«Вечная теплота»

В Нижневартовске началась серия круглых столов, посвященных концессиям в ЖКХ

За последние полгода тема передачи в концессию объектов тепло­ и водоснабжения стала в Нижневартовске одной из наиболее обсуждаемых. Дискуссии с разным градусом остроты ведутся как в местных и региональных СМИ, так и на других площадках – в городской думе, общественной палате, на встречах с жителями в ЖЭУ. С недавних пор представители ряда политических партий решили перенести дебаты по этому поводу с площадок на площади. Месяц назад, 23 марта в городе прошел митинг «Против концессии и повышения тарифов в ЖКХ», а затем началось мощное муссирование в социальных сетях. Активность оппозиции понятна: тема, связанная с возможным повышением коммунальных тарифов, позволяет легко зарабатывать политические очки. Местные активисты ЛДПР, КПРФ и других объединений развернули самое настоящее соревнование за роль «главного защитника» народа от таинственного зверя по имени «концессия». На фоне партийного раздрая появились инициативные группы, поспешившие объявить о своем непартийном статусе, но также претендующие на роль лидеров протестной активности. Одна из таких групп даже предложила доселе неслыханный в Нижневартовске проект: провести городской референдум о возможности заключения концессионных соглашений. Очевидно, городские власти не могут не реагировать на возросшую активность пусть и относительно небольшой, но настойчиво требующей к себе внимания части горожан. О том, как это происходит на практике, читайте в материале «СЭ».

 

Концессии – заморский термин, к которому очень подходят строчки из пушкинского «Евгения Онегина»: «Люблю я очень это слово, но не могу перевести; оно у нас покамест ново, и вряд ли быть ему в чести».

Неумение правильно перевести термин и понять суть концессионных соглашений – лишь одна из проблем начавшегося диалога между общественностью, политическими партиями, другими «проводниками» народных чаяний и городской властью. Вторая проблема, более глубокая, связана с несформированностью традиций публичного прямого и доверительного общения чиновников с населением. Точнее, эти традиции есть, и вполне развитые, но общение редко проходит вне рамок традиционных публичных партнеров власти – общественных советов, городской общественной палаты, молодежного парламента и так далее. Не включенные в эти институции общественники все чаще выходят на авансцену публичных дискуссий, обвиняя своих собратьев, кооптированных в официальные структуры общественного контроля, в недостаточной принципиальности, «прикормленности», соглашательской позиции и прочих грехах. Но пока все, кому не лень, объявляют себя истинными защитниками народных интересов и подлинными представителями простых людей, эти самые люди приходят в замешательство: кто есть кто и где же, черт побери, правда? Кого слушать, к кому прислушиваться, а кого игнорировать, когда в обществе возникает объективно волнующая большинство дискуссия? Единственный способ дать жителям Нижневартовска самим разобраться, кто есть кто и какие защитники им нужны, – это, простите за тавтологию, предоставить трибуну общественным трибунам.

Понятно, что путь этот непростой и требует от коммуникаторов во власти большого мастерства в организации и модерировании публичных «гайд-парков». Перестаравшись, можно обидеть тех, кому гражданские активисты не особо интересны. Но и недоработки в этом направлении чреваты новыми конфликтами. В последние годы (и Нижневартовск тут явно не исключение) многие эксперты фиксируют нарастание кризиса доверия между властью и гражданами. Симптомы этого кризиса просты. Власть и рада бы сделать общественников своими союзниками, но с подозрением относится к новоявленным носителям гражданской активности, не веря в их самостоятельность и не ангажированность. Ну, а «новые общественники», в свою очередь, в любом тезисе правящих элит ищут подвох и обман. В таких условиях общественный диалог чреват тупиком: пока одни стараются увидеть за спиной других скрытые нити непубличных «кукловодов», а другие слушают, но не слышат чужих аргументов и занимают непоколебимую позицию «Баба Яга против», о конструктиве говорить не приходится.

Но выбора у муниципальных и государственных служащих, по большому счету, нет. В информационном поле наступило «царство социальных сетей». Единственный способ избежать манипуляций со стороны тех, кто на самом деле использует острые темы как поле для преследования своих собственных целей (зачастую, далеких от реальных проблем простого народа), – вести публичный диалог со всеми, кто декларирует такую готовность. Именно этот подход и исповедует, судя по всему, администрация Нижневартовска, откликаясь на любую разумную общественную инициативу в части разъяснения населению своей политики. А уж тема ЖКХ из тех, по которой просвещать горожан можно бесконечно.

