Руслан Хузин: «Мы все могли бы работать более эффективно»

Депутат городской Думы Руслан Хузин из тех, чьи интервью и выступления в СМИ всегда интересны. Но муниципальные средства массовой информации не очень-то жалуют его своим вниманием. Мы решили поинтересоваться у народного избранника, почему так происходит и с каким багажом достижений он завершает третий год своего депутатства. О том, кто не желает, чтобы избиратели видели отчеты городских парламентариев, почему конфликты исполнительной и представительной властей прячут от публики и можно ли сделать местную политику менее скучной, читайте в интервью с депутатом Думы города Нижневартовска от избирательного округа № 9 Русланом Ильдаровичем Хузиным.

 

— Руслан Ильдарович, три года депутаты шестого созыва городской Думы исполняют свои полномочия. Но все эти три года практически никто из них не публикует отчеты о своей работе. В соответствующем разделе на сайте муниципалитета висит единственный двухстраничный документ – статистический отчет о количестве обращений за 2017 год. И все. Почему так происходит?

— Я бы не сказал, что депутаты совсем не отчитываются. Выходят интервью, статьи в СМИ. Почему форма публичного документа на сайте такая невнятная, мне трудно судить. Может быть, дело в отсутствии традиций: у нас ведь и предыдущие созывы не публиковали подробных отчетов. Обидно лишь, что, судя по всему, большинство депутатов такое положение устраивает: это ведь удобно, когда не надо формулировать, какую, собственно, пользу ты принес на этом посту. Уверен также, не все коллеги согласны с таким положением вещей, но знаю: изменить что-то довольно сложно.

Расскажу о своем опыте. После первого года исполнения депутатских полномочий, мы с моими помощниками подготовили и издали 30-страничную цветную брошюру – подробный отчет о результатах за год. Понятно, что я сделал все за свой счет и не обращался в Думу за финансированием. У нас и практики такой нет. Мы печатаем все больше поздравительные открытки, наградные бланки, календарики и юбилейные альбомы. Но когда я направил свой отчет в PDF-файле председателю Думы с просьбой разместить его на муниципальном сайте в сети интернет, то получил отказ. Мотивировка: все должны быть в равных условиях, раз никто такие красивые и содержательные отчеты не размещает на сайте, то и вам, Руслан Ильдарович, негоже. Дескать, форма отчета утверждена Думой – таблица, четыре цифры и этого достаточно. Наверное, такая логика не лишена оснований, и сайт Думы не стоит превращать в место, на котором депутаты соревнуются в креативности отчетов. Но тогда предложите альтернативу! По мне – уж лучше такое соревнование, чем полный вакуум.

 

— И как же Вы отчитываетесь перед избирателями?

— Всеми доступными способами. Уже упомянутая полиграфия, брошюры, буклеты, страничка в социальной сети Facebook, встречи в коллективах, дворовые встречи. Как минимум два раза в год – в начале июня и в конце декабря я «выхожу в люди» – мы проводим традиционные дворовые праздники на территории округа: в 10, 10А микрорайонах и в квартале Северном. Летом это акция «Соседи», приуроченная к Дню защиты детей, зимой – открытие елки и горок, которые мы заливаем возле 29-й школы, во дворе домов по улицам Интернациональной, 49 и Чапаева, 93. Пока детвора играет, мы общаемся с родителями. Иногда люди на улице останавливают: «Ой, Вы же депутат, ну-ка расскажите, над чем работаете?». Также отчитываюсь перед теми, кто обращается в мою депутатскую приемную. А дальше, как говорится, сарафанное радио работает. Но если рассматривать ситуацию в целом, то проблема информирования граждан о результатах работы Думы стоит весьма остро. Увы, в одиночку тут ничего не изменишь. Нужна системная работа, взаимодействие в команде.

 

— Но в социальных сетях есть страницы Думы. Там, вроде бы, постоянное информирование идет. Вы не используете эти каналы?

— Скорее, они не используют меня. Едва ли припомню случай, когда из пресс-службы поинтересовались, о чем можно рассказать. Информирование идет, да. Но больше о том, что происходит на заседаниях Думы и комитетов, в том числе выездных. Акцент – не на проблемы, которые мы решаем, а на себя любимых: «Вот депутаты поехали, вот с простым человеком пообщались, вот ногой бордюр попинали…». Меня иногда тоже упоминают, за компанию.

А вот что действительно полезное делает пресс-служба, – в рамках проекта «Районы, кварталы» на муниципальном телевидении выходят программы о работе депутатов. С моим участием тоже была передача, ставшая своеобразной формой отчета. Сегодня ее можно посмотреть на странице «Приемная депутата Руслана Хузина» в соцсети Facebook.

 

За словом – дело

— И чего же удалось достичь, какие наказы избирателей выполнить за три года работы?

