В последний путь – по ГОСТу

Впервые в нашей стране введен государственный стандарт на оказание услуг организаторов похорон. Он вступит в силу 1 ноября этого года. Необходимость такого свода правил объясняют в том числе и тем, что рынок похоронных услуг криминализирован.

 

Бизнес на горе?

Если за рубежом готовиться к собственной смерти считается нормой, и даже такой подарок, как место на кладбище, воспринимается более чем адекватно, то в нашей стране это все еще кажется дикостью. Разве что некоторые бабушки откладывают себе «на смерть». По данным исследования Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, около трети россиян старше 65 лет готовятся к уходу в мир иной, но вот откладывают деньги на свои похороны лишь четверть респондентов. Между тем, достойно проводить усопшего в последний путь потребует много не только моральных сил, но и финансовых вложений.

— Моя мама ушла из жизни в больнице, – рассказывает Ольга Романова. – Она пенсионерка, поэтому затраты на ее погребение взяло на себя государство. Но вот чтобы ее красиво причесали, загримировали, пришлось «дать на лапу». Сумму санитар написал на бумажке – в районе 10 тысяч рублей. Конечно, отдали, тем более в том состоянии, в котором я находилась, соображала плохо. Надо, значит, надо. Хотя, сейчас вот думаю: как же так, это же безбожно?..

Подобные услуги, действительно, не входят в обязанности работников морга. Но и родных, которых постфактум обвиняют санитаров в «безбожном отношении», никто не заставляет оплачивать такие вот дополнительные «опции». Многие, кстати, не думают об этом. Так же, как и не знают о существовании Федерального закона «О погребении и похоронном деле», согласно которому четыре вида услуг гарантировано оказываются бесплатно – это оформление документов, необходимых для погребения, предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для перевозка тела на кладбище, а также ритуального автомобиля. Все, что сверху – за свой счет. Правда прайсов в государственных учреждениях на оказание дополнительных услуг по подготовке усопших к погребению нет.

— Мой супруг погиб в аварии, поэтому мы сами попросили санитаров сделать все, чтобы любимый человек хотя бы в последний раз предстал перед нами прежним, – делится Ангелина Семенова.

 

Право выбора

Андрей Журов продолжительное время работал в морге санитаром, чуть меньше года назад открыл свой центр ритуальных услуг.

— Все, что полагается сделать для усопшего по закону – это установить факт смерти, то есть вскрыть его, зашить и помыть, – рассказывает специалист. – И ни в одних нормативных документах не сказано, что, по-хорошему, нужно как следует просушить, тампонировать тело, при необходимости, а она, как правило, возникает, убрать посмертные изменения, например, сделать реставрацию или косметику лица или другие действия, связанные с подготовкой умершего. Из восьми – шести-семи усопшим требуется восстанавливать глаза. Станет ли кто-то оказывать такие дополнительные услуги просто так?

Еще в 2004 году по просьбе Андрея журналист-практикант провел опрос среди горожан: за какое вознаграждение они готовы проводить такие «процедуры»? Большинство ответили, что меньше, чем за 100 тысяч рублей в месяц даже бы не подумали об этом. Вместе с тем, на тот момент официальный заработок санитара равнялся четырем тысячам рублей.

— Конечно, многие родственники хотят, чтобы все было сделано по уму. Но, увы, такие услуги считаются незаконными по ряду причин, которые вряд ли будут интересны обывателю, – подчеркивает Андрей. – Поэтому, я решил заняться оказанием этих услуг, как частный предприниматель с учетом всех законных требований.

Добавим, что в Нижневартовске проходили проверки относительно законности оказания подобных услуг в госучреждениях. Тогда, по данным инсайдеров, было усмотрено следующее: все услуги, проводимые в моргах, сверх установления причины смерти – это коррупция и нарушение закона о конкуренции.

