Сами по себе

На окраине

Гаражно-строительные кооперативы стали строить в Нижневартовске, когда благосостояние нефтяников улучшилось и появились дороги, а первые автомобили – «Москвичи», «Жигули» и «Волги» – заполонили самотлорскую землю.

В настоящее время почти все ГСК расположены на территории города, перспективной с точки зрения потенциальной застройки, обеспеченной инфраструктурой и транспортной доступностью. В 80-х годах эти участки земли считалось окраиной и необжитым местом.

ГСК «Восток» находится в конце ул. Северной. Землю под его строительство выделили в начале 80-х годов, а строительство началось в 1985-м. Это были годы массового строительства гаражей по всей стране. Территория ГСК «Восток» – почти 4 га. Здесь 800 железобетонных боксов, каждый площадью 20-22 кв. метра. Это сегодня гаражи в районе новостроек строят просторные — 6 на 6 или 6 на 12, тогда и 20 кв. метров считались роскошью.

— В 80-е годы здесь было болото. Но с землей всегда было строго. Когда строить начали, то мы границы участка немного сдвинули, за что по шапке получили, – вспоминает, улыбаясь, Нукзар Шакрович. Он руководит ГСК «Восток» уже 30 лет. Помнит и знает о гаражных кооперативах города многое.

По его словам, действительно, было такое «золотое времечко», когда нижневартовцы хранили свои автомобили не у подъездов домов и не под окнами квартир, а предпочитали ставить в гараж.

Сегодня машины в гараж ставят одни… пенсионеры. Новое поколение автовладельцев предпочитает жить по-другому. Поэтому большинство гаражей зимой утопают в снегу – туда редко заезжают.

ГСК в Нижневартовске возводили по типовым проектам, железобетонные гаражные боксы иногда со смотровой ямой или погребом-кессоном. Приобрести гараж, куда можно поставить свой «Москвич» или «Жигули», считалось в советское время верхом достатка. Гаражная жизнь была почти культовой. Мужчины любили проводить там время. Чинили автомобили, шабашили, иногда выпивали с соседями. В гаражах сберегали мебель и стройматериалы, хранили картошку, соленья и варенья на зиму.

Уже к концу 80-х годов в Нижневартовске было несколько десятков ГСК. Их строили предприятия для своих работников, – гаражи распределяли в трудовых коллективах с учетом определенных условий. Вы наверняка помните знаменитый х/ф «Гараж» на эту тему. Возводили ГСК и для частников – кооператив «Восток» из такого числа. Здесь выстроены боксы по периметру и три двусторонних ряда внутри территории. По словам Нукзара Шакровича, пожалуй, самый крупный ГСК в городе – «Магистраль» в районе МЖК. Там порядка 1,5 тысячи гаражных боксов. Один из первых и ГСК «Самотлор» на ул. Менделеева, где двухэтажные боксы.

Сегодня гаражно-строительный кооператив – это своего рода мини-государство. Они живут сами по себе. Нет у них никакого объединенного профсоюза. Нет единой компании, которая бы осуществляла управление всеми гаражными кооперативами, как, например, в городе Кирове.

Местные ГСК практически никому не подчиняются. Земельные участки под гаражными кооперативами находятся в аренде, и ГСК стараются исправно платить налоги.

Сколько всего в Нижневартовске гаражно-строительных кооперативов можно лишь предположить. В департаменте муниципальной собственности и земельных ресурсов, где способны дать адекватную оценку местной «гаражной экономике», нам отказали в предоставлении оперативной статистической информации по численности ГСК в городе, сославшись на необходимость официального запроса (на что нужно время). Поэтому, поговорив с председателями ГСК, мы рискнем предположить, что в столице Самотлора около сотни таких кооперативов. При этом не сек-рет, что за ними присматривают пожарные, экологи. ГСК легко могут схлопотать штраф, например, за мусор на территории или неправильно убранный снег. Есть у ГСК и свои проблемы.