— На улице Северной появился пешеходный переход возле автоцентра «Фольксваген». Вдоль проезда внутри квартала Северного теперь есть тротуар, поперек – пешеходный переход через проезжую часть. Во дворе по улице Интернациональной, 49 установлен турниковый комплекс и обновлено оборудование детской площадки. Подняли уровень дороги на проезде между домами по адресам: улица Северная, 60 и улица Северная, 60б, прочистили сток, чтобы уходила вода – там постоянно были лужи. Отсыпали асфальтовой крошкой парковочные места вдоль дома по улице Северной, 56, людей больше не будут штрафовать за парковку там, где однажды был газон, но по факту от него уже ничего не осталось. Сейчас там рядом с тротуаром делают нормальную зеленую зону, чтобы не было грязи. Два с половиной года шла битва за ремонт внутриквартального проезда между магазином «Монетка» и домом на улице Нефтяников, 88а. Этой весной провели конкурс, но подрядчик начал работы на объекте лишь в конце сентября. К сожалению, закончить до выпадения снега не успели. Как такое допустило управление капстроительства, мне трудно судить. Новый срок сдачи – июль 2020 года. Но объект будет введен, а значит, наказ избирателей выполнен.

Поставили ограждение вдоль тротуара у средней школы № 29. В самой школе сделали ремонт актового зала, подвальных помещений. Это только в сфере благоустройства и ЖКХ основные моменты. Много было депутатской работы по индивидуальным обращениям: кому-то оказана помощь в отстаивании жилищных прав, кому-то помогли разобраться со льготами… Всего в депутатской приемной, которая у меня работает в постоянном режиме, за три года побывали 297 человек. Если добавить обращения лично ко мне по телефону, минуя помощников, будет еще примерно половина от этой цифры. Наверное, это не так много, как у более опытных депутатов или руководителей Думы. Но это – честные показатели, без приписок. Я стараюсь помочь каждому. В конце концов, важна не статистика, а качество работы.

 

— Судя по перечисленному, у Вас и статистика неплохая…

— В целом, да, достижений довольно много. Но скажу честно: меньше, чем хотелось бы, да и реализованы они иногда не с тем качеством и практически всегда не так быстро, как планировалось. Объясню, почему. Когда я стал депутатом, некоторые коллеги признавались, что мне завидовали. Я прошел весь округ, постучался в каждую квартиру, и в результате у меня был на руках четкий план, составленный вместе с людьми: тут сделать тротуар, тут добавить пешеходный переход, тут заасфальтировать стоянку, тут благоустроить внутриквартальный проезд, тут яму закопать, тут лужу ликвидировать, тут скамейку поставить, тут убрать бесхозный автохлам, мешающий соседям, тут детскую площадку подремонтировать, футбольное поле обустроить и так далее. Казалось, надо только обратить внимание чиновников на эти задачи, заставить их работать, и все решится. Но на практике все не так. Я же депутат от ЛДПР. А значит, интересы людей все-таки вторичны по отношению к политическим интересам нашего городского и окружного руководства. Включается «динамо-машина»: депутат от оппозиции не должен работать успешно! Вдруг люди поймут, что КПД депутатов от оппозиции значительно выше? Решение вопросов нужно затягивать, успехи – замалчивать. Палки в колеса ставят порой даже те, от кого совсем не ждешь. В результате то, что некоторым депутатам от «Единой России» дается посредством одного звонка, для меня превращается в многомесячные переписки, «случайную» потерю корреспонденции, череду бесполезных совещаний. Бюрократическая машина Нижневартовска работает медленно и непродуктивно. За время, которое уходит на решение одного вопроса, можно было бы решить два или три. Не только я, все депутаты могли бы работать эффективнее, если бы чиновники подобающим образом делали свою часть работы. А у нас сплошь и рядом такое отношение, будто мы враги друг другу. Хотя обе ветви власти должны действовать в интересах людей.

 

Достучаться до верхов

— То есть, это специальная такая установка, Вы считаете? Хузина «динамить»?

— Не совсем так. Есть прямая установка или нет, я не знаю. Скорее, это само устройство бюрократической махины. Исполнители, подчиненные, заместители стараются угадать, чего от них ждет первое лицо и пытаются выслужиться даже без получения «вводных». Каждый думает: «Если я сделаю подлянку депутату от ЛДПР, мне за это точно ничего не будет, а может, и похвалят при случае». В итоге задаешь в письмах один вопрос, а ответ получаешь на другой. Просишь точные цифры, а получаешь расплывчатые формулировки. Вносишь предложения в повестку комитетов – отклоняют с какими-то неубедительными мотивировками. Сроки ответов могут нарушаться. А в последнее время некоторые чиновники просто не отвечают на мои запросы. По факту – неуважение к Думе и статусу депутата. И что прикажете делать? Тратить время на жалобы руководству Думы не хочется, я пробовал, но, видимо, у меня мундир «не той» партии. Его честь защищать необязательно. Поначалу я пытался апеллировать к главе города. Но вскоре понял, что он почти во всех конфликтах встает на сторону подчиненных.