 

Предложили «закруглиться»

Но перейдем от лирики к фактам. 5 апреля глава города Василий Тихонов получил обращение за подписью координатора местного отделения ЛДПР Елены Пыжовой. В нем автор просила в 10-дневный срок дать ответ о возможности проведения круглого стола с участием главы города для «разговора с народом» о концессии. Считать «народом», Елена Валериевна предложила представителей сообщества из популярного мессенджера, в котором, по ее данным, состоит несколько тысяч жителей Нижневартовска.

На просьбу представителя одной из крупнейших и старейших политических партий современной России откликнулись незамедлительно, пригласив к дискуссии не только ее соратников, но и представителей всех партий, каковые только можно изыскать на местном «политическом олимпе». Правда, стремление обозначить администрации временные рамки лишило инициатора встречи возможности диалога с главой города: Василий Тихонов, уехал в плановый краткосрочный отпуск (говорят, у главы традиция – покидать Нижневартовск на свой день рождения, 19 апреля, чтобы отметить праздник в кругу близких людей, избегая организации официальных приемов). Открывая круглый стол, который состоялся как раз 19 апреля, директор департамента общественных связей администрации города Светлана Селиванова подчеркнула, что мэр к диалогу готов. Василий Тихонов не видит никаких препятствий для того, чтобы по возвращению из отпуска продолжить консультации с лидерами общественного мнения и просто неравнодушными жителями в предлагаемых ими форматах.

 

«Жители требуют…»

Итак, 19 апреля в конце рабочего дня за круглым столом в одном из залов Дворца искусств собрались полтора десятка собеседников. С одной стороны – чиновники администрации, городские депутаты и руководители трех ресурсоснабжающих предприятий (МУП «Теплоснабжение», МУП «Горводоканал» и АО «Горэлектросеть»), а с другой – представители всех действующих сегодня в Нижневартовске политических партий – ЛДПР, КПРФ, «Коммунисты России», «Родина», «Яблоко», «Ветераны России» и «Единая Россия». Но едва ио главы города Дмитрий Кощенко успел поприветствовать собравшихся, инициатор встречи Елена Пыжова оказалось первой, кто эту встречу покинул. Суть демарша либерал-демократки – в отсутствие мэра она «не видит смысла» участвовать в дискуссии.

Выступив со сбивчивой речью, в которой она четырежды назвала себя представителем жителей города, Елена Валерьевна дала понять, что остальных присутствующих (а всего в помещении находилось больше 30 человек) она таковыми явно не считает.

— Жители требуют, чтобы глава города встретился именно с ними, – отчеканила Пыжова. Я считаю, что встреча должна быть с жителями города. Жители сказали, что без них никакую встречу не проводить.

После этих слов та, благодаря кому, собственно, все и собрались, всецело повинуясь невидимой воле не менее невидимых жителей, пославших ее искать правды у мэра, покинула зал.

К «исходу» Елены Пыжовой отнеслись спокойно. Расходиться никто не стал. И если представители администрации выглядели даже несколько расстроенными внезапным бегством активистки, то коллеги последней из КПРФ восприняли происходящее с энтузиазмом. Они тут же попросили занять освободившееся место за круглым столом и незамедлительно начать дискуссию. Модератор беседы, директор департамента общественных коммуникаций Светлана Селиванова идею поддержала:

— Мы собрались, чтобы говорить. Кто не желает, может также выйти, а мы начинаем…

 

Зачем отдавать?

Всех предупредили на старте: будем общаться столько, сколько нужно. Задача: снять все тревоги и разъяснить, а если угодно – разжевать, позицию муниципалитета, ответив на главные вопросы: зачем временно передавать объекты ЖКХ в частные руки и почему именно концессия – оптимальный путь модернизации систем тепло- и водоснабжения?

За этим последовал, пожалуй, беспрецедентный по уровню открытости и откровенности разговор о наболевшем, длившийся более двух с половиной часов. К сожалению, формат газетной статьи не позволяет отразить все его содержание, поэтому остановимся на наиболее важных, на наш взгляд, ключевых репликах участников дискуссии.

