Шаг назад, два шага вперед?

4 июля в администрации Нижневартовска прошло совещание при главе города по вопросам реформирования жилищно-коммунального комплекса. В повестке было два вопроса: преобразование структуры муниципальных предприятий и акционерных обществ, работающих в этой сфере, и создание Нижневартовского расчетно-информационного центра.

На совещании, в котором участвовали руководители департамента ЖКХ, управляющих компаний, жилищных трестов и ресурсоснабжающих организаций, подвели черту в дискуссии, начавшейся в конце прошлого года, ответив на вопрос о том, какие преобразования нужно предпринять для повышения качества услуг. Выступая с коротким докладом, директор департамента ЖКХ Максим Коротаев сообщил, что после продолжительного обсуждения с участием всех заинтересованных сторон принято решение вернуться к существовавшей в городе семь лет назад системе управления и обслуживания жилого фонда. В этой системе управляющие компании объединяют в себе функции заказчика и подрядчика жилищных услуг. Сейчас УК заказывают услуги по уборке подъездов и придомовых территорий, электротехническим работам, ремонту внутридомовых сетей водо- и теплоснабжения, вывозу мусора и т.д. у жилищных трестов и других подрядчиков, которых привлекают на конкурсной основе. В новой системе непосредственные исполнители услуг – дворники, уборщицы, сантехники, электрики – будут приняты в штат УК. По мнению чиновников, это сократит количество организационных и юридических процедур, а главное – время от возникновения потребности в той или иной услуге до ее реального исполнения.

 

Курс – на разукрупнение

Для повышения эффективности городской системы ЖКХ на базе существующих акционерных обществ и муниципальных предприятий будет создано четыре новые управляющие компании, между которыми перераспределят весь жилой фонд, кроме того, что находится в управлении частных УК. Причем, на одну муниципальную управляющую компанию будет приходиться не более четырех-пяти микрорайонов города. Число муниципальных УК не изменится – их и сейчас четыре (ОАО УК-1, ОАО УК-2, МУП ПРЭТ-3 и ООО «Управляющая компания»), но часть фондов от крупных УК перейдет к более мелким, а коллективы и имущественные комплексы жилищных трестов ЖТ-1 и ЖТ-2 будут перераспределены между управляющими компаниями. По мнению специалистов департамента ЖКХ, разукрупнение и появление вместо двух муниципальных «монстров» УК-1 и УК-2 четырех равновеликих компаний создаст стимулы для конкуренции между ними, а наделение «управляшек» функциями подрядчика сведет к минимуму количество посредников между жильцами и исполнителями жилищных услуг, а также сократит расходы на содержание аппарата управления.

Максим Коротаев подчеркнул, что все эти преобразования возможны лишь после получения одобрения жителей. Просветительская работа с населением нужна не только в связи с тем, что в некоторых микрорайонах, возможно, придется сменить управляющую компанию (по закону это возможно лишь при принятии решения собственниками жилья), но чтобы люди понимали логику действий властей. Также он сообщил, что департаментом разработана дорожная карта модернизации жилищно-коммунального комплекса, которая подробно прописывает алгоритм действий, необходимых, чтобы новая система появилась и заработала эффективно.

 

Говорить на одном языке

Выслушав точку зрения департамента ЖКХ, глава города Василий Тихонов предложил высказаться присутствующим – кто «за», кто «против» этих предложений – и привести аргументы. Выступившие директора управляющих компаний с разной степенью уверенности реформу поддержали, но обратили внимание на то, что в ходе преобразований предстоит решить ряд сложных вопросов, связанных с существующими долгами УК перед ресурсоснабжающими предприятиями – «Горводоканалом» и «Теплоснабжением», а также с распределением обязанностей по взысканию задолженности населения при передаче фондов из одной управляющей компании в другую.

