Сентябрьское уравнение

Тысячи школьников Нижневартовска на этой неделе вновь уселись за парты после летних каникул, а это значит, что в квартирах их педагогов еще благоухают цветы. Дарить их – традиция столь же нерушимая, как произнесение педагогами фразы «Помните, что звонок – для учителя» и списывание домашки у соседа по парте. На том и стоит школа. Впрочем, времена меняются, и даже для традиций порой приходит час умирать. Или меняться. Не исключено, что стайки первоклашек с морем цветов в руках мы с вами наблюдаем последние годы. Возможно, оно и к лучшему, ведь альтернатива этому «сентябрьскому цветнику» выглядит очень разумно и радует педагогов. Вероятно, она понравится и вам…

 

Традиции традициями, но в сентябрьском уравнении «Дети + школа = цветы» всегда присутствует третий компонент – деньги. Для каждой отдельной семьи букет хризантем или астр обходится относительно недорого. Согласно данным нашего опроса, большинство вартовчан ежегодно выделяют на эти цели от 300 до 1 000 рублей. Допустим, что средняя сумма – 500 рублей. Это означает, что одни только первоклашки города (а их примерно 4 000) принесут своим учителям два, завернутых в фольгу, миллиона, а параллелей у нас 11. По приблизительным подсчетам нашей газеты, таким образом, каждое из учебных заведений города «получает» на 1 сентября примерно от одного до полутора миллионов «благоухающей налички». Это 60 миллионов в масштабах всего города. Где эти деньги окажутся спустя буквально неделю? Правильно, увы, на городской свалке…

Именно поэтому несколько лет назад в России впервые была запущена акция «Дети важнее цветов», которая добралась недавно и до Нижневартовска. Суть ее такова: дети не несут в школу дары по принципу «каждый сам за себя», а скидываются и дарят педагогу единственный крупный букет. А сэкономленные при этом средства родители самостоятельно обобщают и отправляют в благотворительную организацию на лечение и реабилитацию страдающей хворями детворы.

В Югре эту практику первым начал применять окружной фонд «Благо дарю» с пропиской в Сургуте. К его акции присоединились три нижневартовских школы в прошлом году и еще несколько – в этом. Многие родители были вполне довольны таким исходом, но были те, кто усомнился в эффективности подобных добровольных взносов.

— Я не против самой акции, но смущает тот факт, что фонд иногородний и после знакомства с его сайтом становится очевидно, что среди его подопечных почти нет нижневартовских детей. Более того, может кто-то сочтет меня жестокой, но я считаю, что не только больные дети нуждаются в помощи. Мне лично было бы приятней вложить деньги в собственного ребенка, в его школу, в ее педагогов, инвентарь и другие понятные мне вещи, – рассказала «СЭ» вартовчанка по имени Алена. Ее фамилии называть не будем. Дабы не вызывать лишних трений.

Точку зрения этой дамы, как выяснилось, разделяет не так уж мало людей. С одной стороны, чужих детей не бывает, а с другой стороны, уж извините, своя рубашка ближе к телу. Каждый сам выбирает пословицу по душе.

Судя по отзывам в социальных сетях, большинство вартовчан в восторге от самой идеи. «Абсолютно правильно. Цветы это всего на неделю. Уж лучше тратить деньги на что-то полезное», – написала Елена Мулцак в одном из нижневартовских пабликов, собрав под комментарием сотню лайков. С ее мнением согласны и многие педагоги. К примеру, учитель физики Мария Соколова.

— Я ежегодно получаю на день знаний от пяти до десяти букетов. Ничего не имею против, если их суммарная стоимость будет потрачена на благое дело, – сказала она.

– Я обучаю начальные классы и после линеек цветы стоят в каждой из комнат квартиры, целыми клумбами. Мне нравятся подарки моих учеников, я не аллергик и люблю все прекрасное. Но считаю, что в предложении благотворительного фонда есть мощный здравый смысл, – говорит Жанна Харитонова.

Как видите, наши земляки высоко оценивают идею минимизации цветников в школах и ждут ее развития. Оно может быть совершенно разным. Сразу несколько собеседников «СЭ» сказали, что сомневаются в честности любых благотворительных организаций и предложили сделать проект «Дети важней цветов» максимально более адресным. То есть формировать из «цветочных денег» особый фонд, а ответственным за его использование сделать попечительский совет школы, в который входят и педагоги, и родители.

— Тогда можно будет, например, новые мячики купить для спортивного зала, приобрести парнишке из бедной семьи костюм на выпускной или поддержать деньгами семью, погибшего педагога, – предложил Вадим Костиков.

По словам директора одной из нижневартовских школ, вариант, предложенный Костиковым, звучит заманчиво, но на практике вряд ли будет реализован.

— Перечислить деньги в благотворительный фонд значительно проще. Вы видели когда-нибудь, как спорят в родительских чатах мессенджеров по поводу сбора денег на выпускной? Это же настоящая Куликовская битва. И даже если обо всем договорились, то могут найтись недовольные. Сомневаюсь, что найдутся желающие добровольно взять на себя ответственность за озвученные вами суммы, – считает наш источник.

Получается, что пока мы имеем уравнение со многими неизвестными. Насколько готовы родители, дети и педагоги направить денежные потоки сентября в новое русло? Могут ли на этой почве родиться удобные и простые форматы для создания школьных фондов и развития образования или благотворительность остается единственным вариантом? На эти вопросы сейчас нельзя ответить однозначно. Ясно одно – традиция покупать детворе цветы для линеек потихоньку уходит в прошлое. Нам решать, что приедет ей на смену.

Алексей Лбов

Добавить комментарий