Заместитель главы города, директор департамента ЖКХ Максим Коротаев в очередной раз развеял мифы по поводу состояния городских МУПов и попросил общественность не фантазировать по поводу оснований для привлечения к управлению коммунальной сферой частных компаний.

— Предприятия – не банкроты и это им не грозит, – сообщил Коротаев. – «Горводоканал» убыточен и давно, уже почти 10 лет, но «Теплоснабжение» формально, на бумаге, работает с прибылью. Однако не финансовая устойчивость или неустойчивость наших предприятий подвигает нас к концессии. Сегодня ситуация стабильная, но приведу пару цифр. Износ сетей водоотведения составляет 50%, котельное оборудование изношено почти на 65%. Если сегодня не заняться вопросом, риски аварий возрастают. Мы понимаем, что нам нужно заниматься модернизацией этого имущественного комплекса. Требуются инвестиции. Законодательно создан механизм для привлечения инвестиций – это концессионное соглашение, по которому происходит передача в пользование муниципального имущества для его дальнейшей безаварийной эксплуатации, модернизации и реконструкции, а также строительства новых объектов и развития инфраструктуры.

Предвосхищая вопросы о способах контроля над инвестором, который согласно бытующему в массах мнению «может выкачать прибыль и вернуть имущество в плохом состоянии», главный коммунальщик города заявил:

— Там понятно, четко и прозрачно прописаны все механизмы, в том числе и контроля. В части своевременного ресурсоснабжения – это уголовная ответственность. В части невыполнения мероприятий по инвестициям – штрафные санкции, вплоть до расторжения договора.

Максим Коротаев подчеркнул: город модернизирует оборудование не только потому, что оно устарело, а для того, чтобы новое современное оборудование приносило пользу всем нам, потребителям. Коммунальные системы в значительной части – ровесницы города, и технологический уровень их безнадежно отстал от тех эффективных решений, которые есть на сегодня. Отрасль нуждается в кардинальном техническом перевооружении и повышении энергоэффективности. А это потребует значительных средств, которых сегодня у предприятий нет.

Слова директора департамента ЖКХ подтвердил директор МУП «Теплоснабжение» Андрей Гордей. Он призвал собравшихся задуматься над тем, что мы оставим детям и внукам, именно новым поколениям вартовчан нужна современная система теплоснабжения, и без модернизации не обойтись никак.

Идеологические постулаты участников нет-нет, да и наносили отпечаток на содержание дискуссии: представители политических партий то пытались мягко шантажировать чиновников угрозой массовых волнений, то требовали чьих-нибудь «посадок». Именно таким способом, по мнению руководителя местной ячейки КПРФ Дмитрия Хрипунова, можно, к примеру, расправиться с нерадивыми хозяйственниками, не сумевшими вывести на безубыточность «Горводоканал».

Максиму Коротаеву пришлось давать дополнительные разъяснения по поводу муссируемой убыточности этого муниципального предприятия. Он подчеркнул, что в убытках нет вины муниципалитета или руководителя МУПа. Эту позицию предприятие доказало в суде, есть соответствующее решение, где говорится, если простым языком, что водоканалу установлен слишком низкий тариф, чтобы предприятие было прибыльным. Сегодня проводится работа, чтобы тариф стал обоснованным.

 

Откуда берутся тарифы?

На вопросах тарифообразования участники круглого стола попросили остановиться особо. По словам руководителя инициативной группы жителей города Юрия Мартынова, люди хотят разобраться хотя бы в общих чертах, как формируются тарифы на теплоснабжение – самые затратные для домохозяйств? Почему в соседних городах или муниципалитетах тарифы на тепло различаются порой в полтора-два раза? В качестве примера был приведен Стрежевой, до которого нам, что называется, рукой подать. Там тариф на тепло составляет 1 033 руб. за гигакаллорию, а с 1 июля – 1 059 руб. В Нижневартовске тариф – 1 560 руб., а после заключения концессионного соглашения гигакаллория может подорожать у нас до 1 819 руб. Почему такая разница?

