В чем счастье, врач?

Завтра, 20 апреля, настанет самый странный день в календаре – День поиска смысла жизни. Как утверждают психологи, смысл – это часть наших взглядов на жизнь, на самих себя, на мир вокруг нас. То, что отвечает на вопрос: ради чего? Ведь если есть «ради чего», то можно вытерпеть любые «как». То есть мы можем перенести любые испытания, когда знаем, ради чего нам это нужно, и это «ради чего» очень значимо. Когда же одно «ради чего» уходит, а другого еще нет, возникает депрессия. Как защитный механизм, необходимый для концентрации сил на поиске нового смысла, как реакция на переход и как подсказка о том, что нужно что-то менять.

 

Если постоянно искать глубинный и подлинный смысл во всем, что мы делаем, в отрыве от удовольствия от самой жизни, то такой поиск смысла жизни утратит свое значение. Важно знать, что сон, еда и прочие физиологические потребности приятны сами по себе, и пока хорошее настроение не покинуло нас, мы вообще редко задумываемся над вопросами смысла жизни.

Так, сон помогает восстановить химический баланс мозга и, просыпаясь утром, мы чувствуем себя совершенно по-другому, нежели вчера. Бодрости прибавляется! Меняется и смысл происходящего вчера за счет ночной работы подсознания.

Еда помогает оставаться в тонусе на целый день и дает силы делать что-то. Бесполезно искать смысл там, где нет удовольствия. Как правило, мы начинаем свой поиск смысла жизни там, где заканчивается удовольствие и начинается боль. Боль утраты, разлуки, обмана, несправедливости… И тут же впадаем в депрессию и уже не видим никакого смысла нигде.

Людям кажется, что они его потеряли, и зачастую это так и есть, – только они ставят свое состояние души в зависимость от результатов этого поиска.

Однако депрессию и потерю смысла жизни можно рассматривать как «экзистенциальную паузу». Подобная «пауза» возникает особенно часто, когда мы переживаем потерю близкого человека или часть себя. И если на консультации психолог помогает нам изменить фокус от внешнего мира к внутреннему, если психолог помогает настроиться на переживание нового себя, то результатом его помощи станет рождение нового смысла. Чем, собственно, и полезно обращение за такой помощью.

Итак, вы чувствуете внутренний дискомфорт. Даже еда в рот не лезет. Вас почти физически тошнит от окружающей действительности. У вас стресс. Выхода нет, думаете вы. И начинаете копаться внутри своего сознания и очень даже к нехорошим мыслям можете прийти таким образом. А выход есть. И те, кто поможет, вас ждут. В Нижневартовске на базе поликлинического отделения психоневрологической больницы работает кабинет медико-социально-психологической помощи. Не стоит комплексовать и думать, что это неприлично дурно – выносить сор из своей взбудораженной головы. Специалист примет вас анонимно, и никто, кроме него, о ваших внутренних переживаниях не узнает. А вот помочь вам выйти из этого состояния медицинский психолог очень даже может. Кто знает, может быть, уже после первого приема вы опять ощутите вкус жизни.

Да, справиться с объективными причинами, которые привели вас в стрессовое состояние, психолог не может, но посмотреть на субъективные моменты, переосмыслить ситуацию и найти выход специалисту вполне под силу.

Есть такие случаи в жизни, к которым никто из нас до конца не может быть готов. Здесь нет опыта, который помог бы справиться с ситуацией самостоятельно. Например, потеря близкого человека. Это одно из самых тяжелых испытаний в жизни каждого, говорит медицинский психолог Елена Дзюман. В ее практике был не один случай, когда люди испытывали серьезные проблемы именно на этой почве. Так, однажды к Елене обратилась женщина с жалобами на потерю аппетита, апатию и общую усталость. И специалист начала психодиагностику вартовчанки.

— Нам необходимо установить уровень депрессии и ее причины, – объясняет Елена Михайловна. – Надо определить личностные особенности человека, которые помогут справиться с кризисной ситуацией, эмоциональный фон. В данном случае выяснилось, что причина плохого самочувствия пациентки произошла не вчера и крылась сразу в двух трагедиях, растянутых по времени. Женщина потеряла сначала одного, а потом второго родителя. Пыталась справиться с ударом сама, но у нее не хватило внутренних ресурсов, боль не прошла, а переросла в депрессию. В результате для оказания помощи потребовалась консультация врача-психотерапевта, который назначил медикаментозное лечение.

Надо сказать, что первичная работа медицинского психолога не ограничивается одной консультацией или проведением психологической диагностики. Работа с пациентом может быть продолжена в формате психологической коррекции и иметь несколько встреч. А бывает, когда в ситуации нужна помощь специалиста по социальной работе или серьезное вмешательство психиатра.

Например, в практике Елены был случай, когда молодой человек стал испытывать проблемы с коммуникациями. Общение с родными и друзьями стало парню в тягость. Он пришел на прием, и в ходе психологической диагностики были выявлены нарушения мышления. Молодой человек рассказал о том, что слышит голоса внутри своей головы. Увы, это был психиатрический недуг.

А порой в кабинет психолога попадают пациенты терапевтов. Люди жалуются на физические недуги, а на поверку оказывается, что это следствия глубоких душевных ран. Все болезни от нервов, сказал советский сатирик и был во многом прав. Дисбаланс в эмоциональном фоне может вызвать реальное физическое недомогание. Человека будут безуспешно лечить от телесных недугов, а причиной всему – психологическая травма. Депрессия становится спутником многих, и надо не замыкаться внутри своей внутренней боли, а искать выход. И если человеку самому с этим не справиться, необходимо искать поддержки у специалиста. Конечно, потеря партбилета уже никого не может ввергнуть в стресс. Но нынешние времена полны других ударов судьбы. Все чаще вартовчане стали «выгорать» на работе. Хроническая усталость и панические атаки стали привычным делом. И здесь наш первый друг и помощник – медицинский психолог.

