Стрит-арт Нижневартовска: об иконах, красках и первопроходцах

В Нижневартовск пришел стрит-арт, а точней, первый в городе фестиваль этого вида живописи, который организаторы назвали «Арт-Квартал». Больше недели художники из нашего и других городов России созидали свои полотна на стенах домов, и сейчас настало самое время, чтобы показать, что у них получается. А заодно и поговорить немного об уличном искусстве: его истоках, канонах, развитии в России и в нашем городе. Тема, эта, как выяснилось, весьма обширная.

 

Как все начиналось?

Автором идеи стал депутат городской думы, а в прошлом руководитель молодежного центра Нижневартовска Анатолий Лисин. По его словам, от начала работы над «Арт-Кварталом» до старта фестиваля прошел примерно год. Очень насыщенный, кстати. За это время ему удалось найти финансирование, заручиться поддержкой управляющих компаний и нескольких предприятий города, а чуть поздней и провести творческий конкурс для авторов. На предложение прислать свои эскизы откликнулись 50 человек со всей России и семеро из них были выбраны жюри для участия в проекте. Приехали все до единого.

Кстати, стоит добавить пару слов и о названии фестиваля. Самые большие из его работ появились на стенах 20 микрорайона и именно он, по замыслу организаторов, должен получить название арт-квартала. Возможно, преображение этой территории продолжится в ближайшие годы.

 

Кто эти художники?

Талантливые ребята из Нижневартовска и не только. У многих за спиной больше десятка работ в нашей стране и за ее пределами. Зарубежными полотнами, например, могут похвастаться наша землячка Юлия Волчкова и мастер из Казани Рустам Салемгараев (Qbic). Именно он, кстати, а с ним и Марина Ягода из Новосибирска, являются единственными, кто до этого фестиваля ни разу не бывал в нашем городе. Юлия Волчкова и Елизавета Ледовская закончили местный худграф и лишь затем покинули пределы Нижневартовска. А все остальные авторы живут и работают рядом с нами. В каком-то смысле мы стали сами для себя кузницей кадров.

 

А раньше у нас что, стрит-арта не было?

Был, но в очень скромных масштабах. Отдельные работы местных авторов появлялись на стенах заборов, тепловых пунктов да гаражей и 10, и даже 20 лет назад. Большинство этих творений кануло в Лету. И нужно добавить, все они были нелегальными, то есть художники рисовали на свой страх и риск, ни с кем ничего не согласовывая. Кстати, именно с такого спонтанно-уличного формата начинался этот вид искусства. Лишь потом он разделился на две ветви: легальную и нет.

Многие поклонники граффити считают, что согласование своих произведений с властями, сотрудничество с ними – не вариант. Хотя здесь мы слегка утрируем факты, и если вы хотите разобраться во всех этих хитросплетениях, то материалов в интернете полно. Находятся махом. А для души стоит глянуть фильм «Выход через сувенирную лавку», который был номинирован на Оскар и тоже кое-что проясняет.

Подытожим: нелегального стрит-арта в городе нет, а равно нет и профессионального магазина, где продают баллоны с краской для его адептов, «бомбящих» любые доступные поверхности. Хорошо это или плохо? Скорее, хорошо, судя по мазне на некоторых нижневартовских заборах. Для создания приличных вещей одной краски мало, нужен талант.

 

Про опыт городов Югры и России

В нашем регионе конкурировать с Нижневартовском в плане развития стрит-арта могут Ханты-Мансийск и Сургут. Да что там могут. Успешно конкурируют. В Сургуте есть постоянный фестиваль «Гаражи», а в столице округа неоднократно проходила «Стенограффия». Они, как выясняется, тоже следят за федеральными трендами и хотят им соответствовать. «Арт-Квартал» у нас прошел впервые, но земляков мы, в каком-то смысле, переплюнули лихо. По размаху мероприятия и площади поверхностей для созидания. У нас дело не ограничилось малыми форматами и объектами сразу стали высотные дома.

Центрами русского уличного искусства являются Москва и Санкт-Петербург. В Питере процесс созидания на стенах начался давно, но там он чуть более замкнутый, непубличный. Местные авторы часто рисуют на заброшенных объектах и работает много толковых нелегальных художников. В столице власти взяли стрит-арт под контроль и развернули для этого целую кампанию. Там есть 1 500 легальных поверхностей для рисования и множество команд, которые занимаются этим по согласованию. Как правило, это именно искусство, а не махровый госзаказ на патриотическую тематику. И 30-40 неплохих полотен ежегодно становятся тому подтверждением.

Кстати, рисовать по чужому эскизу уличные творцы не любят. Как пояснил Рустам Салемгараев, «Всякий художник большой эгоист и стремится работать исключительно по собственным наброскам, не копируя и не повторяя чужих мотивов». Пожалуй, их можно понять. Они же не маляры.

 

А что же будет дальше?

Большой вопрос. «Арт-Квартал» стал в нашем городе первым подобным событием и в качестве постоянного проекта не планировался изначально. И еще он требует денег для проведения. Много денег. В этот раз их удалось найти благодаря активной помощи «Сибура», выигранному президентскому гранту и спонсорской помощи, о чем позднее. Далеко не факт, что эти ресурсы можно привлекать ежегодно.

— Поживем – увидим. Мы для начала должны подвести итоги этого проекта и выслушать отзывы вартовчан. Не исключено, что продолжение будет, но давайте не станем забегать вперед и оставим немного места для интриги. Так ведь интереснее, – считает директор фестиваля Анатолий Лисин.

