Школа настоящего и будущего

Жизнь вокруг и внутри Нижневартовской системы образования бурлит и ежедневно приносит множество новостей. Вот и на днях одной из тем обсуждения городских властей стало возведение нового учебного комплекса в 18 микрорайоне. Не секрет, введения в эксплуатацию этого объекта с нетерпением ждут жители «ипотечной долины». Напомним этот школьный комплекс рассчитан на рекордные для Нижневартовска 1 725 мест.

— Школа важна для новых микрорайонов. Те проблемы, которые были, они все решены. Застройка идет согласно графику. Мы уверены, что образовательное учреждение нового комплексного типа запустим уже в следующем году, – отметил глава города Василий Тихонов.

Напомним, после того, как предыдущий подрядчик откровенно не справился со взятыми на себя обязательствами, власти приняли экстренные меры, чтобы форсировать стройку. И самое главное на сегодня – это уложиться в намеченные планы.

— Это школа-гигант. Таких больших объектов в городе не строилось. Она новая по всем своим стандартам, соответствует всем современным требованиям. Это большие классы, актовый зал, биб-лиотека, два плавательных бассейна. Школа будет лучшей. Там будут и инженерные классы, и технические классы, может быть, и гуманитарные классы. И мы убедились, что при нынешних темпах возведения этого объекта, мы успеем подготовится к ее открытию 1 сентября 2020 года, – отметил Эдмонд Игошин, директор департамента образования администрации Нижневартовска.

 

Кадры решают все

От того, насколько четко по плану идет строительство школьного комплекса (а это два основных блока и множество вспомогательных конструкций), зависит и множество организационных вопросов по ее открытию. Мало просто сдать здание. Департаменту образования предстоит проделать очень внушительный объем работы и по своей линии. Необходимо будет создать юридическое лицо учреждения, получить лицензию на образовательную деятельность. После чего вновь назначенному руководителю нужно будет заниматься оборудованием классов, хозяйственных и бытовых помещений, и, конечно, новой школе понадобится полный штат сотрудников. По предварительным подсчетам, это порядка 60 человек вспомогательного персонала и, что самое важное, около 100 педагогических работников.

И это серьезная проблема, которую власти уже начали решать. Прежде всего, по словам Эдмонда Игошина, Нижневартовску не хватает преподавателей точных наук (математики, физики и химии). Однако варианты есть. Для того, чтобы привлечь специалистов с большой земли, нужны дополнительные стимулы. Ехать в Нижневартовск и иметь изначально маленький северный коэффициент – это сомнительная перспектива. Снимать жилье или позволить себе ипотеку на голом окладе – просто не реально. И глава города издал распоряжение по дополнительному выделению служебных квартир для приглашенных педагогов из муниципального фонда.

— Еще в прошлом году у нас в оперативном управлении состояло 11 квартир, а в этом году нам выделили сразу 10 помещений, – сообщил Эдмонд Игошин. – Так к нам сразу переехала педагогическая семья: учитель химии и физики и преподаватель дополнительного образования.

Другим важным направлением по привлечению новых кадров стал проект по перепрофилированию сокращенных или ушедших на пенсию инженеров. По мнению руководства департамента городского образования, люди с хорошими знаниями в механике могут еще несколько лет с успехом учить подростков даже после своего выхода на заслуженный отдых. И здесь совместно с Центром занятости уже начались подвижки по отбору и переобучению кандидатов.

Изменили в департаменте и подход к прибывшим в школы выпускникам местных вузов и сузов. Согласовали учебные планы с НВГУ, на практику теперь отправляют студентов в те учреждения, где наиболее опытный и сильный преподавательский состав. Совместно с руководством Гуманитарного колледжа решено, что это заведение будет выпускать специалистов начальной школы более широкого профиля. Так, помимо основной программы, преподаватель младших классов будет теперь обучать ребятню и основам иностранного языка.