 

А платить забыли

Одна из актуальных проблем городских гаражно-строительных кооперативов – задолженность по уплате членских взносов. В ГСК «Восток» взнос составляет 240 рублей в месяц. Пенсионерам – скидка. Пенсионеры – самые добропорядочные плательщики, отметил Кикнавелидзе. У него все, как в аптеке: на столе в ящичке хранятся личные карточки, в журнал аккуратно заносятся все сведения о платежах и расчетах. Но должники есть. Общая сумма задолженности – порядка 2,5 млн руб-лей. По словам Нукзара Шакровича, в ГСК «Восток» примерно 100 человек, которые задолжали от 8 тысяч до 20 тысяч рублей. Причем некоторые накопили долги за 6-8 лет. И практически не появляются в своих гаражах.

В ноябре 2016 года Кикнавелидзе лично оправил должникам 50 писем-уведомлений с напоминанием об уплате членских взносов. Долги погасили 10 человек. По мнению председателя ГСК «Восток», современное законодательство должно строже спрашивать с таких неплательщиков.

 

Алле, гараж?

Несмотря на появление новых современных мест хранения авто и парковок, и сегодня гаражи часто переходят из рук в руки. Только на территории одного ГСК таких примерно 40-50 штук в год. Если пробежаться по ценам в Нижневартовске, то металлический гараж в районе Дивного или на ул. Авиаторов стоит порядка 35 тысяч рублей. Те, что покруче, железобетонные просторные гаражные боксы, на Авито предлагают от 250 тысяч до 670 тысяч рублей. Стоимость боксов в ГСК «Восток» составляет от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

По мнению юристов, существующее законодательство в сфере ГСК на сегодняшний день оставляет больше вопросов, чем ответов. Так повелось с начала 90-х годов, когда действующий закон «О потребительской кооперации» сформировал вакуум с точки зрения понятий «гараж» и «бокс».

В лихие 90-е, когда криминал зашкаливал, а Нижневартовск был поделен на территории влияния, у некоторых ГКС была и своя «крыша». Плечистые ребята приходили к председателям кооперативов с требованием «платить дань». Правда, по их словам, почти никто не платил. А если и платил, то сегодня уже в этом не признается. Была своя «крыша» и у ГСК «Восток». По словам Кикнавелидзе, за короткий срок сменились две «крыши». Но криминал быстро приструнили правоохранительные органы.

С появлением закона о собственности с конца 90-х началась волна приватизации недвижимости. Члены ГСК, выплатив пай, становились собственниками имущества, а гаражи – базой для своего дела. Тем более, что законодательство дарило просторы для воображения. Тогда и стали появляться на территории ГСК робкие промыслы: первые СТО и шиномантажные мастерские, магазины автозапчастей. Встречались гараж-склад, гараж-студия, гараж-мастерская и т.д.

Поначалу некоторые из них открывались подпольно. Со временем находились в законах лазейки для развития «гаражной экономики». Хаотичная кустарная застройка тому подтверждение. С годами она приобрела современные формы, это подтверждают яркие вывески в районе некоторых ГСК. Но в большинстве случаев до сих пор многие из таких объектов – практически полулегальный бизнес. Чтобы отделиться от ГСК, лишь единицы решаются оформить все по закону, на что уходит немало времени. К примеру, один владелец шиномонтажки оформлял документы почти два года.

С годами «сковырнуть» такой «гаражный бизнес» стало уже не так просто. И делать вид, что «гаражной экономики» не существует, невозможно. Тем более, что времена меняются. И судя по всему, установка цивилизованных правил игры для «гаражников» – людей, которые занимаются профессиональной деятельностью на территориях ГСК, – в ближайшие годы неизбежна. Тому пример соседний Сургут, где в связи с экстенсивной застройкой территории города возникла и стала актуальной тема инвентаризации гаражных кооперативов и упорядочения деятельности на территориях ГСК. Можно предположить, что и в Нижневартовске наведение порядка в этой сфере – вопрос ближайшего будущего.

 

МНЕНИЕ

Виктор Павлович, владелец гаража в ГСК:

 -­ Владею гаражом больше 15 лет. Для любого автовладельца гараж обязательно нужен. Поначалу я ставил там автомобиль, ремонтировал его. Потом обустроил под мастерскую – столярничал. Сейчас гараж больше служит нам как склад. Мы собираемся переезжать в другой город. И конечно, там тоже хотелось бы приобрести гараж, однако, все упирается в финансы. Подорожали нынче гаражи, подорожали…

Татьяна Шлыкова

Добавить комментарий