Действовать сообща

Нижневартовский расчетно-информационный центр предлагает поставить свою работу под общественный контроль

 

7 июля по инициативе генерального директора АО «Городские электрические сети» Юрия ЕЛИНА состоялась встреча руководства вновь созданного «Нижневартовского расчетно­информационного центра» с общественниками.

Во встрече приняли участие: директор НРИЦ Валерий Эсауленко, представители Общественной палаты города Нижневартовска, городского общественного совета по вопросам ЖКХ, совета собственников жилья в многоквартирных домах «Альянс» и регионального отделения некоммерческой организации «Центр по противодействию коррупции в органах государственной власти».

Главная цель встречи, о которой прямо заявили собравшимся руководители вновь создаваемой структуры: убедить всех, кто осуществляет общественный контроль в сфере ЖКХ, в том, что реализация нового проекта отвечает интересам жителей города.

В ходе презентации НРИЦ Валерий Эсауленко подчеркнул, что создание центра не потребовало затрат из местного бюджета. Администрацией города была проработана схема, по которой в целях оптимизации налогообложения единый расчетный центр создан в форме общества с ограниченной ответственностью, деятельность которого будет находиться под контролем местной власти. Соучредителями НРИЦ стали все три главных поставщика коммунальных ресурсов населению – АО «Горэлектросеть», МУП «Теплоснабжение», МУП «Горводоканал», а также муниципальные управляющие компании ОАО «УК-1» и ОАО «УК-2». О том, что новый расчетный центр создается всерьез и надолго говорит размер уставного фонда предприятия – 35 млн рублей. При этом 3/4 долей в новом ООО – у энергетиков по той простой причине, что именно у компаний «Горэлектросеть» и «Нижневартовской энергосбытовой компании» накоплен наибольший опыт внедрения передовых систем автоматизации учета услуг ЖКХ и современных способов расчета населением за эти услуги.

По словам директора НРИЦ, компания «Городские электрические сети» более 10 лет назад выходила на прежнее руководство города с предложением о создании единого расчетного центра, который бы сделал максимально прозрачными взаимоотношения собственников жилья с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. Но тогда эта инициатива по разным причинам не встретила поддержки со стороны муниципалитета. За эти годы единые расчетные центры были внедрены во многих городах, где работают предприятия, входящие в состав Корпорации «СТС» – главного акционера наших «Горэлектросетей». И теперь есть возможность использовать накопленный опыт, не допуская возможных ошибок.

 

Чем займется РИЦ?

Валерий Эсауленко пояснил, что все обязательные коммунальные платежи, которые вартовчанам приходится оплачивать в различных местах, – квартплату, плату за электричество, газ, воду, тепло, капитальный ремонт, домофон, обслуживание лифтов и т.д. – НРИЦ объединит в единый платежный документ (ЕПД). Задача центра – во-первых, сделать так, чтобы все суммы в этом документе были рассчитаны в четком соответствии с действующим законодательством, а, во-вторых, обеспечить доставку ЕПД в каждый почтовый ящик. Третья важнейшая задача – предоставить возможность оплатить «коммуналку» в любом месте, не привязываясь к помещениям ЖЭУ и по максимуму расширить спектр способов перевода средств. Оплатить ЖКУ можно будет через онлайн-сервисы банков, в банкоматах, терминалах, с помощью электронных денег, интернет-кошельков и других платежных инструментов. Для этого каждый собственник или квартиросъемщик получит доступ в «Личный кабинет» специального интернет-ресурса, где будет отображаться вся информация по своему лицевому счету. Здесь можно будет также внести показания приборов учета, сформировать платежку в электронном виде, узнать о задолженности, посмотреть историю платежей. В дальнейшем онлайн-платформу РИЦ планируют соединить с услугами Многофункционального центра.

Доставлять бумажные платежки до квартир вартовчан будет Почта России, рассылка займет не больше пяти дней. Расчетно-информационный центр не будет дублировать чьи-то функции и не станет новой надстройкой над существующей системой. Напротив, через НРИЦ функция по расчету платежей и передаче платежных документов населению будет выведена из управляющих компаний, в которых данной работой сейчас занимается большой штат расчетчиков и бухгалтеров. Это позволит управляющим компаниям оптимизировать свои затраты. Никаких дополнительных расходов после открытия РИЦ от вартовчан не потребуется. На размер платы за управление МКД или за содержание жилья появление НРИЦ никак не повлияет. А вот управляющие компании лишатся почти половины денежных сумм, которые сейчас проходят через их счета – со специального счета НРИЦ средства, поступившие от населения, будут напрямую поступать ресурсоснабжающим организациям. Ликвидировать кассовые разрывы, «придерживая» деньги потребителей, УК уже не смогут. Городской расчетный центр обеспечит моментальное расщепление платежей между поставщиками услуг, обеспечит полную прозрачность схемы начислений, прохождения платежей и сбора задолженностей за жилищно-коммунальные услуги для всех участников этого рынка и органов местного самоуправления.

