Россия – страна заборов

В последнее время мы получили от читателей немало жалоб на такую привычную деталь городского интерьера как заборы. В основном, они вызывают раздражение у автомобилистов, мешая при выезде со дворов на центральные магистрали, ограничивая обзор. Но есть вартовчане, недовольные цветом этих конструкций (их красят в грязновато-серый), а также и просто их засилием. Ведь у нас, куда ни плюнь, обязательно попадешь в ограду. Ну, или в калитку. А если вдруг не попал, то значит, стоишь посреди поля…

Это шутка, конечно, как и слова известного блогера Варламова о том, что любовь к заборам в России родилась тогда, когда одна половина страны сидела за колючей проволокой, а другая – ее охраняла. Очень спорная мысль, но правда заключается в том, что у нас действительно строят ограды с маниакальным упорством. Огораживают буквально все, что можно. В цивилизованных странах с развитой городской инфраструктурой подобный подход не практикуется или принимает другие формы. Зачем, например, делать ограду в 60 см высотой вокруг цветника, если хватит скромных 25? Зачем делать заборы вокруг газонов сплошными и массивными, если с той же задачей справятся металлические столбики, преграждающие въезд машинам?

Как пояснил главный архитектор Нижневартовска Алексей Ракитский, ограждения у нас ставят исключительно там, где это необходимо и согласно букве закона. Вдоль дорог их устанавливают ради безопасности движения, школы, садики и спортивные объекты защищают от террористической угрозы. И так далее. Что касается серого цвета, то его выбор тоже оправдан необходимостью: от яркой гаммы у водителей будет рябить в глазах. Это доказано опытом, в том числе и ближайших соседей. Сургута, например.

Так что, как ни крути, а от заборов нам, похоже, никуда не деться. Так и будем ходить всю жизнь «вдоль стеночки» в поисках калитки. Другой вопрос: а готовы ли мы сами к жизни без преград? Сотрудники коммунальной сферы говорят, что пока не готовы, и подобный опыт может закончиться массовыми парковками под окнами с уничтожением всех придомовых насаждений. С ними согласны и автоинспекторы, по словам которых «неозаборенные участки дорог» вызывают у граждан соблазн перейти улицу в любом удобном им месте, игнорируя собственную безопасность. До зебры может быть 10 метров, а может быть 50, но наши сограждане всегда готовы идти напрямую. Не все, разумеется, но таких энтузиастов полно.

В итоге можно прийти к печальному выводу. Заборов вокруг, действительно, полно. Наши города похожи то ли на тюрьмы, то ли на огромные термитники. Но в каком-то смысле, мы их достойны. Мы заслуживаем той среды, в которой живем. Ведь любая ограда – это, прежде всего, защита от дурака, от человека глупого и лишенного внутренней дисциплины. Если забрать у муравьев муравейник, то свободу или хаос получат они взамен? А если у нас отнять заборы?

Сергей Журавлев, корреспондент

Добавить комментарий