Держать ответ вновь пришлось директору департамента ЖКХ Максиму Коротаеву. Он пояснил, что обсуждать тарифы муниципалитета из соседнего субъекта федерации, не имея многих данных, – бессмысленно. У каждого предприятия они разные, порой даже внутри одного города. В Томской области есть тарифы и свыше 5 000 рублей за гигакаллорию. В любом субъекте своя Региональная служба по тарифам проводит скрупулезную проверку всех показателей, а так называемые «тарифные дела» представляют собой многостраничные тома с массой расчетов. Некорректно сравнивать не только соседние регионы, но даже соседние муниципалитеты в ХМАО: тарифы, действительно, могут различаться в разы. Одна из причин этого – как раз-таки техническая отсталость части предприятий на этом рынке. В самом грубом приближении – чем дешевле сырье у поставщиков, чем современнее оборудование, чем энергоэффективнее исторически сформированная схема теплоснабжения, тем ниже тариф. Но есть еще десятки других факторов. Их учет – дело специалистов.

Директор МУП «Теплоснабжение» Андрей Гордей увидел иную подоплеку в вопросах Мартынова и попросил обратить внимание на еще один момент:

— Возможно, наши соседи в Стрежевом, я говорю не о населении, а о коммунальщиках, тоже недовольны своим тарифом и ломают голову, как его повысить. Раньше были другие методы формирования тарифов. Кто-то на старте, до первых индексаций был неубедителен и не сумел обосновать тариф. И хронически испытывает недофинансирование, есть и такие примеры. Не нужно кивать на соседей, у всех была своя ситуация. Давайте сравнивать не с Томском, а с ХМАО. Нужно понимать, что сегодня у нас из 22 муниципальных образований Югры тариф на тепло третий снизу, то есть, один из самых маленьких. Если концессионное соглашение заключат даже с предельным ростом тарифа, он всего лишь приблизится к среднему тарифу по Югре.

 

Слово – потенциальному концессионеру

Приглашенный организаторами на круглый стол гендиректор АО «Горэлектросеть» Юрий Елин долго молчал, но по ходу обмена мнениями все чаще его участники обращались к нему сами. Что логично, так как именно «Городские электрические сети» стали субъектом частной инициативы, направленной в муниципалитет и декларирующей готовность предприятия стать концессионером в части систем теплоснабжения города Нижневартовска. Инициативе этой уже более полугода, и все это время Елину перемывают косточки в соцсетях: он и жадный олигарх, и главный виновник грядущего повышения тарифов, и капиталист, покушающийся на народное достояние в виде муниципальных трубопроводов, и котельных. Потенциальному концессионеру пришлось взять слово как раз тогда, когда были затронуты тарифные вопросы.

— Мы все против повышения тарифа, – огорошил собравшихся неожиданным заявлением гендиректор «Горэлектросети». – Вы не найдете человека, который хочет повышать тариф, ведь мы все с вами – потребители. Ситуация складывается несколько абсурдная: наше предприятие по просьбе властей на основе всех законов рассчитало параметры, при которых нам или любому другому бизнесу, в принципе, будет интересно взять в управление (муниципальное – прим. ред.) имущество. Оформило это в письменном виде. И в результате мы же остались крайними. Как будто желание что-то повысить исходит от нас. Да не хотим мы ничего повышать! И еще глубоко подумаем, заключать это соглашение или нет. На самом деле, и концессионеров потенциальных не так много. Можно пересчитать по пальцам те компании, корпорации, которые сегодня в России способны работать в крупных концессионных проектах.

Елин пояснил, что вопрос о повышении тарифа – это, прежде всего, вопрос об источнике возврата инвестиций. Определение этого источника – не прихоть концессионера. Также при расчете тарифа в режиме действия концессионного соглашения учитываются исходные данные, где есть величины, которых просто нет при расчете тарифа для МУПов. Тот, кто модернизирует муниципальное имущество, будет платить постоянно растущий налог на него, он должен платить налоги на прибыль и инвестировать. А инвестировать можно опять же из прибыли или из заемных средств.

— Мы просто все посчитали и представили картину: вот как будет выглядеть финансовая модель соглашения, – рассказывает потенциальный концессионер. – Это – чистая экономика, она не зависит от наших желаний, аппетитов и так далее. Все расписано строго по закону и всем нормативным актам, в том числе размер предпринимательской прибыли, если мы сумеем ее получить. Интересно муниципалитету – работаем (если, конечно, никто не захочет, кроме нас, или мы выиграем конкурс). Эта финансовая модель и отрабатывается в окружных инстанциях с сентября прошлого года.

 

Надо ли бояться?

