Готовь сани летом, а школу круглый год

В Нижневартовске уже стартовала «школьная лихорадка». Вечерами в магазинах полно мам с детьми и задумчивых пап с банковскими картами в руках. Все носятся как угорелые, чтобы приодеть своих чад к новому учебному году, снабдить их канцелярией, всевозможными пособиями и сотнями мелочей. Но ведь у этого процесса есть и другая сторона, которую мы с вами практически не видим. Ко Дню знаний готовятся не только ученики, но и школы, причем там процесс идет ничуть не менее интенсивно. Если ребятам за лето нужно лишь прочитать несколько книжек и выполнить пару-тройку заданий, то для их педагогов и чиновников департамента образования лето – напряженная пора. И, добавим, очень результативная.

 

Готовность № 1

— А почему вы только про лето говорите?, – поинтересовался у нас директор городского департамент образования Эдмонд Игошин. – Процесс подготовки к новому учебному году не останавливается никогда. Да, пик этой активности приходится на теплое время года, но зимой, как правило, уже формируются планы, весной идут торги по необходимым для закупки позициям и так далее. Эта работа не заканчивается никогда.

Однако, само собой, День знаний становится для всей образовательной системы дедлайном или точкой отсчета, если угодно, когда можно оценить готовность учебных заведений к приему учеников и подвести сальдо промежуточного итога под огромным количеством проделанной работы.

Итак, все 34 школы Нижневартовска к встрече учеников готовы и, по словам Эдмонда Валерьевича, уже прошли комиссионную приемку. Были мелкие нарекания со стороны силовиков и госпожнадзора (а куда без них?), но ничего критичного и неустранимого люди в форме не выявили. Наши учебные заведения защищены от терроризма, пожаров и других невзгод. Более того, они, говоря спортивным языком, находятся в отличной форме, и многие из них основательно преобразились за лето. Это отметили не только чиновники, но и представители общественности.

— Ежегодно в мероприятиях по оценке качества подготовки к новому учебному году принимают участие представители школьных общественных комитетов, в которые входят десятки активных мам и пап. Мы внимательно следим за отзывами всех родителей и анализируем информацию. Вартовчане хорошо отзываются о проделанной работе и векторе развития в целом. За те годы, что я тружусь на этом посту, а это порядка семи лет, сделано действительно многое, – сказал председатель общественного комитета по развитию образования, депутат думы Нижневартовска Павел Лариков.

 

Пора перейти к примерам

Перечислять перемены в Нижневартовских школах и детских садах, случившиеся за лето, можно бесконечно. Слишком объемный перечень. Не на одну страницу. Это обновление фонда учебной литературы (десятки тысяч новых экземпляров), покупка новой мебели, учебного и цифрового оборудования, замена оконных блоков и элементов инфраструктуры, косметические и капитальные ремонты. Единого знаменателя тут нет и быть не может, потому что каждое образовательное учреждение (в том числе и детские сады – прим. авт.) готовится, исходя из собственных планов, потребностей и наличия средств.

Взять, хотя бы общеобразовательную школу № 11. Здесь отремонтировали крыльцо, поменяли окна в пяти кабинетах и комплекты мебели в шести, купили 13 новых мультимедийных проекторов и много других вещей. Но самое главное – обновили весь внутренний дизайн школы с первого по четвертый этажи.

— Мы готовились к этим переменам с января прошлого года. Разработали проект совместно родительским комитетом, нашли средства. Процесс получился масштабным, и одними субвенциями из бюджета дело не обошлось. Очень неплохо помогли депутаты, предоставившие средства из собственных фондов, как, например, депутат Тюменской областной Думы Юрий Елин, – рассказала директор образовательного учреждения Инна Домбровская.