Что касается отзывов вартовчан, то пока никакой критики не было вовсе. В соцсетях проект одобряют, а сами художники говорят, что жители часто подходят пообщаться и главных тем обычно две: «Что вы рисуете? Расскажите…» и «Вау, какие вы молодцы!».

Наша газета готова присоединиться к общественному обсуждению арт-проекта. Если вам есть, что сказать по его поводу, то пишите на электронный адрес издания: gazeta.samotlor-express@yandex.ru или оставляйте комментарии в нашем паблике. Мы всегда им рады. Любым.

 

Подводя итоги

Фестиваль практически позади и это знаковое событие в жизни города. Его можно даже сравнить с открытием Самотлорского месторождения. Масштабы иные, но принцип тот же: начался новый этап в развитии Нижневартовска, а былого уже не вернуть. Художники «Арт-Квартала» стали первопроходцами в монументальной уличной живописи нашего города и по их стопам обязательно пойдут другие.

Быть или не быть продолжению «Арт-Квартала», покажет время, но стрит-арт в наших краях точно не закончится. Он вернется к нам, и гарантом тому  – психология человека и вектор развития современной урбанистики. На эту тему есть многочисленные научные работы, исследования. Их суть в том, что никто в здравом уме не желает жить в серых, безликих коробках, как термиты. Человек тянется к краскам и к разнообразию, а обеспечить их способно только искусство. Никакие фонари фабричной штамповки, заборы и бордюрные камни этой задачи в полной мере не решат. Они красивы, но бездушны. В отличие от творчества.

 

А чем рисуют? 

Никакой дождь, зной или перепады погоды не должны уничтожать объектов уличного искусства. А потому и краски для него выбирают особые – стойкие. Художники говорят, что в нашем городе они получили расходный материал достойного качества: зарубежные фасадные краски на основе акрила, которые способны хранить первозданный цвет лет 10­12.

На каждое из уличных полотен, нарисованных в городе, ушло от 20 до 50 литров краски. И это без учета материала для грунтовки, ведь большинство объектов стрит­арта нуждается в создании ровного, одноцветного фона.

 

Немного истории 

Официально эпохой зарождения стрит­арта считаются 40­е годы в США. Но есть и иные мнения.

Ряд исследователей, к примеру, считает, что уже в эпоху Ренессанса на улицах городов Европы появились первые публичные изображения и создавали их те же самые авторы, что созидали фрески в храмах и писали иконы. Иных художников в ту пору практически не было.

Также пальму первенства американцев готовы оспорить русские художники­футуристы начала XX века, которые написали в первом выпуске своего профильного издания в 1919 году: «…Немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов… Пусть улицы будут праздником искусства для всех…».

 

ул. Мира, 96. Автор: Марина Ягода. Название картины: «Луна».
Это произведение, со слов автора, о хороших мечтах и грезах, которые порой приходят к нам по ночам. Также Марина отметила, что ей самой очень симпатично это произведение, и она с момента его создания мечтала воплотить эскиз в формате монументальной живописи. Считает, что к нашим белым ночам картина подходит идеально – темноты нет и в помине, а луна при этом все время на виду.

 

ул. Героев Самотлора, 19. Автор: Рустам Салемгараев. Рабочее название: «Молчаливый разговор». Готовность работы – 60%.
Это будет лиричная, чуть грустная картина о девочке, окруженной цветами колокольчика и с металлическим колокольчиком в руках. По замыслу автора, она отражает единение человека с природой и с самим собой. Без лишних слов и показной экспрессии.

 

Трансформаторная подстанция в 14 микрорайоне. Автор: Елизавета Ледовская. Рабочее название: «Природа человека». Готовность работы: 80%.
Картина написана по мотивам книги Уильям Голдинга «Повелитель мух» и повествует о борьбе человека с самим собой и о той опасности, которую мы можем представлять для других людей. Эта картина – повод задуматься, предостережение.

 

ул. Дружбы народов 28, арка. Автор: Любовь Молева. Рабочее название: «Творец». Готовность произведения: 80%.
По замыслу автора, картина должна согревать вартовчан хорошим настроением даже в сильные морозы, и эта мысль стала ключевой при выборе эскиза и палитры. В центре произведения девочка – смышленая, любознательная и открытая миру, а окружают ее бабочки и светлячки.

 

ул. Мира, 94. Автор: Юлия Волчкова. Название: «Хранитель мира».Готовность произведения: 80%.
Символика этого произведения проста и понятна каждому – женщина, которая держит в руках нашу планету. Юля говорит,
что тематика и композиция этой работы навеяны эпохой возрождения и трудами Микеланджело Буонаротти.

 

Просим обратить внимание, что большая часть художественных произведений арт-фестиваля пока готова не целиком. Мы хотели показать их именно в динамике, в работе. Пояснить художественный замысел авторов и назвать адреса, где разместились полотна. Фотоотчет с готовыми произведениями мы опубликуем на следующей неделе в нашем паблике в социальной сети «ВКонтакте» (см. QR-код внизу страницы).

 

Организаторы благодарят за поддержку в проведении фестиваля:

  • компанию «Сибур» (генеральный спонсор);
  • Фонд президентских грантов;
  • ОА «Горэлектросеть»;
  • УК «МЖК Ладья»;
  • ОАО «Управляющая компания № 1»;
  • компанию «Ваше такси»;
  • ООО «Декорадо»;
  • кафе «Сеньор Винченсо»
    и всех волонтеров проекта.

Алексей Лбов. Фото автора.

Добавить комментарий