На круглом столе звучала масса предложений и пожеланий от политических партий и общественности. Некоторые брали на карандаш, на некоторые отвечали тут же. Например, пожелание поискать альтернативные источники возврата инвестиций в федеральном Фонде содействия реформированию ЖКХ оказалось невыполнимым – фонд выдает субсидии муниципалитетам, предоставляющим плату концедента лишь по краткосрочным концессионным соглашениям. Нижневартовск – не подходит.

Всех волновали опыт других регионов и вопрос гарантий: концессию считают рискованным проектом, благодаря обилию информации в СМИ о негативных примерах невыполнения концессионерами своих обязательств. Коммунальщики объяснили: современная правовая база появилась лишь два года назад, как раз после анализа опыта реализации ранее запущенных проектов. Положительные примеры также есть, причем, с миллиардными суммами инвестиций (водоснабжение города Волгограда), просто им уделяется не так много внимания в информационном поле. Критика – выигрышный инфоповод.

Несколько неожиданный пример высокой эффективности частных вложений в ЖКХ привела заместитель главы города, директор департамента муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации города Татьяна Шилова:

— Мы с вами каждый день видим положительный опыт нашего города в части фактически уже действующей концессии, – сообщила она участникам круглого стола. – Пример: мы совершенно не задумываемся о сетях электроснабжения. У нас сети города длительное время находятся у частного инвестора. Вдумайтесь, договоры аренды с АО «Горэлектросеть» действуют с марта 1996 года. А с 2012 года сети электроснабжения переданы в долгосрочную аренду с инвестиционными обязательствами. По сути, это та же концессия, просто на тот момент не было еще современной законодательной базы. И у нас с вами не возникает вопросов, правда? Надежность – высочайшая, аварий нет. За последние пять лет из тарифа по амортизации мы отремонтировали 245 муниципальных объектов на сумму 612 млн рублей. За это же время инвестор вложил своих средств – 1 млрд руб. Какие еще нужны аргументы?..

 

Диалог продолжается

На самом деле, аргументы нужны. Разъяснять мотивы принимаемых решений, раскрывать механизмы предстоящей модернизации сетей, складывать «внутренности» тарифов, показывать выгоды гражданам от концессий – всем этим администрация города намерена заниматься системно и целенаправленно. Состоявшийся круглый стол, по словам исполняющего обязанности главы города Дмитрия Кощенко, – лишь первое в серии подобных мероприятий, которые будут проводиться на разных площадках.

Большинство участников круглого стола, при всей разнице занимаемых ими позиций, сходятся в главном: отсутствие публичного диалога в отношении перехода к новым механизмам в сфере ЖКХ порождает недовольство и недоверие у всех сторон. Важно, чтобы и власть, и инвесторы научились рассказывать о концессии доступным и понятным языком, широко и открыто обсуждали риски и выгоды от каждого конкретного проекта каждому конкретному жителю Нижневартовска. Именно к такой практике призывает своих подчиненных глава города Василий Тихонов.

В день, когда этот номер газеты выйдет в свет, состоится вторая встреча городских активистов и участников преобразований в сфере ЖКХ за круглым столом, теперь на территории потенциального концессионера. Юрий Елин пригласил участников первой встречи в гости, пообещав всем желающим подробнее рассказать о формировании тарифов и экономических параметрах концессионной модели. Репортаж об этом круглом столе читайте в одном из ближайших номеров «СЭ».

 

Николай Яровой, председатель Общественной палаты Нижневартовска:

­- Я не раз убеждался, что если Василий Тихонов принимает решение, – оно самое оптимальное. Надо понимать, что были сделаны многие расчеты и выкладки, составлены сметы и на всех уровнях утверждена целая многолетняя программа модернизации объектов теплоснабжения нашего города. И окружные, и муниципальные власти дали согласие на этот план, наверняка, взвесив цену вопроса для вартовчан. А это значит, что найдено лучшее решение.

 

Александр Клевчук, представитель общественной палаты Нижневартовска:

­- Нужно активнее вести разъяснительную работу с горожанами во всех СМИ, чтобы ни у кого не было поводов для спекуляций и «подогрева» ситуации при помощи непроверенных слухов в социальных сетях. Люди должны уже четко услышать и реальные цифры повышения тарифа, и обоснования со всеми расчетами – зачем и на что. Люди у нас не дураки, они все поймут, если это необходимо сделать для их же пользы.

 

Андрей Бондарев

Добавить комментарий