— Новоиспеченных специалистов надо всячески поддерживать. И мы используем множество форм для помощи им в работе, – говорит Игошин. – Как результат, молодежь уже не спешит массово уходить из профессии после первого же года пребывания в школе.

 

А на носу – экзамены

Сильный преподавательский состав по математике ведет и к хорошим результатам в ЕГЭ. И здесь, хоть и есть количественная нехватка персонала, уровень знаний учителей в Нижневартовске очень высокий. Конечно, прошлогодние результаты были далеки от совершенства, но предложенный руководством департамента тест на профпригодность показал хороший уровень знаний самих преподавателей. Речь о добровольной сдаче учителями города тестов по истории и математике. Проверить свои знания решили 78 преподавателей. И в результате средний результат по обоим предметам достиг почти 80 баллов.

В общем, дело не в уровне и качестве получаемых знаний. По мнению Эдмонда Игошина, надо повысить психологическую подготовку выпускников. Нужны постоянные тренинги, чтобы отточить сдачу тестов. Для этого стали активно использовать такие электронные платформы как Учи.ру, Инфоурок, Проектория, Российская электронная школа (РЭШ), Национальная электронная библиотека, Единый урок.рф, Яндекс КЛАСС.

— Конечно, в немалой степени мы, учителя, сами проходили ЕГЭ, чтобы понять, что конкретно может повлиять на успешную сдачу экзамена, – признается, руководитель департамента. – Знаете, как меня сильно раздражало, что все стулья в аудитории, включая мой, страшно скрипят. Надо учесть множество мелких факторов. В этом году, например, мы не только строжайше запретим шум в стенах самих школ, но и повесим во время ЕГЭ и итоговой аттестации баннеры на школьных заборах с призывом к людям не шуметь и не отвлекать наших будущих медалистов.

А связь между ЕГЭ и «золотыми» медалями с этого года самая прямая. Результаты напрямую отразятся на получении этой заветной награды.

С 2019 года аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» выдаются выпускникам 11 классов, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «Отлично» по всем учебным предметам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации) и набравшим не менее 70 баллов на ЕГЭ соответственно по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня.

Для выпускников девятых классов главным новшеством этого года стало собеседование по русскому языку. Именно оно будет допуском ко всем остальным экзаменам. Почитав вслух, пересказав прочитанное или порассуждав на предложенную тему, школьники теперь должны показать свое умение владеть родной устной речью.

Есть нововведение и для одиннадцатиклассников. Теперь они по желанию могут сдавать еще и китайский язык. Изучив его самостоятельно или через интернет-площадки, они теперь могут подтвердить свои знания через единый госэкзамен.

— Наша задача сделать сдачу экзаменов чистой и честной, – подчеркивает Игошин. – Все будет строго фиксироваться камерами наблюдения и всегда может быть пересмотрено. При этом мы хотим предоставить молодым людям максимальный комфорт. А сделать все это будет в нынешний год ох, как сложно. Итоговую аттестацию пройдут почти три тысячи девятиклассников, а ЕГЭ будут сдавать более полутора тысяч школьников.

 

Идея УПК и практика забивания гвоздей

Руководитель департамента образования отмечает, что молодые люди все больше хотят ощутить взрослую жизнь и уходят после девятого класса за профессиональным образованием в колледжи. И ведь сильные ученики идут, говорит Игошин, а троечники идут в 10 класс, а по окончании 11 класса пытаются штурмовать вузы. Но таково, видимо, веянье времени. Вот и местные депутаты совместно со специалистами образования продолжают изучать систему преподавания в школах основ производства. И, надо сказать, что народные избранники нашли весьма высоким уровень преподавания в учебных заведениях такого предмета как «Технология». Депутат Сергей Землянкин попросил одного из учеников прямо при нем забить гвоздь, чем остался очень доволен. На сегодня до девятого класса мальчишки и девчонки вовсю осваивают те премудрости, которые советские дети получали на уроках труда. Мальчишки – дерево- и металлообработку, девочки – кройку и шитье, приготовление пищи и иные премудрости домоводства. Более того, «Технология» это единственный предмет системы общего образования, который ждет серьезная реформа. И эта задача находится на контроле у президента России Владимира Путина.