 

— Ну, это же нормально, когда Вы конфликтуете с членами его команды…

— Да, но беда в том, что команда иногда все же оказывается не совсем права, и в итоге подставляет своего «капитана». Яркий пример – программа инициативного бюджетирования. Как только она была принята, стали очевидны ее недостатки, и нетрудно было предположить, что в принятом виде эта программа может стать инструментом латания дыр в финансировании муниципальных учреждений. Так и получилось: «народный бюджет» стали направлять не на создание общеполезных объектов – скверов, спортивных площадок, – как это делается во многих других регионах, а на замену унитазов в школах и детских садах. Это делать, конечно, тоже необходимо, но для того существуют другие механизмы. Почти два года мы спорили с этой системой. Я был не одинок, постепенно меня поддерживали все больше депутатов. Сейчас программу меняем.

 

Три года нового главы

— 25 октября исполнилось ровно три года с того дня, когда вы, депутаты Думы Нижневартовска, своим голосованием избрали Василия Тихонова новым главой города. Как Вы оцениваете его деятельность и считаете ли, что в Нижневартовске получилась эффективная связка, тандем представительной и исполнительной властей в интересах горожан?

— Я считаю, что беда практически всех муниципалитетов ХМАО – Югры в стремлении к демонстрации внешнего единства исполнительной и представительной властей. Мы боимся публичных конфликтов. Спорить можно, но по каким-нибудь пустякам: не в тот цвет покрасили дорожные ограждения, например. А дискуссию по той же концессии – утаиваем, на комитеты Думы журналистов с камерами не пускаем. Неужели не понятно, что политика без конфликтов скучна, а порой даже неконструктивна? Истина рождается не в молчании, а в спорах.

Мы становимся не интересны людям – и депутаты, и мэр со своей командой. Когда вокруг сплошной «одобрямс», разрезание ленточек и совместные фотосессии депутатов с чиновниками, зачем гражданину интересоваться городскими проблемами? Зачем ходить на выборы? Вот все огорчаются, что была низкая явка на дополнительных выборах в 11 микрорайоне. Но никто не задается вопросом: «Почему?». Я думаю, вполне возможно, что это просто отражение того, что люди не понимают, зачем нужны депутаты, всегда голосующие «за» любое предложение администрации. Конфликты, полемика, столкновение мнений – обязательное условие развития по нормальному пути. Но у нас все это уходит в непубличную плоскость, в закулисье.

Поэтому мой ответ на ваш второй вопрос: нет, в Нижневартовске пока нет эффективного взаимодействия исполнительной и представительной властей. Депутатам расставлены «флажки», за которые выскакивать нежелательно, и большинство готово с этим мириться. Плюс есть масса невидимых конфликтов. Например, когда ветви власти соревнуются за авторство какой-нибудь популистской инициативы: «Это мы, а не вы придумали». Со стороны смешно, но это на полном серьезе происходит.

Что касается первого вопроса, он, конечно, слегка провокационный. Я отношусь к Василию Владимировичу с уважением и думаю, что по некоторым направлениям за время его руководства есть явный прогресс. Действующий глава более открыт, чем его предшественники, требует от своих подчиненных активно информировать жителей города о планах и делах администрации. Это все – плюсы.

Но есть и минусы. Он собрал достаточно грамотную команду исполнительной власти. Но сам, видимо, настолько в ней уверен, что не считает нужным прислушиваться к критике. И в итоге чиновники подменяют и представительную власть. Глава города, судя по всему, полагает, что депутаты для него – не самый необходимый канал обратной связи с населением, а настроения людей и так кристально прозрачны. Но для меня очевидно, что это заблуждение. Доверяя все своим заместителям, Василий Владимирович Тихонов, порой, сам не замечает, как отрывается от народа. А ведь когда людям приходится почувствовать на себе все прелести местной бюрократии, недовольство, как правило, фокусируется вовсе не на замах, а лично на главе города. Мы, депутаты, могли бы помочь держать руку на пульсе общественного мнения, но все острые вопросы обсуждаются на думских комитетах. Именно там можно «поймать нерв» реальной городской жизни, а глава приходит только на итоговые заседания.

Но страна меняется, и округ меняется, и город. Люди хотят уже не рапортов о гигантских показателях местного бюджета и рекордных тратах на «социалку», а банального улучшения жизни, внимания к их мнению, уважительного к себе отношения. Мы уже видели это в Нижневартовске в ходе общественных дискуссий о концессии, о строительстве храма. Действовать по принципу «собака лает, а караван идет» уже нельзя. Это может очень плохо закончиться для всех. А для исполнительной власти на местах – в первую очередь, так как ответственность за общественное спокойствие на территории по действующим «правилам игры» целиком возлагается на градоначальников. Думая, как угодить губернатору и правительству, нельзя игнорировать настроения горожан. Людям нужны не лозунги об открытости власти, а простой и честный диалог. Простите за выражение, облажались – признайте. Недоработали – исправьте. Вас критикуют – прислушайтесь. Не надо делать вид, что мы живем в идеальном городе, над которым круглые сутки сияет нефтяное солнце. Это не так. Вокруг полно проблем. Все они решаемы, но для начала нужно научиться признавать их наличие…

Юрий Андреев

Добавить комментарий