В перспективе для того, чтобы все взаимоотношения с УК и поставщиками ресурсов для жителей Нижневартовска были сведены в режим «одного окна» НРИЦ будет готов принимать от населения заявления по качеству оказываемых услуг, транслируя эту информацию адресатам претензий. Сотрудники центра, будучи не заинтересованной в споре стороной, не станут отказывать в приеме подобных заявлений. Но в случае отказа в перерасчете потребителям услуг придется иметь дело уже с теми компаниями, с кем у них заключены договоры. НРИЦ постепенно возьмет на себя и претензионную работу с неплательщиками.

 

Полная открытость

В настоящее время уже найдено помещение, в котором разместится центр – на улице Мусы Джалиля, 20а, там, где раньше располагался «Байкалкредобанк». На стадии подписания договор с ярославской фирмой «СТЭК» – разработчиками самого современного программного комплекса, для запуска которого в настоящее время идет процесс совмещения и актуализации баз данных потребителей между УК и ресурсоснабжающими организациями. Пока существующая система оплаты коммунальных платежей будет действовать параллельно с новой. В дальнейшем задачи по сбору платежей от управляющих компаний полностью перейдут к расчетно-информационному центру.

Предваряя возможные вопросы от общественников, на встрече взял слово генеральный директор АО «Городские электрические сети» Юрий Елин.

— Во всем, что касается платежей населения в УК и ресурсникам, для нас это – некоммерческий проект, – сообщил он. – Мы просто предложили свои компетенции и опыт, которого ни у кого, кроме нас, в Нижневартовске нет. Если вы спросите, на чем же будет зарабатывать НРИЦ, то у нас есть ответ и на этот вопрос. На базе автоматизированной системы с самой качественной базой потребителей в перспективе мы сможем предоставлять дополнительные сервисы для всевозможных групп абонентов, от различных надзорных органов, жилищной инспекции, до частных управляющих компаний, провайдеров телекоммуникационных услуг и так далее. Мы планируем создать систему, которая позволит сформировать саморегулируемую среду взаимодействия участников сферы ЖКХ на муниципальном, а в перспективе – даже на региональном уровне. Сейчас в Государственной Думе РФ рассматриваются соответствующие законопроекты, по которым РИЦ могут стать обязательными, и мы хотим сработать на опережение. Мы готовы поставить каждый наш шаг под контроль общественности с тем, чтобы, учитывая общую напряженную ситуацию во взаимоотношениях населения и коммунальных предприятий, никто и никогда не усомнился в том, что учредители НИРЦ рассматривают этот проект как ответ на реальные запросы населения в повышении прозрачности финансирования ЖКХ.

 

Общественники советуют

Получив ответы на множество вопросов – встреча продлилась более двух часов – общественники выразили единодушное мнение, что НРИЦ действительно может стать эффективным инструментом для наведения порядка в сфере городского ЖКХ, но высказали ряд пожеланий и замечаний руководству центра. Во-первых, рекомендовали бросить все силы на масштабную разъяснительную работу с населением – только корректная и всеобъемлющая информация может стать основой для положительного восприятия нововведений жителями города. Во-вторых, общественники считают, что центру стоит обезопасить себя от мошенников, которые могут попробовать в переходный период прислать жителям города под видом платежек НРИЦ липовые документы с фальшивыми счетами, и деньги вартовчан уйдут не по назначению. В-третьих, представители общественных советов попросили руководство центра продумать возможность сбора через центр в автоматическом режиме показаний общедомовых приборов учета не только по электричеству, но и по другим коммунальным ресурсам. Тогда при начислении оплаты будут использованы достоверные данные, которые поступят в систему независимо от информации, предоставляемой управляющими компаниями. Техническая возможность передачи таких данных на сегодня существует. Руководителям расчетно-информационного центра идея понравилась, и они пообещали взять ее в работу.

 

Работать вместе

Организаторы встречи поблагодарили собравшихся за конструктивный диалог и предложили общественникам сотрудничать в постоянном режиме. В ближайшее время будет создана рабочая группа по контролю над реализацией проекта «НРИЦ», в которую войдут заместитель председателя городского совета по вопросам ЖКХ Борис Пичугин, руководитель управления регионального отделения «Центра по противодействую коррупции в органах государственной власти» Ольга Краснова и председатель «Альянса» Василий Баланюк.

— Нас радует, что вы неравнодушно относитесь к проекту и поднимаете очень правильные вопросы, – сказал в завершение беседы директор НРИЦ Валерий Эсауленко. – Над некоторыми из них, мы, честно говоря, и не задумывались. Уверен, что ваше участие в рамках рабочей группы позволит нам реализовать все задуманное с максимальной эффективностью для всех заинтересованных сторон, но прежде всего – для жителей Нижневартовска, конечных потребителей жилищных и коммунальных услуг.

 

Ольга КРАСНОВА, руководитель управления регионального отделения «Центра по противодействию коррупции»:

— ­ Разногласия между общественниками и властью, между потребителями и поставщиками коммунальных услуг всегда были и будут. Народ устал от отсутствия порядка в сфере ЖКХ. Но именно такие встречи, когда совершенно открыто с нами делятся планами, честно и без утайки отвечают на любые вопросы, нужны, чтобы постепенно все эти противоречия снимать. Я довольна результатами общения с руководством НРИЦ, нам очень убедительно представили все положительные стороны этого проекта. Будем активно участвовать в его реализации и доносить информацию до жителей города.

Андрей Бондарев

Добавить комментарий