек.

Для того, чтобы совершить эту нелегкую операцию, по словам нашего собеседника, в пределах Нижневартовска уже существуют 40 эвакуационных пунктов (ПЭП) в детских садах, в школах и в трех безопасных зонах города (ст. Вартовск, территория Комсомольского озера, и промзона за ж/д переездом).

Параллельно с этой работой спасатели продолжают совершенствовать систему оповещения граждан, регулярно проводя пробные включения.

— Конечно, мы оповещаем вартовчан, что в тот или иной день, в определенное время начнут работать сирены. Но мы хотели бы, чтобы граждане понимали, что это тестовые включения. Но если вдруг завтра система заработает в момент реальной опасности, то надо бросать все дела и следовать указаниям, – пояснил Татаренков.

Под указаниями Вадим Леонидович имеет в виду вполне конкретные действия:

— Если предположить, что завтра начнется война, то на практике это будет выглядеть так: сначала произойдет официальное обращение через центральные СМИ. Потом наступит черед городских средств оповещения. Мы сегодня адаптируем эту систему не только под вой сирены, но и под голосовые сообщения, в том числе и в рамках подобной ситуации. То есть, помимо сирены, из громкоговорителей будут звучать голосовые сообщения населению в соответствии с ситуацией. Например: «Пожарная опасность!» или «Воздушная тревога!». Этот формат уже опробован в тестовом режиме и вполне работоспособен.

Что же касается главного бомбоубежища Нижневартовска, то здесь смогут разместиться порядка 25 человек, ответственных за жизнеобеспечение и руководство городом. Поскольку на сегодня данный объект вновь засекречен, то говорить что-то наверняка нельзя. Но данные 20-летней давности таковы: бункер обеспечен полной автономией на шесть месяцев (связь, энергоресурсы, продукты, вода, воздух и средства защиты). Плюс ко всему на базе всех экстренных служб на момент войны будут работать свои «убежища», где развернутся (по документам – «рассредоточатся») бригады медиков, коммунальщиков, пожарных, спасателей, и других профессионалов.

— Самое главное, что должны помнить и понимать вартовчане в любых экстренных ситуациях, – говорит Вадим Татаренков, – это необходимость внимательно слушать сигналы уличного оповещения и информацию, передаваемую через СМИ. Если, не дай бог, случится война или любая масштабная катастрофа, то ситуация будет развиваться не сразу, – уверен Вадим Леонидович. – Но стоит помнить, что первые три-пять дней люди должны быть, что называется с вещами и документами, в готовности покинуть жилые помещения и обеспечить себя самостоятельно самым необходимым.

В общем, на вопрос: «Готов ли ты к гражданской обороне?» надо отвечать созданием своей личной котомки безопасности и, желательно, следить за новостями или же быть готовым включить радиоприемник в любой момент. Никто и никогда не ждет беды, в том числе сами специалисты по гражданской обороне, но план действий по борьбе с ней мы все иметь обязаны. Береженого…

Александр Шнеур

Добавить комментарий