Человек и его самолет

Каких только хобби не встретишь в наши дни у вартовчан. Кто­то, к примеру, разводит собак породы хаски и катается на них в ездовой упряжке. Другой изготавливает скульптуры из гаек и прочей металлической мелочи. Третий разводит пчел на даче и мечтает вывести новую их породу, приспособленную под наши погодные реалии. Примеров тьма, и каждый из описанных выше вполне реален, но наш земляк Олег Прокофьев по оригинальности своего увлечения, пожалуй, заткнет за пояс любого другого жителя Югры. Вот уже девять лет он строит собственными руками самолет и если все будет идти, как задумано, то через годик­другой он включит зажигание, крикнет: «От винта!» и поднимет свой пилотажный биплан в воздух.

 

На несколько строк выше в этом тексте использовано слово «увлечение». Так вот, его, пожалуй, стоит вычеркнуть. Ведь авиация для Олега Алексеевича это, скорей, воплощение мечты. Он с юности стремился стать пилотом и даже пытался поступить в Балашовское летное училище, что в Саратовской области.

Сделать этого не вышло, но тяга к небу – штука упрямая. Прокофьев всегда тянулся к аэродромам, ангарам, к другим энтузиастам воздухоплавания. Он был инструктором в нижневартовских «Крыльях Самотлора» и мегионском «Икаре». Прыгал с парашютом, чинил разнообразные летательные аппараты и, разумеется, их пилотировал. У него и сейчас есть на чем полетать. Речь идет о так называемом «дельталете»: это дельтаплан, который оснащен двигателем и может унести на себе двоих «седоков». Многие старожилы города, наверное, вспомнят, что в 90-е годы такие аппараты частенько можно было наблюдать над дельтой Оби и старой частью города. Нижневартовск когда-то славился авиалюбителями. Их было много. Как и возможностей для полета…

Олег Алексеевич из их числа и он всегда мечтал построить что-то посерьезней дельталета. Первую попытку предпринял еще в конце 80-х годов. Почти довел до ума фюзеляж, но все начинания пропали после столкновения с грузовиком на земле. Так вышло случайно. Водитель большегруза немного ошибся и зацепил хрупкую конструкцию.

Сейчас у нашего героя прогресс постройки воздушного судна зашел значительно дальше. Дело, в общем-то, за малым: сделать крылья, обтекатели, довести до ума еще кое-какие аспекты и можно начинать испытания. Однако вряд ли этот процесс будет быстрым. Олег Алексеевич говорит, что постройка самолета дело невероятно кропотливое и дорогое. С одним только двигателем он разбирался два года. Взял движок от «Субару» и целиком его переделал. Ведь в чистом виде детище автопрома использовать невозможно, поскольку на это не рассчитана система подачи масла, да и ряд других аспектов, ведь машины никогда не ездят колесами вверх, не кренятся на крыло, не взмывают в воздух свечкой.

А вот самолету Прокофьева все это будет по плечу. При изготовлении конструктивной документации он взял за основу старенький американский Pitts Special. Эта машина была разработана еще в 40-х годах прошлого века и прославилась своей надежностью, неприхотливостью, высокими пилотажными характеристиками. В Европе и Америке энтузиасты воздухоплавания построили по авторским чертежам многие тысячи копий этой машины. Ее использовали для соревнований, выступлений на авиашоу, обучения начинающих пилотов и воздушной акробатики. За «вертлявость» и некрупные габариты этот самолет даже прозвали воздушным клопом.

Посмотрев форумы отечественных авиалюбителей, каждый желающий может убедиться в том, что проект нашего земляка уникален. В 90-е годы , когда еще жили авиаклубы, подобные начинания были хоть и редки, но неудивительны. Энтузиасты собирались на базе всевозможных обществ, строили вскладчину воздушные суда, поднимали их в небо. Но с тех пор изменилось все: клубы приказали долго жить, энтузиасты разбрелись кто куда и даже на дельталете особо не полетаешь. «Разве что в партизанском порядке», – признается Олег Алексеевич и добавляет, что массовый авиаспорт в России почти исчез как явление, и даже нормальную древесину для изготовления крыльев собственного биплана он найти не может. Строительная не годится, а авиационной никто уже не делает.

Но главная проблема отечественной любительской авиации, разумеется, не в нехватке древесины. Оформление сертификата летной годности, к примеру, стоит порядка 100 тысяч рублей, подготовка пилота – около миллиона, и куда не кинь – везде деньги, деньги, деньги. Фирменный самолетный двигатель стоит как однокомнатная квартира, подержанный самолет – как две, новенький – как три. А потому небо сейчас доступно людям лишь двух категорий – богатым и очень богатым. А в исключительных случаях еще и тем, кто не боится мечтать и много умеет делать своими руками. Таким, как Олег Николаевич Прокофьев. Но таких не то что в Югре, в России осталось буквально наперечет. Любительская авиация сегодня уже не про мечты. Она про деньги.

Сергей Журавлев. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий