Спасите наши уши!

У каждого из нас ежедневно звонит телефон, но по другую сторону линии не всегда оказываются друзья, родственники или даже просто знакомые люди. Очень часто можно услышать нечто в духе: «Здравствуйте, меня зовут Галина, и я представляю компанию «Рога и копыта холдинг­инвест». Есть ли у вас свободная минута и как я могу к вам обращаться?». Подобные диалоги давно уже вызывают гнев у тысяч людей, а прекратить поток звонков весьма и весьма непросто. Но все-таки реально. Расскажем как. 

 

Холодный обзвон вне закона

Подобное явление называется «холодным обзвоном» и часто используется для рекламы товаров или услуг. Раньше этим промышляли, в основном, московские конторы, но в последние годы не брезгуют и некоторые нижневартовские фирмы. Чаще всего вартовчанам предлагают финансовые услуги, установку или ремонт пластиковых окон (втридорога), а также подключение к одному из популярных местных провайдеров. Как же они задолбали, честно говоря! Некоторым горожанам подобные звонки поступают ежедневно по два-три раза, а их общий счет за год идет на сотни. Элементарная вежливость при подобном общении результатов не дает. Операторы обещают удалить номер из базы обзвона, но при этом игнорируют такие просьбы.

— Регулярно такие звонки поступают, но конечно не каждый день. Уже к ним привык, отчасти. Обычно спокойно к подобному способу рекламы отношусь, хотя некоторые прозвонщики чересчур активны. Неоднократно просил представителей самых навязчивых фирм удалить мой номер, но они продолжают звонить, – рассказал депутат думы Нижневартовска Сергей Жигалов.

Теоретически, на наш взгляд, телефон человека, вместе с его именем и фамилией, относится к персональным данным и значит, эту ситуацию должен контролировать Роскомнадзор. Однако на горячей линии ведомства нам пояснили, что эти данные персональными не являются и, соответственно, вопрос не к ним. Хотя при этом посоветовали обратиться в федеральную антимонопольную службу и заручиться их поддержкой.

Выяснилось, что совет дельный. Эта структура действительно помогает в подобных случаях. Ваш номер из баз обзвона ее специалисты убрать не в состоянии, а вот наказать спамеров штрафом – запросто. Проще всего это сделать, если вам предлагают по телефону банковские займы (без точного указания всех до единой условий сделки) или, к примеру, лекарства, медицинские услуги и БАДы. Эти пункты отдельно прописаны в статье 14.3 КоАП РФ. Не менее легко пожаловаться на незаконную СМС-рассылку. Нужно предъявить текст сообщения и сделать выписку в компании сотовой связи. Это относится и к сообщениям от самих сотовых операторов. Мол, оцените наш новый тариф или поучаствуйте в викторине с денежным призом. Были случаи, когда в арбитражных судах удалось доказать неправомерность этого метода и компании платили штрафы.

 

Механизм борьбы

Со звонками дело обстоит чуть сложней, хотя законодательство на эту тему вполне прозрачное. Посмотрите врезку в тексте, где процитирована статья 18 закона о рекламе, и поймете, что навязывать вам любые слуги без вашего предварительного согласия никто не вправе. Но, чтобы прекратить этот процесс, нужно собрать доказательную базу.

Как пояснили в пресс-службе ФАС, для этого нужны записи общения с сотрудниками колл-центра (от англ. call –связь) и детализация вызовов от сотовой компании. Желательно, чтобы в ходе разговора вы спокойно и уверенно выразили нежелание получать подобные звонки и задали несколько важных вопросов. Вопрос первый: «Понимаете ли вы, что используете обзвон с рекламными целями и предварительного согласия на получение таких вызовов я не давал?». Вопрос второй: «Как называется компания, в которой вы работаете? Как она записана в вашей трудовой книжке или в договоре?».

