Волшебство в каждом кадре

На лето выпадает очень много профессиональных праздников, и герой нашей публикации Владимир Мельников недавно отметил один из них. Глядя на снимок, вы можете предположить, что это День гражданской авиации. Но, нет. Его отмечают в феврале. Ключевая деталь на этом изображении не летный шлем и не очки, а фотоаппарат. И именно в честь тех, кто умеет совладать с этой «магической» штукой, в 2009 году был учрежден День фотографа.

«А что в ней магического? – спросите вы. – Зеркалки нынче не в дефиците и есть почти в каждой семье». Так-то оно так, но только профессионал сможет «выжать» красивый кадр даже из плохой техники, а большинству любителей подобные находки доступны лишь по воле случая и игры светотени. Момент и композицию перед нажатием на спуск затвора нужно ловить бережно и нежно, как летающую над лугом бабочку. Это целая наука. Или искусство. Все зависит от точки зрения.

Наш герой осваивал это искусство всю жизнь. Начал с первой подаренной в 8 лет камеры «Вилия» и продолжает по сей день. Говорит, что останавливаться нельзя – фотодело практически безгранично и всегда есть простор для роста. Именно поэтому он снимал в школе и дома, а потом и под солнцем афганской провинции Пактия, где он служил в рядах десантно-штурмовой бригады ВДВ. И продолжил уже после нее, когда стал пилотом гражданской авиации. Страсть к фотосъемке и любовь к небу образовали в Мельникове стойкий внутренний сплав.

— Мне всегда, еще с детства, нравилось смотреть на мир с высоты, ну а запечатлевать эти виды при помощи фотоаппарата – огромное удовольствие, – считает он.

Основной профессией нашего героя с 1990 года и по сей день является авиация. Он налетал на юрком многоцелевом самолете АН-2 тысячи часов над Югрой и Ямалом, а сейчас проходит переподготовку, чтобы научиться управлять лайнером ATР-72. Но это лишь одна из сторон его жизни. За это же время, по самым приблизительным подсчетам, наш герой сделал порядка 120-150 тысяч снимков и достиг признания как фотограф. Он победитель фотоконкурсов сайтов foto.ru и hiero.ru, а также проекта «Фото-шоу» журнала «Фотомастерская», участник многочисленных фотовыставок, в том числе и персональных. Разумеется, в свободное от основной работы время Мельников снимал не только как «вольный стрелок», но и как профессионал ремесла, работающий по заказу.

— Сейчас в Нижневартовске фотографов очень много и для них даже работают обучающие семинары, курсы, – рассказывает Владимир. – А интернет, в то же время, полон материалов, которые могут помочь ребятам повысить свой уровень, научиться. И это здорово, потому что в советские годы ни книг, ни пособий было днем с огнем не достать, мы постигали все, как могли.

Мельников считает, что в наши дни освоить искусство фотографии стало гораздо проще, но одной только Всемирной паутины для этого недостаточно.

— Для того, чтобы научиться, лучше найти преподавателя. Он поможет и покажет на первом этапе. Убережет от ошибок. Ну, а потом настанет второй этап – время искать себя. Именно в этот момент человек может превратиться из фотографа в фотохудожника и обрести собственную манеру съемки, – уверен наш собеседник.

Что же до огромного современного многообразия нижневартовских фотографов (профессионалов уже больше сотни), то, по словам Владимира Мельникова, им слегка недостает всего двух вещей. Во-первых, умения критически относится к собственному творчеству и тщательно фильтровать работы перед их публикацией, а во-вторых, собственной галереи для выставок и поддержки со стороны спонсоров и власть имущих. Ведь качественная печать работ в большом формате стоит дорого, а публикации исключительно в интернете не всегда позволяют авторам раскрыться. Фотография, как и живопись, это искусство, которое требует внимательного просмотра, а не «галопа по европам», как в социальных сетях, где человек бегло листает снимки в низком разрешении, уделяет каждому одну-две секунды и двигается дальше.

Фотохудожникам Нижневартовска не повредили бы дух профессионального соревнования и массовый зритель. Им есть, что показать. Вот только сделать это пока особо негде. Хотя подходящих для этого площадей в городе вполне предостаточно, в тех же торговых комплексах или учреждениях культуры, а для организации постоянной галереи нужно совсем немного пространства, раскладные щиты для экспозиции и, естественно, снимки. За ними дело не станет…

Алексей Лбов. Фото Сергея Салдаева

Добавить комментарий