— Представьте, что вы взяли кредиты, у вас ипотека, и тут вы лишились работы, – рассказывает Елена. – Все, что раньше было важным, потеряло смысл. Вы не видите выхода, ситуация кажется неразрешимой, вы думаете, что страдания не закончатся, воспринимаете себя как слабого, разрушается базовая система ценностей, базовое доверие к миру. Повышается уровень тревоги, появляется ощущение безнадежности. А где искать помощь? Приходите к нам в кабинет. Иногда самым первым терапевтическим средством становится простой разговор. Расскажите свою историю специалисту, и мы вместе постараемся найти выход из ситуации. Человек в стрессовом состоянии видит ситуацию всегда в несколько преломленном свете. Бывает, что выход лежит на поверхности. Но словно белка в колесе, человек не может выйти из порочного круга.

Надо сказать, что медицинский психолог – это специалист, разбирающийся и в области детско-родительских и партнерских отношений. Так, порой, придя на прием к Елене, люди выясняют, что проблема не только внутри них. Сложности в семье – это вообще отдельная часть в работе медицинского психолога. После первого приема в таких случаях специалист приглашает на консультацию и супруга. А дальше происходит все та же психокоррекция, но уже в отношении не отдельного человека, а связки муж-жена. Фактически психолог помогает супругам освоить новый язык общения и понимания друг друга.

— Конечно, таксисты и официанты, а также случайные попутчики – это отличные житейские психологи, – говорит Елена Дзюман, – но одного разговора мало. Беседа с незнакомым человеком может на время дать облегчение, но не искоренит проблемы, а может даже и усугубить ситуацию. Давая вам совет, как поступить в той или иной ситуации, люди основываются на своем личном опыте, и, советуя что-либо, не несут ответственности. Кому-то такие советы могут просто навредить. Только профессионал может помочь в сложной ситуации.

По словам специалиста, в последнее время ситуация в отношении вартовчан к психологической помощи меняется в лучшую сторону. Стали исчезать барьеры, мешающие доверительному общению. Люди не бояться, что их запишут в «психи». Да и само отношение специалистов этому способствует.

Если вы совершеннолетний и решили посетить медицинского психолога, вам достаточно записаться на прием по телефону 8 (3466) 29-00-53 и прийти на консультацию по адресу: улица Спортивная, 19. Ну, а коли вам нужна экстренная психологическая поддержка, сразу приходите сюда, вас тут же примут. И все это абсолютно бесплатно и анонимно.

Виктор Малеев. Фото: Юрий Ипполитов

 

Наш опрос

Вы когда-нибудь обращались к психологу?

 

Нисама Таирова, 45 лет:

— Когда-то я потеряла работу и была на грани того, чтобы сходить, но, наверное, в силу природной замкнутости и стеснительности попыталась найти выход сама, перелопатив кучу психологической и другой литературы. Помогло. Но хочу сказать, что в ходе изучения проблематики я вынесла вот какой вывод: психологи нужны. И если бы, не дай бог, опять столкнулась с подобной бедой, то обязательно пошла бы к специалисту.

 

Наталья Гладышева, 34 года:

— А может не стоит к психологу? Иногда какая-то досадная проблема, которая мешает жить, лишь на первый взгляд кажется неразрешимой, но стоит даже самой себе проговорить ее вслух, очень многое становится на свои места. Это работает, поверьте! Знаете, почему частенько человек уходит от психолога, возвращается домой и с удивлением обнаруживает, что ему стало легче? Все дело в том, что, проговаривая проблему вслух, мы слышим себя как бы со стороны, и уже это своего рода психотерапия, самовнушение. Мы не прокручиваем бесконечную кашу в голове, мы даем ей шанс вырваться наружу, и потому в итоге становится легче.
Попробуйте.

 

Валерия Будько, 54 года:

— Я ходила к психологу, мне очень повезло. Хорошая, опытная женщина. В основном, мы занимались работой с образами и визуализацией, еще она меня учила релаксации и самовнушению. Рассказывать я ей о себе рассказывала, но не очень много. Во всяком случае, наизнанку не выворачивалась. Результат превзошел все мои ожидания.

Я просто поняла, откуда у моих страхов корни растут. Я не сменила одно ошибочное убеждение на другое, она помогла расставить все на свои места, и я просто успокоилась. Она помогла мне сохранить семью.

 

Семен Д., 28 лет:

— Моя подруга долго ходила к психологу. Ну, что я могу сказать?.. Она стала другая, она видит черных кошек в черной комнате, особенно, когда их там нет. Это так, в общении. А в принципе, ей, наверное, все это помогло. Она видит теперь перед собой цели и к ним идет, но депрессняк все равно посещает периодически. Так что мы разошлись в разные стороны. С ней стало невозможно общаться. Она стала постоянно копаться в себе и в других, выискивать какие-то скрытые смыслы во всем, тайные механизмы. Мрак, одним словом.

 

Ксения Белькова, 23 года:

— Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы ходить к специалистам. У меня подруга в последнее время ходила. Посмотрела на свою проблему другими глазами. Послушала мнение психолога этого. И все отлично сейчас. Главное, найти хорошего специалиста и все супер будет. Лично у меня таких серьезных трудностей не было, чтобы к психологам обращаться. Каждый решает свои проблемы, как может и как умеет.

Добавить комментарий