 

Без грязи и сплетен

Открывая свой центр, его помещение когда-то было сначала городским моргом, а потом – холодным складом, Андрей поставил себе целью сделать последние минуты прощания чистыми, благородными, без грязных сплетен и разговоров про «бизнес на костях». Вложил много сил и средств и теперь делает свою работу по закону. Стоимость каждой манипуляции здесь четко расписана, но так же на самом видном месте на стенде уголка потребителя размещена информация о тех самых бесплатных услугах, положенных государством.

Оформлен здесь и зал для прощаний, в светлых, теплых тонах, которые не угнетают:

— Ушедшим принято желать светлой памяти, – говорит предприниматель Андрей Журов. – Эта традиция и легла в основу оформления ритуального зала, открывшегося недавно.

Для реализации идеи Андрею Журову пришлось пройти не одну инстанцию и столкнуться с различным отношением. Уход из жизни – это такой же естественный процесс, как и появление на свет. Но если к тем, кто организует торжественную встречу нового человека, относятся с определенным пиететом, то люди, помогающие проводить почивших, вызывают отношение неоднозначное, часто почему-то негативное.

— Специфика нашей работы такова, что с одной стороны, это неприятная и горькая необходимость, подтверждающая факт потери близкого человека, – отмечает Андрей. – С другой стороны, часто неосознанная потребность прожить ситуацию прощания с ушедшим, отреагировать на горе и действительно проводить в последний путь в соответствии с существующими традициями.

 

Желание клиента – закон

Отходя в мир иной, человек оставляет все мирское живущим, и это именно им нужно достойно исполнить последний долг памяти. Это вопрос духовной культуры, и в первую очередь людей интересует не столько его материальная сторона, сколько соответствие представлениям об эстетике процесса.

— К каждому, кто обращается ко мне, я подхожу индивидуально, – поясняет Андрей Журов. – Финансовые вопросы решаются в зависимости от ситуации, возможностей, материального положения обратившихся.

При таком подходе, конечно, вдвойне досадно слышать в свой адрес едкие и несправедливые замечания о строительстве «бизнеса на костях».

— Что касается введения
ГОСТа, то, скорее всего, на тех, кому потребуется помощь в организации похорон, они никак не повлияют. Это будет очередной попыткой отрегулировать рынок. Скажется ли это на качестве или цене? Насколько я знаю, чтобы получить сертификат на такой вид деятельности в рамках введения ГОСТа, потребуется обучение, стоимость которого стартует от
36 тысяч рублей. При этом заниматься тем, чем я занимаюсь много лет, смогут почти все. Это могут быть и сотрудники похоронных организаций, и индивидуальные предприниматели, и самозанятые граждане. Достаточно иметь не мене двух лет работы в этой сфере, среднее профессиональное образование и пройти дополнительную программу переподготовки в области оказания похоронных услуг. К чему это приведет, сказать не берусь. Если потребуется, то потрачусь и тоже получу сертификат, и на стоимости услуг нашего центра это точно не скажется.

 

Цена вопроса

Сейчас для того, чтобы понять, во сколько обойдутся проводы в мир иной, существует даже агрегатор ритуальных агентств. В нем представлены и услуги нижневартовских контор. Здесь можно выбрать и категорию похорон – «Недорого», «Оптимально», «VIP», «Luxaru», добавлять или убирать опции, выбрать гроб, венок, включить в услугу отпевание или услуги оркестра и даже психолога – он обойдется примерно в 5 тысяч рублей. Минимальный пакет – от 17 тысяч рублей, хотя при желании можно заплатить и 225 тысяч рублей.

Когда заработает ГОСТ, кроме стандартных способов обращения за предоставлением ритуальных услуг, заказчик сможет оформить контракт с помощью мессенджеров и социальных сетей. При этом пункты приема заказов без официального разрешения нельзя будет обустроить в медицинских учреждениях, в том числе моргах.

Кроме того, ГОСТ определяет и этические нормы, так что, скорее, работник ритуальной службы будет обязан по закону уважать память умершего и чувства его родных и близких. Ничего личного, это просто бизнес. По ГОСТу.

Семен Темнов. Фото из открытых источников

Добавить комментарий