Бороться и искать. Найти и не сдаваться

Эти строки написал однажды английский поэт Альфред Теннисон, и именно они высечены на могильной плите исследователя Арктики Роберта Скотта. Позже их взял на вооружение советский писатель Вениамин Каверин и сделал лейтмотивом известной книги «Два капитана».

Однако и в Нижневартовске есть десятки людей, которые воспринимают эту цитату как жизненный девиз. Или кредо, если угодно. Речь идет о волонтерах, которые посвятили себя поиску пропавших людей. Их работа помогает воссоединять семьи, предавать земле прах погибших, но гораздо чаще – спасать жизни.

 

Если вам кажется, что люди в Нижневартовске пропадают редко, то лучше перекреститесь. На самом деле, это явление рядовое. Счет идет на многие десятки ежегодно. Взял, например, мужчина 30 с лишним лет и неожиданно решил поехать по России автостопом без денег и документов. Родственники в панике, ориентировки повсюду, а от пропавшего ни слуху ни духу. Нашелся месяцем позже в районе белорусской границы. Это случилось минувшим летом.

Или вот другой случай. Девушка 24 лет из Излучинска уехала из дома, не сказав, куда и зачем. Искали ее всем миром. Сначала обнаружили эту леди в Ханты-Мансийске, но она успела отбыть до приезда мамы. Потом нашли в Челябинске, а чуть позже – уже в центральной России. Лишь после этого ее смогли вернуть в лоно семьи. И все три раза ее удавалось обнаружить благодаря работе нижневартовского интернет-сообщества «Поиск пропавших без вести в Нижневартовске», которое появилось в нашем городе пять лет назад.

— В 2015 году в паблике «ЧП-Нижневартовск» появился пост с просьбой о помощи. Пропала пожилая женщина, и ее родственники буквально сбивались с ног. Я вызвалась добровольцем, а со мной – еще несколько человек. Во тогда мне и пришла идея, что нужно создать организацию волонтеров-поисковиков, которая будет помогать людям в подобных ситуациях, – рассказала нам многодетная мать Елена Толстенева.

Сказано – сделано. Лена взялась за работу и потихонечку формировала вокруг себя клуб единомышленников. В 2016-2017 годах происходили становление ее организации и отработка моделей поиска. Появился паблик в социальной сети, контакты с правоохранительными органами, понимание, как и кого искать. Но самое главное, к ней присоединились сразу несколько организаций с аналогичными целями. К примеру, добровольный поисково-спасательный отряд «Десант» (ДПСО), который создали участники окружной организации «Союз десантников Югры», сообщество охотников и рыболовов «Север», клуб парапланеристов. Каждая из этих структур вполне самостоятельна, но все они работают командой ради общей цели. ДПСО «Десант» и общество «Север», например, это группы людей, готовых выйти на поиски в любых условиях – в тайгу и болота, в подвалы, на окраины города или даже выехать в соседние муниципалитеты.

— Мы бывали в Лангепасе, в Радужном, в Сургутском районе. В помощи никому не отказываем, и опыт поисковой работы накопили приличный. Чтобы делать все профессионально, приобрели за свой счет навигаторы, рации и много чего еще. Потом на средства окружного гранта купили палатки и снаряжение для длительной работы на местности. Костяк организации составляют бывшие десантники, но мы с радостью примем и научим любого, кто готов помочь в благородном деле, – рассказал руководитель ДПСО «Десант» Руслан Вильданов. Он, кстати, тоже увлекся поисковым делом в 2015 году, когда в дельте Оби упал за борт лодки и исчез заместитель губернатора Югры Виталий Ермошин. Для Руслана это был его первый поиск.

С тех пор минули четыре года и три сотни поисковых операций. Некоторые проходили на улицах, иные – в лесу.