Но идея депутатов в том, чтобы каким-то образом давать азы профессии и в 10-11 классах. При этом надо понимать, что сама структура образования сегодня разделена законодательно. В ведении муниципалитета находится только среднее и дополнительное образование. Профессиональное же среднее просто вне компетенции органов местного самоуправления, и выдавать профессиональные корочки общеобразовательные школы города просто не имеют ни законодательного права, ни даже гипотетических возможностей. Но Эдмонд Игошин согласен, что, может быть, и по этой причине молодые люди с подачи родителей готовы сегодня массово поступать в ссузы.

Находясь либо в региональном, либо в федеральном подчинении, ТОЛЬКО колледжи и техникумы имеют все права дать и оформить среднеспециальное профессиональное образование. Для этого здесь есть все и юридические, и организационные условия, даны возможности и формальное право – соответствующие лицензии, педагогический состав, специальные производственные площади, и многие другие обязательные составляющие.

Это понятно, что есть запрос, в том, чтобы молодые люди в случае нужды могли бы пойти с полученной профессией на производство. Но кто мешает молодым людям, продолжая учится в 10-11 классах, получить простую специальность в тех же профтехколледжах на краткосрочных трехмесячных курсах?

— Другой вопрос, что у молодых людей, в принципе, не должно стоять проблем с тем в какой области работать. И здесь мы должны совместно и с родителями, и с депутатами, и работодателями, и с руководством местных ссузов создать такое поле и проводить в школах такую предпрофильную подготовку, чтобы молодые люди осмысленно шли в те или иные сегменты рынка труда, где они будут востребованы. И мы такую работу постоянно ведем.

Кстати, в нынешнее лето старшеклассники смогут заработать на свои карманные расходы. Более 1 000 детей от 14 лет и старше будут работать по договорам на различных предприятиях Нижневартовска. Все зависит от пожеланий самих учеников (заработная плата, режим и условия работы, место расположения, характер труда, профессия). Выбор широкий.

 

Каникулы для всех

Естественно, все городские образовательные организации подготовили на это лето для ребятни множество программ в пришкольных лагерях. Практически все учебные заведения среднего звена распахнут свои двери для местной детворы. Основная масса площадок разместится в школах и три лагеря откроются на базе организаций дополнительного образования. Также местные центры детского творчества организуют для своих воспитанников палаточные скаутские бивуаки. В общем, с июня 52 учреждения Нижневартовска откроют новый сезон целым калейдоскопом различных оздоровительных, развлекательных и познавательных программ. Среди них – проекты технической, военно-спортивной, туристской, краеведческой и оздоровительной направленностей. Ждут ребят и новые развивающие хайтек-игры – «Леготека» и «IT-профессионал».

Но главная изюминка этого лета – альтернативные муниципальным направлениям четыре лагеря, организованные социально направленными ИП и НКО. В городе стартует проект по апробации системы персонифицированного сертификата летнего отдыха. На практике каждый родитель, который хочет, чтобы его ребенок провел каникулы в городе, имеет возможность взять сертификат на 7 000 рублей и выбрать программу в рамках тех проектов, что предложили представители немуниципальных организаций. Из предложенных направлений этого года были выбраны четыре НКО со своими совершенно оригинальными программами для школьников. В рамках муниципального образования таких направлений работы с детьми нет. А вот базироваться все они будут под единой крышей школы № 34.

Координационный центр социальных проектов будет работать здесь с детворой в лагере «Яркие каникулы», где специалисты научат воспитанников азам журналистики. А в научно-техническом лагере «Путешествие во времени» ознакомят ребят и с основами робототехники, и преподадут элементарную историю.

