Задать траекторию будущего
В системе образования Нижневартовска многоцветная палитра школ. При этом свои позиции сохраняет массовая общеобразовательная школа, где также ориентируются на личностный подход в обучении и воспитании учащихся, а на старшей ступени большое значение придают профильному образованию. Именно оно помогает планировать индивидуальную траекторию будущего выпускников школ.
В последнее десятилетие школы стали «затачивать» учеников под определенные специальности, организовав обучение по профессиональным профилям – медицинскому, экономическому, инженерному и т.д. Профильное обучение рассматривают как средство повышения качества и эффективности общего образования. Считается, что при таком подходе в большей степени учитываются интересы, склонности и способности ребенка, а это положительно сказывается на его учебной мотивации. По статистике, большинство учащихся поступают в профильные классы в связи с интересом к профильным предметам, около 30% – в связи с выбранной профессией. Это говорит о том, что профильное обучение в большей степени ассоциируется у школьников с углубленным изучением дисциплин. Еще один аргумент в пользу такого обучения – удовлетворенность учащихся старших классов обучением в профильных классах, связанная с получением более глубоких знаний и повышением конкурентоспособности при поступлении в вузы.
— Все начинается с профориентации. Профориентационная работа в образовательных учреждениях нашего города ранняя и ведется с учащимися различных возрастных групп, начиная с первого класса, когда проводятся первые профессиональные пробы, различные тестирования, позволяющие выявить индивидуальные склонности и способности детей, – говорит начальник отдела общего образования департамента образования администрации г. Нижневартовска Алсу Гайфуллина. – Эта предпрофильная работа ведется классными руководителями, психологами, социальными работниками. Уже к девятому классу, по сути, каждый учащийся осознает, по какой профильной программе с преобладанием тех или иных предметов, он будет учиться следующие два года (10-11 кл.).
По словам Алсу Набихановны, профильное обучение нацелено на расстановку приоритетов и повышенное изучение профильных предметов. То есть, если ребенок выбирает физико-математический профиль, то он делает осознанный выбор углубленного изучения физики и математики, на которые в учебном плане при профильном обучении отводится, к примеру, 4 часа в неделю, а при базовом – 2 часа в неделю.
— Эксперимент по введению профильного обучения в нашей стране ведется с начала 2000-х годов. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, – продолжает А. Гайфуллина. – При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся выбирают профиль обучения в 10-11 классах в соответствии с собственными интересами и способностями, а также с теми предметами, вступительные экзамены по которым необходимо сдавать при поступлении в высшие учебные заведения. Профильное образование подразумевает расширение возможности социализации учащегося, дает возможность эффективного самоопределения и обеспечивает преемственность между общим и профессиональным образованием, позволяя более результативно подготовить выпускников школ к освоению программ высшего образования и будущей специальности.
В школах нашего города профильные классы формируются, исходя из потребностей и пожеланий учащихся и родителей, материально-технической базы учебных учреждений и уровня профессионализма педагогического коллектива.
Богатый опыт в работе по профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовке учащихся в нижневартовской школе № 2 имени
Е.И. Куропаткина. Общеобразовательному учреждению в этом году исполнится 50 лет. Профильному обучению здесь уделяют внимание последние порядка 15 лет. Профильными считаются 10-11 классы, а окончательный выбор «профиля» у учащихся девятых классов формируют еще накануне, в течение всего учебного года.
— Мы заранее готовим детей к осознанному выбору. С сентября по декабрь наша социально-психологическая служба выходит к выпускникам девятых классов с целью проведения различных диагностик. Определяются интересы, потребности, наклонности детей, обрабатываются и анализируются результаты диагностики. Так проявляется, кому из ребят ближе общение с людьми, с техникой или животными. Пусть тестирование не до конца поможет с выбором профессии, но хотя бы так подросток может определиться с общим направлением: техническим или гуманитарным.
Затем приходит черед административной команды, которая проводит анкетирование детей, организует встречи с родителями (законными представителями). С декабря девятиклассников ждут курсы «Твой профессиональный выбор», в рамках которых организуются экскурсии на городские предприятия, учреждения. Снова ребят ждут диагностика наклонностей и анкетирование для того, чтобы помочь определиться с выбором профиля. И так трижды в течение учебного года, – рассказывает о процедуре выбора профильного класса директор школы № 2 Ольга Райш. – Проводится и работа с родителями (законными представителями). С ними мы встречаемся и общаемся на заседании Управляющего совета школы, где демонстрируем результаты диагностик и анкет, проводим индивидуальные консультации, определяем направления работы с городским Центром занятости населения. В итоге уже в конце учебного года выпускники девятых классов определяются с выбором профильного направления.
В школе № 2 предлагают пять направлений профильных классов. Авиационный (первый в городе) появился в 2016 году. Класс создан благодаря взаимодействию с предприятием «Нижневартовскавиа». Учащихся авиационного класса принимают в курсанты, у ребят есть своя форма. Учебный план они осваивают в стенах школы. Профильными предметами считаются физика, информатика и математика. Спецкурс подразумевает знакомство с компьютерным черчением, черчением в режиме «автокад», изучение английского языка (авиационные термины). В послеобеденное время дети обучаются на базе авиационного центра «Крылья Самотлора».
Традиционным и популярным у ребят считается химико-биологический класс, где углубленно изучаются химия, биология и математика. Профильные занятия проходят на базе нижневартовского медколледжа. Выпускники этого класса, как правило, становятся студентами медицинских вузов. Причем, как отметила Ольга Райш, дети поступают на бюджет в известные учебные заведения страны: в Санкт-Петербурге, Омске, Томске, Москве, Екатеринбурге, Тюмени и Казани.
В нынешнем году, учитывая запросы детей и родителей, в списке профильных классов появится инженерно-строительный класс – в учебной программе упор делается на математику, физику, информатику.
— Рабочие и технические специальности сегодня востребованы на рынке труда, и мы учитываем этот факт. У нас есть выпускники школы, которые сегодня работают в ОАО «Нижневартовскстройдеталь» и на других промышленных предприятиях, – объясняет директор школы № 2 Ольга Райш.
В социально-гуманитарном классе профильными учебными предметами считаются русский язык, литература, обществознание, история, экономика и право. В социально-экономическом большое количество часов уделяется географии, обществознанию, экономике, математике. Эти профили не менее интересны учащимися, в эти классы многие стремятся попасть. Кстати, в следующем учебном году социально-экономический класс планируют организовать с уклоном изучения туриндустрии.
При этом, по словам педагогов школы № 2, на экзаменах выпускники профильных классов демонстрируют высокий уровень знаний по основным предметам. Так, по итогам прошлогодней экзаменационной кампании, выпускники социально-гуманитарного класса показали хороший результат ГИА по обществознанию – показатель был вторым по округу.
Прием заявлений на участие в индивидуальном отборе при приеме в профильные классы, экспертиза документов, составление рейтинга обучающихся и принятие решения о зачислении, как правило, в школе № 2 длятся до конца июня.
— Когда рейтинги выстроены, а классы сформированы, мы оповещаем детей и родителей, – подвела итог директор школы № 2 Ольга Викторовна Райш. – Принятию решений при индивидуальном отборе помогают уже годами выработанные критерии. Среди которых наличие итоговых отметок «хорошо» и «отлично» по соответствующему будущему профилю, результаты ГИА по учебным предметам, изучение которых предполагается на профильном обучении. Для нас также важно, что учащиеся и их родители довольны большим выбором профильных классов, а материально-техническая база учебного учреждения и профессиональный коллектив позволяют организовать достойные условия и уровень учебного процесса в рамках профильного обучения.
Татьяна Шлыкова