Зачем детям изучать звезды и шахматы?

Возвращение астрономии и шахмат в систему образования – одно из самых обсуждаемых нововведений в наступившем учебном году. Стране, умеющей запускать в космос пилотируемые ракеты и делающей ставку на развитие высоких технологий, требуется новое поколение интеллектуальных специалистов. Воспитывать их намерены с детского сада и школьной скамьи. Чтобы узнать, как это происходит в нашем городе, мы побывали в детском саду № 68 «Ромашка» и нижневартовском Лицее.

 

Первые шаги

Югра – один из первых российских регионов, где уроки шахмат стали обязательным школьным предметом. Приказом окружного департамента образования утверждена концепция развития шахматного образования в округе. Новая дисциплина появилась в расписании с 1 сентября. Обучение ведется в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности. При этом развитие у детей интереса к шахматам и формирование первичных умений игры – задача дошкольных учреждений.

Новый корпус детского сада № 68 «Ромашка» в районе новостроек (в 21 квартале) открылся в конце 2016 года. Уже тогда во время торжественной презентации учреждения все обратили внимание на специально оборудованную шахматную студию. И это помимо наличия игровых шахматных комплектов в средней, старшей и подготовительной группах.

В студии, похожей на шахматное королевство, проходят занятия в игровой форме с использованием интерактивных игр, мультфильмов, разыгрыванием костюмированных сценок. Шестилетки из подготовительной группы здесь чувствуют себя вполне уверенно, независимо от того, какие перед ними шахматы – настольные, магнитные, гигантские напольные. Во время занятий они с легкостью оперируют фигурами на шахматном поле, безошибочно расставляют их на доске, демонстрируют знание возможностей сильных и слабых шахматных фигур, владение первичными навыками игры.

По словам заместителя заведующей по воспитательно-методической работе Ольги Хоменко, детский сад работает по программе «Белая ладья», которая рассчитана на три года. Она составлена на основе рекомендаций и методических пособий автора Игоря Сухина.

Занятия проходят раз в неделю в рамках дополнительного образования для всех детей с 4-5 лет. За три года обучения ребята пошагово в игровой форме осваивают шахматную грамоту. Если интерес к развитию ребенка проявляют еще и родители, то к моменту выпуска из детсада, он может запросто составить партию в шахматы любому взрослому. К завершению обучения старшие воспитанники детского сада принимают участие в соревнованиях и даже в городском шахматном турнире, который второй год проводится в Нижневартовске среди дошкольных учреждений.

Педагоги детского сада отмечают, что игра в шахматы положительно влияет на развитие детей: она способствует расширению кругозора, умению обобщать и сравнивать информацию, принимать правильные решения за короткий промежуток времени, предвидеть результаты своих поступков, логически анализировать каждое действие, а самое главное – всегда думать.

— Ребенок учится продумывать внутренний план действий, – рассказывает Ольга Хоменко. – Дети, играющие в шахматы, более усидчивы, внимательны, инициативны, умеют контролировать время, способны выстраивать логическую цепочку, анализировать, прогнозировать и планировать. Самодисциплине шахматы тоже научают.

Для развития шахматного образования в детском саду № 68 намерены и впредь совершенствовать материально-техническую базу дошкольного учреждения. Со дня на день здесь ждут поступление новых интерактивных игр для обучения. Вместе с подопечными азам интеллектуальной игры обучаются и воспитатели. Методические занятия для педагогов проходят в форме мастер-классов и позволяют овладеть теоретическим и практическим материалом одновременно.

 

Лицеисты расставляют фигуры

Тот факт, что шахматы – сила и мудрейшая игра, отлично знают учащиеся МБОУ «Лицей», где углубленно изучают математику, физику и информатику. Именно их обычно считают наиболее трудными школьными предметами. Нешуточные интеллектуальные баталии здесь каждый день разыгрываются не только по расписанию (час занятий предусмотрен с 5 класса), но и на переменах, до и после уроков. «Пожалуйста, не трогайте фигуры, мы доиграем партию после урока», – такие записки часто оставляют у шахматных досок лицеисты. Шахматные столы с переносными игровыми комплектами здесь установлены в школьных коридорах.

Педагоги отмечают, что у детей, играющих в шахматы, показатели учебной успеваемости выше – интеллектуальная игра способствует развитию логического мышления, столь важного для освоения профильных школьных предметов, требующих концентрации внимания и памяти. При этом шахматы в Лицее не просто модный тренд, которому следуют согласно нововведениям. Интерес к интеллектуальной игре здесь поддерживался всегда. Шахматные уроки в Лицее не первый год преподает один из сильнейших гроссмейстеров города, руководитель МО по шахматам Владислав Моисеев. Лицеисты не раз становились призерами городских шахматных турниров. С начала учебного года дети с удовольствием посещают занятия в рамках внеурочной деятельности. Курс «Решение шахматных задач» ведется для 315 лицеистов 5, 6 и 7 классов. Шахматные проекты на более продвинутом уровне предусмотрены для старшеклассников.

