Три вопроса Богу

Крещение – традиционный и любимый православными людьми праздник. Как фотограф, снимаю в этот день уже много лет. Чаще – не в храме, а на берегу Оби в Нижневартовске. Случалось наблюдать празднества и в тридцатиградусные морозы. В этом году с погодой повезло, было тепло.Итак, 19 января 2019 года. Вход к храму охраняет полиция. Пройти на территорию можно только через рамки блокпоста – мультизонного металлодетектора с 18 зонами обнаружения. Еще десять лет назад таких мер безопасности на церковных праздниках не было. Государство добавляет в церковное действо технологического колорита, исключительно во имя безопасности паствы. И крестное знамение – еще не пропуск на службу. Однако контроль, похоже, формальный. Рамка звенит при одновременном проходе толпы и дает сбой. Улыбнувшись, полицейские пропускают партию прихожан. Слышится звон колоколов, служители выходят из храма и крестным ходом направляются к набережной. Здесь, на берегу, служение продолжается. По окончании процессия спускается на лед к реке. Дальше – все как обычно, следуя традиции...Уже позже, пересматривая отснятый материал и интернет-странички в этот день, пришел к мысли, что для некоторой части верующих или считающих себя таковыми людей, купание в Крещение стало чем-то вроде развлечения, одним в числе прочих. Традиция, имеющая религиозную основу, постепенно превращается в суеверие.Почему я так считаю? Мне кажется, смысл крещенского купания – приобщение к реальности праздника Богоявления Господня, и совершать его нужно не напоказ, не «за компанию», не ради экстрима. Если, конечно, следовать традиции и понимать, что, окунувшись в крещенскую воду, не смоешь никакие грехи, если не ходишь в храм, не исповедуешься, не живешь духовной жизнью. Но вот с приходом цифровой эпохи и интернета, традиции, похоже, меняются. Службы в храме регулярно снимает телевидение, да и сами служители церкви – для приходского православного сайта. Это уже стало частью околоцерковных «связей с общественностью».Вот и в Крещение прихожане, и все, кто желает окунуться в иордань, делают это обязательно с фото- или видеосъемкой. Какая уж тут интимность духовного обновления? Набрал освященной воды, окунулся – и скорее фото запостить в Инстаграмм или друзьям на смартфон отправить. К вечеру в ленте уже отчитываются (перед кем? Богом?) те, чьему эго не терпится поведать о «скромности» и «геройстве» окунания. Отчитался город, район, страна... Наверное, каждый десятый. В посте из Тюмени видел фото, где на заднем плане за купелью размещен рекламный щит Тюменского православного общества со словом «Аква»… Правильно ли это? Не знаю. Современно? Может быть. Но цифровой след остается навсегда на серверах интернет-монстров, и как бы не пришлось сожалеть о содеянном.Получается, что Россию и ее духовные скрепы теперь все больше узнают в мире через публичные подробности довольно непубличных по своему глубокому смыслу вещей. Секретов, таинства больше не существует, душа нараспашку, все напоказ. И сам праздник Крещения все больше приобретает черты онлайн фото-видеошоу.Купание проходит под взором многочисленных камер журналистов. Они спешат с микрофонами к участникам действа, выбирающимся из купели. Вопрос банален: почему вы решились и какие ваши ощущения? Ни одного корреспондента, выходящего из воды со своим мнением я пока не встречал.В связи с этим у меня три вопроса к Богу. Вполне серьезных, хоть и покажутся они кому-то на первый взгляд ироничными.Первый: почему, чтобы прикоснуться к тайне Богоявления, я должен пройти через досмотр полиции и рамки металлодетектора? Ведь если мы верим, что наши жизни в Твоих руках, Господи, зачем перекладывать заботу о безопасности на органы правопорядка?Второй: является ли селфи грехом или Инстаграмм, как и прочие мобильные и интернет-приложения, – от Бога? А если технический прогресс по Воле Твоей, то обязан ли я через интернет отчитываться Тебе, Господи, за каждый прожитый день, документируя свое благочестие?Ну а на третий вопрос: как прийти к Богу? ответ я, пожалуй, знаю. Ведь Иисус давно ответил: Царствие Божие внутри каждого из нас. Войти в него, к счастью, каждый волен минуя звенящие рамки. Ограничения тут есть, но они совсем другого рода...

Юрий Ипполитов

Юрий Ипполитов
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу
  • Три вопроса Богу

Добавить комментарий