Кстати, о дизайне. В школе перекрасили буквально каждый сантиметр поверхности. Нанесли на стены геометрические узоры и много занятных мелочей. Там, где будут заниматься младшеклассники, в основном, царит оранжевый и прочие яркие тона, также при покраске использовали зеленый, желтый, синий и бирюзовый цвета. Оформление продумали так, чтобы создать с помощью цвета функциональные зоны, рассчитанные на разный возраст и потребности детей. Для старшеклассников, например, гамму подобрали менее броскую, успокаивающую.

Но и это не все. Теперь на некоторых стенах школы можно рисовать. Для этого есть места, покрытые специальными пленками под мел или маркер. Также в образовательном учреждении появились аэрохоккей, настольные теннис и футбол, которые обычно устанавливают в детских развлекательных центрах. Инна Викторовна отметила, что ребята теперь могут получить не только знания, но и достойный досуг на переменах. Педагоги школы постарались, чтобы детворе было комфортно весь день, ведь среднестатистический ученик проводит здесь не менее восьми часов в сутки. Утром занятия, а потом факультативы и свободные часы – такова модель, к которой стремится все современное образование.

 

О векторах развития

Конечно, не все школы Нижневартовска смогли так же мощно обновиться за лето, как одиннадцатая. И пока далеко не все сумели перейти на обучение в одну смену, как она. По статистике, примерно 10% учеников города занимаются во вторую смену. Но этот показатель будет падать год от года, ведь это не просто веяние времени, а требование президентского указа: к 2021 году все младшие классы, а к 2025 вообще все ученики должны заниматься лишь в первую смену.

— Город справится с этой задачей, возможно, даже раньше поставленных президентом сроков, – сказал Игошин, но отметил, что для этого нужны новые учебные заведения, и работа в этом направлении тоже идет интенсивно: уже строится школа в 18 микрорайоне, есть проекты расширения еще двух учебных заведений.

Но в целом, те тенденции, которые мы привели на примере 11 школы, уже распространяются повсеместно. Это и новый подход к дизайну, и установка настольных игр, и пленка для рисования на стенах. Более того, Эдмонд Валерьевич уверен, что проводить время в своей альма-матер ученик должен с удовольствием, это гарант его хорошего настроения, хорошей посещаемости, а как следствие, и оценок. Наши ребята, кстати, в этом году показали весьма неплохие результаты по ЕГЭ, добившись шести стобалльных оценок и десятков других очень добротных результатов.

Впрочем, не одними лишь играми на переменах и мультимедийными проекторами живет современное образование и для того, чтобы взбодрить и замотивировать детвору, используется миллион разных способов. Игошин, к примеру, активный сторонник бодрящего школьного утра: когда в холле учебного заведения играет веселая музыка, а завучи и классные руководители встречают своих ребят буквально у дверей. Это сразу настраивает на нужный лад. Также во многих школах города будет реализован проект «Just-dance» – нечто вроде дискотеки на перемене или перед уроками, когда ученики смогут потанцевать под хорошую музыку и развлечься. Ведь ни для кого не секрет, что нагрузки в современном образовании весьма высоки, и полноценный отдых нужен ребенку ничуть не меньше, чем грамотный педагог и выверенный учебный план.

— Я сама проработала в образовании свыше 20 лет, уже 15 лет отдыхаю на пенсии. Мой внук в прошлом году пошел в первый класс и я часто провожала его в школу. Было время погулять по коридорам, посмотреть и поудивляться. Уровень образования в 80-х годах и сейчас, как небо и земля. Разница огромна. Сейчас модно ругать современную систему за ее нагрузки на ученика, за нестандартные программы по многим предметам и много других моментов. Конечно, есть вещи, которые мы потихоньку утрачиваем со временем, но очень много и таких, которыми можно гордиться. Современная школа стала динамичней и ищет способы, чтобы достучаться до каждого ребенка, научить его думать без ограничений и шаблонов. Полагаю, этот курс верен, – сказала Алефтина Беспалова, чей внук скоро вновь возьмет портфель и отправится в уже привычную ему девятую школу.

Алексей Лбов. Фото автора

Добавить комментарий