— Высокий уровень подготовки и эрудиция наших учащихся вызвали восхищение гроссмейстеров Югорской шахматной академии, – рассказывает заместитель директора МБОУ «Лицей» по воспитательной работе Ирина Майер. – В октябре на базе Лицея представители академии провели ряд мероприятий. Были организованы показ фильма о развитии шахмат в Югре, сеанс одновременной игры с участием тренера по шахматам Александра Литвинова и познавательная викторина для школьников. Параллельно прошел мастер-класс для педагогов по шахматам городских учреждений образования.

Проведение различных шахматных мероприятий стало возможным благодаря поддержке компании «СибурТюменьГаз». Это давний и надежный социальный партнер нижневартовского Лицея.

— В этом году вместе с нашим социальным партнером – компанией «СибурТюменьГаз» в рамках благотворительной программы «Формула хороших дел» мы реализуем совместный проект «Юные инженеры Югры». Партнеры помогли нам в приобретении специального оборудования для шахматного кабинета. А во время осенних каникул лицеисты получили возможность принять участие в профильной инженерной смене пришкольного лагеря, где прошли турниры по робототехнике и шахматам, – отметила директор МБОУ «Лицей» Ольга Морозенко.

 

Звездный час

Астрономия курсом в 35 часов вернулась в школьную программу с 1 сентября после длительного перерыва. Этот интереснейший предмет не преподавался несколько лет. Нужно ли изучать тайны Вселенной? – вопроса не возникает. Раньше лицеисты разглядывали звездное небо в телескоп на уроках физики, в рамках которого читалась астрономия. Теперь преподаватели ведут ее для учащихся 11 классов в качестве отдельного предмета.

— Когда речь идет о формировании в стенах школы компетентной, интеллектуальной и всесторонней развитой личности ребенка, астрономия точно не будет лишней, – считает заместитель директора МБОУ «Лицей» по учебной работе Елена Салтыкова.

Для всех преподавателей астрономии сегодня проводятся курсы повышения квалификации на уровне города и округа. По словам директора Лицея Ольги Морозенко, в Нижневартовске централизовано было организовано приобретение электронного учебника по астрономии. Все образовательные учреждения сегодня делают акцент на закупке специального оборудования, которое поможет в изучении предмета – подвижных карт созвездий, телескопов, макетов солнечной системы.

С 2019 года разделы астрономии будут включены в ЕГЭ по физике. Сдавать его придется нынешним десятиклассникам. Педагоги не сомневаются: в олимпиадах по астрономии нижневартовские школьники также продемонстрируют высокий уровень знаний.

 

Держать строй!

Напомним еще раз: в МБОУ «Лицей» углубленно изучают физику, математику и информатику. Почти 95% выпускников Лицея поступают в известные российские вузы: МГУ, МФТИ (Московский физико-технический институт), МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет и другие ведущие высшие учебные заведения страны. Уровень знаний лицеистов – повод для гордости педагогического коллектива. Сильный кадровый состав (многие опытные педагоги здесь работают со дня основания Лицея) готовит целую армию «высокобалльников» по профильным предметам. По итогам прошлого учебного года физико-математический класс продемонстрировал высокий уровень на ЕГЭ по математике, набрав средний балл 86. Одна из двоих нижневартовских школьников, написавших ЕГЭ по информатике с результатом в 100 баллов, тоже выпускница Лицея.

Лицей можно по праву назвать лидером олимпиадного движения. Его учащиеся ежегодно занимают призовые места в олимпиадах по математике и физике, успешно представляя наш город на уровне региона и заключительных этапах олимпиад. В новом учебном году педагоги Лицея намерены держать строй, уделяя должное внимание повышению качества образования в ходе подготовки учащихся к олимпиадам, сохраняя позиции в городском и региональном олимпиадных движениях, и повышению среднего балла по ЕГЭ и ОГЭ.

Поэтому вполне закономерно, что именно на базе МБОУ «Лицей» с 2015 года по распоряжению департамента образования создан ресурсно-методический центр по математике, физике и информатике. Преподаватели этих дисциплин из всех нижневартовских школ в течение года собираются здесь для обсуждения проблем, делятся передовыми практиками и опытом.

 

Татьяна РЕВКОВА, начальник дошкольного отдела департамента образования администрации г. Нижневартовска:

­- С 2014 года в нашем городе активно развивается шахматное движение. Дети в возрасте от 5 до 7 лет могли обучаться игре в шахматы только в трех дошкольных учреждениях. С 2016 года возрастная категория снижена и теперь дети с 4 лет начинают осваивать шахматную грамоту. На сегодняшний день работа по шахматному образованию дошкольников ведется в 49 дошкольных образовательных организациях города (это 100%), с общим охватом детей более 11 тысяч, это 59% от всех детей, посещающих детские сады. Проведенные маркетинговые исследования выявили спрос родителей на услуги по обучению детей игре в шахматы. Это позволило предоставлять дополнительные платные образовательные услуги по обучению детей игре в шахматы в 30 дошкольных учреждениях.

Татьяна Шлыкова

Добавить комментарий