Скажем честно, внятные ответы вы вряд ли получите. По ту сторону линии, как правило, сидит девушка ничего не понимающая и выдающая информацию строго по алгоритму (скрипту). Некто вроде говорящего попугая, который знает много забавных фраз, но поддерживать осмысленный диалог не способен. Однако попытка не пытка и вместо рядового оператора можно попробовать пообщаться с менеджером колл-центра или любым другим представителем компании. Важно получить нужную информацию и при этом не напугать собеседника, заставив его бросить трубку. При подобном раскладе ваш номер будут использовать снова и снова. До скончания веков или смены сим-карты.

Если вам удалось собрать доказательства (лучше из нескольких звонков), то вы можете написать заявление в федеральную антимонопольную службу и попросить привлечь распространителей рекламы к ответственности. Помощь юриста вам не понадобится, справитесь сами. Главное, сослаться на нормативный акт, что мы процитировали, оставить все контактные данные и указать на факт нарушения ваших прав сотрудником конкретной структуры.

Отправлять послания в ФАС можно через сайт госуслуг, по почте или через специальную форму на сайте fas.gov.ru. Но оптимальный вариант – это послание на электронную почту delo@fas.gov.ru, потому что к такому письму можно сразу прикрепить все файлы с доказательствами. Ваше сообщение обязаны зарегистрировать и ответить в установленные сроки.

А дальше дело за антимонопольщиками. Им необходимо доказать, что навязчивое юрлицо является рекламораспространителем, нарушающим закон, чтобы наложить на него штраф от 100 до 500 тысяч рублей. Хотя тут много нюансов и сумма может быть иной. Для недобросовестных банков, например, большей, а для физлиц относительно копеечной.

Стоит добавить, что только в 2017 году ФАС России возбудила свыше 4,5 тысяч административных дел за нарушение закона «О рекламе», а общая сума штрафов превысила 103 миллиона рублей. Так что смысл в обращении есть и результат вполне достижим.

 

Бороться или нет?

Кто-то скажет, мол, развели тут писанину, а всего-то и нужно, что добавить проблемный номер в черный список и забыть о нем. Да, можно и так. Но вы сами прекрасно знаете, что поток звонков этим не остановить. Что будут новые номера и те же самые вопросы: «Как вас зовут? Как к вам обращаться?».

Если вас не на шутку донимает эта практика, то лучше запастись терпением и уверенно качать права в разговорах с обзвонщиками. Если они не совсем отмороженные, то рано или поздно ваш номер удалят из базы. Ну а если это не помогает, то обращайтесь в ФАС и добивайтесь справедливого возмездия. Этим вы поможете не только себе, но и множеству других людей, страдающих от телефонного спама. В конце концов, таким образом можно поставить крест на самой практике «холодных звонков», как это уже случилось во многих цивилизованных странах. В той же Америке, например, мода на подобную рекламу закончилась еще в конце 80-х, когда заказчики поняли, что вызывают у людей отторжение и получили массу судебных исков. То же самое случится и у нас, если мы все проявим к этому хоть каплю стремления.

 

Согласно пункту 1 статьи 18 закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

 

Если вы не хотите, чтобы ваш личный номер телефона попадал в базы «холодных звонков», то относитесь к нему бережно. К примеру, не публикуйте на страницах социальных сетей, на форумах, в любой интернет-переписке с незнакомыми людьми.

Также стоит завести так называемую «мусорную» сим­карту, чтобы использовать ее при регистрации юрлица, к примеру, для участия в рекламных акциях, выдачи незнакомым или не очень востребованным людям. Ее нужно указывать при оформлении онлайн­заявок на кредит или любых форм, где потребуется ввести номер.

Стоит помнить, что даже такой подход успеха не гарантирует. Иногда при составлении баз для обзвона берут подборку случайных номеров, убедившись, что они принадлежат жителям одного региона. Сделать это несложно: все данные по их сериям и срокам выдачи доступны в интернете.

Алексей Лбов

Добавить комментарий