— Используя элементы конструктора «Лего», дети научатся сами создавать модели доисторических животных. Их ждут всевозможные научные эксперименты, среди которых и моделирование, и даже первые шаги в самостоятельном программировании, – рассказывает руководитель лагеря Татьяна Васильева. – То есть они сами на практике будут создавать свои собственные сайты, как настоящие инженеры-программисты.

А вот языковая смена «Summer camp», значительно улучшит познания нижневартовских школьников в практике иностранных языков и культуры.

Четвертым проектом стала программа «Школа спецагентов» «Мозг? Супермозг!». Это весьма актуальное направление для гиперактивных детей.

— Живя в потоке информации, детям очень сложно разобраться в этом вале и вычленить для себя действительно важные и полезные моменты. Мы не просто научим школьников скорочтению и скорописи, мы дадим им понимание ценности одной информации и поможем избавлять разум от информационного мусора, – говорит руководитель лагеря Лилиана Колесникова. – Кроме этого, мы сформируем у детей чувство прекрасного через уроки настоящей каллиграфии. Сегодняшним школьникам так не хватает усидчивости и чувства гармонии… У нас они это получат.

Остается добавить, что в Центре развития образования (ул. Мира, 56б) еще остается немало сертификатов. Всю дополнительную информацию по этому пилотному проекту можно узнать на портале системы образования Нижневартовска: edu-nv.ru или непосредственно в Центре.

 

А вот взрослым не до отдыха

Вместе с окончанием учебного года в образовательные заведения Нижне-вартовска придет ремонт. Так, по линии бюджетных статей в шести школах
(№ 1, 6, 11, 29, 32 и Лицее) отремонтируют пищеблоки. А так же в школах № 18 и 32 создадут универсальную безбарьерную среду для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Продолжится и практика софинансирования проектов по принципу инициативного бюджетирования. В этом году из 100 поданных заявок выбраны проекты восьми школ и гимназий. Где-то предстоит заменить окна и двери, по другим заявкам отремонтируют спортзалы, модернизируют системы видеонаблюдения, сделают перегородки под гардероб и сделают специальное покрытие в спортивном зале, обеспечат безопасную среду.

Конечно, каждая школа сегодня имеет массу возможностей определять векторы своего развития, и здесь существует довольно продвинутая система коллегиального управления. Помимо руководителя, в решении множества вопросов и задач управления принимают участие педагогический и родительский советы, а также молодежный актив школ. Однако, по словам Эдмонда Игошина, в случае с проектами по инициативному бюджетированию это в какое-то время привело к недопониманию. Люди стали жаловаться в социальных сетях, что их склоняют на различного рода собраниях выделить деньги на ту или другую придумку.

А между тем, если следовать закону о инициативном бюджетировании:

Никакой коллегиальный орган просто не имеет законных оснований что­то собирать или инициировать в этом направлении. Инициатор – это только юридическое или физическое лицо. Любой школьный совет таковым не является.

Фигурально говоря, собрались трое папаш оборудовать в школе звукозаписывающую студию, скинулись по 30 тысяч в один карман самому активному. Вот он-то заявку и будет оформлять. И в итоге получит на доброе дело прибавкой к собранным 90 тысячам еще 1 млн 710 тысяч рублей из бюджета города. Но инициативное бюджетирование – дело такое же сугубо добровольное, как и благотворительность или жест милосердия.

— На самом деле, это глубокое заблуждение, что наши школы сегодня недофинансируются, – говорит Эдмонд Игошин. – Самая большая строка бюджета города – это именно образование. Есть еще огромное количество источников дополнительных средств на самые интересные проекты как внутри самих школ, так и через различные региональные и федеральные гранты. Бюджетирование – лишь одна из новых возможностей. Мы еще активно работаем на получение самых разных грантов, зарабатывают учреждения и от платных услуг, и аренда дает дополнительные финансы. Да и шефов никто не отменял. При этом органы школьного самоуправления, конечно, сами должны определять концепцию развития своего учреждения, но вот откуда взять деньги – это совсем другое дело.