— Чаще всего люди пропадают в Нижневартовске и на его окраинах. Если говорить о категориях риска, то это дети, подростки, вахтовики, пожилые люди. Практически все наши мероприятия закончились удачно, и люди вернулись в свои семьи живыми. Иногда именно от оперативности действий зависят жизнь и здоровье людей, – говорит Елена Толстенева. И ничуть не лукавит. Этим летом, например, на окраине Нижневартовска пропала пожилая женщина, страдающая болезнью Альцгеймера. Она жила летом на даче вместе с дочерью. Та отвлеклась на две минуты и потом увидела распахнутую калитку…

Пожилую вартовчанку искали три дня. Сначала абсолютно вслепую, словно иголку в стоге сена. Потом нашли одного свидетеля, следом – второго. Определили направление ее движения и отправились на «массовый штурм». Обнаружили в итоге в лесополосе, на участке, отделенном водой, куда не всякий здоровый мужик просто так полезет. Все три дня женщина обходилась без воды и пищи, а потому волонтеры сразу вызвали медиков.

Стоит отметить, что Толстенева – мать троих детей и начальник отдела в коммерческой компании. Вильданов – бывший работник пенитенциарных органов, глава семейства. Все их соратники тоже благополучно работают и растят детей. Их никто не гонит в лес или на ночные улицы и, тем более, не оплачивает такие прогулки. Все лучшее в мире, как обычно, строится на чистом энтузиазме.

— Мы готовы собраться практически в любое время суток. Иногда так и происходит. Особенно если пропадают маленькие дети, и надо действовать максимально быстро. Прочесывать подъезды, улицы, искать очевидцев. Что нас тянет на поиск? Сложно сказать. Но разве можно отказать людям в просьбе о помощи? Я лично не могу, – поведала Елена Анатольевна о собственной мотивации.

В ее организации, кстати, сейчас состоят три десятка человек, которые объединены в четкую структуру. Есть ответственный за поиск детей, есть координаторы лесных поисковых проектов, ответственные за размещение ориентировок и мастера по розыску людей через социальные сети. Все четко, почти по-военному. Кстати, в случае острой необходимости все организации нижневартовских волонтеров-поисковиков могут за несколько часов собрать до сотни добровольцев. Хорошее подспорье для полиции и спасателей.

— Их помощь бывает просто бесценна. Особенно, когда нужно быстро реагировать или разыскивать детвору через социальные сети. Этой весной руководители волонтерских организаций получили благодарственные письма и грамоты от нашего УМВД. Мы признательны каждому, кто состоит в подобных структурах, – заверила нас оперуполномоченный оперативно-сыскного отдела УМВД Нижневартовска Юлия Чернышова.

С ней согласен и начальник зонального поисково-спасательного отряда по Нижневартовскому району Эльдар Митрощенко:

— Мы не имеем права официально привлекать людей к поисково-спасательным мероприятиям в лесу, поскольку это запрещено законом. Но если они приходят сами, зачастую вместе с сотрудниками полиции, то с радостью принимаем такую помощь. Возможно, в будущем они официально оформятся, получат удостоверения спасателей, и тогда мы будем сотрудничать еще плотнее. Я рад, что есть такие люди.

Помимо официальных лиц, сотрудникам поисковых отрядов признательны сотни нижневартовских семей. В будущем, уверены, их станет больше, ведь люди никогда не перестанут теряться, а значит, востребованы будут и те, кто протянет им руку навстречу, сбережет от беды. А им, в свою очередь, необходимы техника, бензин для транспорта и лодок, навигаторы, связь, походные сухпайки, туристическое снаряжение, а порой и просто слова поддержки в трудную минуту. Без всего этого нельзя спасать жизни!

Если вы готовы вступить в ряды волонтеров или поддержать их как-то иначе, то отсканируйте QR-код на верхнем фото этой страницы или забейте в поисковик «ВК» название группы «Помощь в поиске пропавших в Нижневартовске» и присоединяйтесь к ней. Рабочие руки и ноги нужны всегда. Особенно мужские. Как ни странно, но большая часть организационной нагрузки в городских мероприятиях сейчас приходится на долю прекрасной половины человечества.

Сергей Журавлев.
Фото из архива волонтерских организаций.

Добавить комментарий