Генеральный директор АО «Городские электрические сети» Юрий Елин призвал коллег не сводить преобразования к механическому объединению-делению, а использовать момент для того, чтобы провести управленческий аудит – своеобразную ревизию функций и бизнес-процессов в «обновленных» УК.

— Мы должны отдавать себе отчет в том, что мы никогда не придем к возможности увеличения зарплат, которые не повышались в УК и трестах уже четыре года, без увеличения тарифа для населения, если не проведем оптимизацию, – считает Елин. – Нужно садиться и просчитывать, сколько нужно в каждой компании тех же электриков, сантехников, возможно, создавать какие-то единые службы, а не просто перетасовывать людей.

Пока, по мнению руководителя «Горэлектросетей», у всех участников процесса преобразований нет единого понимания в содержании реформы.

— Мы должны все договориться и начать говорить на одном языке, мы ищем внутренние резервы или надеемся на то, что от перемены мест слагаемых вдруг изменится сумма и система станет более эффективной?, – обратился он к участникам совещания.

Отвечая на реплику Елина, глава города Василий Тихонов поддержал его подход, но заметил, что для поиска резервов нужно все-таки сначала определиться со структурой системы управления, а затем уже включать все ресурсы для повышения качества услуг. Это обязательно станет вторым этапом преобразований.

 

В августе – новые платежки

Директор ООО «Нижневартовский расчетно-информационный центр» (НРИЦ)
Валерий Эсауленко выступил на совещании с сообщением о текущих задачах вновь созданной структуры. Новое предприятие появилось в Нижневартовске по инициативе администрации города в форме общества с ограниченной ответственностью с участием всех крупных предприятий городской «коммуналки»: ОАО УК-1, ОАО УК-2, МУП «Горводоканал», МУП «Теплоснабжение» и АО «Городские электрические сети». НРКЦ предстоит создать специализированный информационный ресурс, аккумулирующий всю информацию о жилищно-коммунальной сфере Нижневартовска. По словам Валерия Эсауленко, уже на стадии подписания договор с ярославской фирмой СТЭК – разработчиками самого современного программного комплекса, который обеспечит широкие возможности по организации процессов, связанных с расчетами населения за жилищные и коммунальные услуги. В настоящее время под наблюдением надзорных органов идет процесс совмещения и актуализации баз данных потребителей между УК и ресурсоснабжающими организациями. Единый городской расчетный центр обеспечит моментальное расщепление платежей, исключив возможность задержки управляющими компаниями перечисления поступающих от населения денег поставщикам ресурсов, обеспечит полную прозрачность схемы начислений, прохождения платежей и сбора задолженностей за жилищно-коммунальные услуги для всех участников этого рынка и органов местного самоуправления.

Никаких дополнительных затрат на содержания НРИЦ со стороны потребителей жилищных и коммунальных услуг не потребуется, и на тарифы создание нового предприятия влияния не окажет. Средства будут направлены управляющими компаниями вместе с передачей функций по начислению платежей, их сбору с населения и перечислению денег поставщикам услуг из ЖЭУ в расчетно-информационный центр. Собственники жилья получат лишь выгоды: сокращение количества квитанций и внедрения единого платежного документа (ЕПД) по всем видам услуг, включая оплату за электроэнергию и взносы на капитальный ремонт, отсутствие необходимости являться за квитанциями в ЖЭУ (жители станут получать ЕПД в свои почтовые ящики) и создание максимально удобных условий для оплаты за ЖКУ всеми возможными способами: через банкоматы, с помощью интернета, платежных терминалов, электронных сервисов и так далее.

Все эти задачи будут поэтапно решены в течение переходного периода, который продлится четыре месяца. Но уже в августе жители Нижневартовска получат «пилотный» вариант единых квитанций с оплатой за июль. В перспективе будет создан единый колл-центр по работе с населением, а сам НРИЦ возьмет на себя обязанности по повышению собираемости платежей и претензионной работе с неплательщиками.

Андрей Бондарев

Добавить комментарий