 

Школа полной мечты

Для того чтобы понять, что такое свой неповторимый школьный мир, надо прийти в одно из общеобразовательных учреждений. Здесь сбылись многие мечты. У каждого работающего родителя, например, есть мечта о существовании «Школы полного дня». С утра отдал своего ребенка с рук на руки опытному педагогу, и со спокойной душой отправляешься на работу, и знаешь, что с ним сделают все уроки, накормят, да еще и развлекут. Именно такая она – школа № 11.

Здесь уже третий год реализуется программа «Ветер перемен» в рамках того самого нацпроекта «Школа полного дня». Вот где поистине используются все имеющиеся ресурсы, чтобы каждый ученик имел возможность проявить свои уникальные качества и стать успешным. Какая там палочная система? Да с детьми тут столько возятся, что они домой уходить не хотят.

— Реализуя проект, мы наполнили развивающими зонами школьное пространство и оформили его эстетически, что является значимым в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Наиболее интенсивные акценты предусмотрели в зонах рекреаций, – отмечает директор школы Инна Домбровская. – На втором этаже работают не только группы продленного дня, но и обучаются младшие школьники, поэтому мы разместили здесь столы для игры в шахматы, аэрохоккей и футбол. В другой части рекреации оформили уголок по изучению правил дорожного движения, две зоны для рисования прямо на стене с помощью меловой и маркерной пленки.

Конечно, как и в любом культурном учреждении, здесь следят за общественно-значимыми событиями. В этом году в школе появился «Пушкинский уголок», посвященный 220-летнему юбилею великого русского поэта. Есть в школе оригинальная периодическая таблица Менделеева, которой в 2019 году исполняется 150 лет, а еще школьники погружаются в атмосферу театра, год которого отмечает вся страна.

Принцип «Школы полного дня» весьма прост. В первую половину дня ребята занимаются на уроках, а потом отдыхают и делают домашнее задание, посещают пришкольные абсолютно бесплатные кружки и другие интересные тусовки. Кстати, работа групп полного дня, включает в себя и подготовку учеников к олимпиадам, конкурсам, школьным мероприятиям. Ну и, конечно, здесь трижды кормят вкусной едой и устраивают прогулки на свежем воздухе.

На сегодня в городе действуют четыре подобных проекта – в школах № 1, 2 и 11, а также в Гимназии № 1, где занимаются в общей сложности почти 700 ребятишек. В следующем году к проекту присоединится и школа № 25.

 

А планов еще громадье

По словам Эдмонда Игошина, школы в следующем году серьезно займутся исправлением ситуации с пассивностью детей на переменах, когда все повально горбятся по углам рекреаций с гаджетами.

— У нас есть несколько интересных программ, одна из которых называется «Крутая перемена», рассказывает руководитель департамента образования. – Школьники сегодня и без того очень много сидят на уроках. А вот их двигательная активность при этом существенно ограничивается. В связи с этим мы решили сделать для них на переменах необычную увлекательную зарядку под музыку. Суть в том, чтобы повторять определенные танцевальные движения на экране, который будет установлен в рекреациях, и зарабатывать очки. В общем, это, в некотором смысле, соревновательная игра, которая станет отличным средством от гиподинамии.

Грядут и более серьезные изменения на ниве школьного здоровья.

По аналогии с уже зарекомендовавшей себя ШВЛ, в следующем году в учебных заведениях стартует проект «Школьная Футбольная Лига». Только принимать участие в этих новых состязаниях будут не старшеклассники, а ученики среднего и младшего школьного возраста. А в рамках развития дополнительного образования в новом учебном сезоне апробируют программу «Самбо – в школу». Пока еще рано говорить о каких-то конкретных формах этого проекта, но переговоры с кураторами этой федерального программы уже идут.

Павел Колин. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий