России нужны созидатели

Имя Владимира Коротченко в нашем городе знакомо многим. Он Почетный строитель России, обладатель нагрудного знака «За заслуги перед Нижневартовском» и множества других регалий. Но суть в ином. Владимир Иванович приехал на Север под занавес 60­х годов и сделал для строительной индустрии города и района ничуть не меньше, чем Повх, Кузоваткин или Большагин для разработки нефтяных залежей.

Проще говоря, Владимир Иванович из славной когорты первопроходцев. Тех, кто стоял у истоков города и добычи нефти на Самотлоре. Он начал карьеру в Нижневартовске с должности главного инженера строительно-монтажного управления № 5, а потом возглавлял СМУ № 9 и трест «Нижневартовскнефтестрой». Первый городской водозабор, птицефабрика, молокозавод, телевышка, десятки бытовых корпусов и производственных объектов, сотни километров трубопроводов и ЛЭП – все это построено под его началом. Незадолго до празднования Дня строителя мы решили встретиться с ним, чтобы побеседовать о том, каким должен быть настоящий строитель, и что происходит с индустрией и страной в целом.

 

— Владимир Иванович, Ваш профессиональный праздник уже в эти выходные. Пойдете отмечать? С каким настроением?

— Пока еще не звали (разговор был во вторник – прим. ред.), но если пригласят, то пойду. С каким настроением? Хм. Сложно сказать. В 83 года уже не то настроение да и здоровье. Даже рюмки не выпить. Нельзя. Болею сильно. Но хорошо хоть диабета нет (улыбается), потому что люблю поесть сладкое иногда.

А в целом радует, что праздник строителей стал общегородским и широко отмечается. У нас как-то исторически сложилось, что чествуют и чтят больше нефтяников. Говорят, мол, нефть на кончике долота. Может и так. Но ведь скважину надо обвязать, протянуть к ней ЛЭП, трубопроводы, водоводы. А это уже задача строителей. Без нашего труда бурение не имеет смысла.

 

— В прессе, порой, попадаются высказывания о том, что Нижневартовск застраивали в очень высоком темпе и потому хаотично. По сей день находят трубы и водоводы советских лет, не нанесенные ни на какие карты. Согласны с таким мнением?

— Нет. Был четкий градостроительный план: сроки и объемы. Никакого хаоса не было, во всяком случае, в зоне жилой застройки. Все строго соблюдалось. Вот в промзоне – да, там были отдельные элементы, когда импровизация шла впереди планирования.

Наш город выстроен не наобум и замыслы 70-80-х годов реализованы большей частью. Недостроили, например, систему ливневой канализации в задуманных границах, хотя проекты были. А на том месте, где сейчас располагается монумент спортивной славы (так называемый «шарик» – прим. ред.) планировали сделать очистные для городской ливневки. Но до них очередь так и не дошла. Грязная вода по аварийным выбросам по сей день попадает в реку.

 

— А что думаете насчет результата: хороший город получился или ему чего не хватает? Если отвлечься от каких-то мелких деталей и посмотреть на итог в целом.

— Хороший. Красивый. Но смущает засилие объектов торговли. Было бы полезно сделать аналитику и посмотреть, сколько их в Нижневартовске и нужно ли нам такое количество магазинов. Быть может, пора изменить планировочные акценты.

 

— Почему?

— При Советском Союзе сфера услуг составляла в финансовом выражении 20% экономики, а остальное приходилось на строительство и производство. Это реальные сектора, которые создают нечто вещественное. А сейчас на долю услуг и торговли приходится, наверное, больше половины финансового оборота. И этот сектор ничего толком не созидает, просто перекачивает деньги. А они ведь не бесконечны и не из воздуха берутся. Сейчас хребтом всего нашего благополучия является нефть, но на сколько еще ее хватит?

 

— Но ведь все эти услуги и объекты торговли удобны и привычны для нас всех. Это капитализм в чистом виде: спрос рождает предложение. Вы против развития бизнеса?

— Нет, я не против. Но, считаю что бизнес должен быть созидательным. Производить нечто новое или нужное. Всегда вещественное – продукт. Вот недавно видел хороший пример в интернете. Русские ребята начали выпускать, пока лишь на заказ и не серийно, новый тип мини-экскаватора. Двигатель у него импортный, а вся «обвеска» наша. Совсем некрупная спецтехника и стоит недорого – порядка 150 тысяч. Им можно траншею выкопать, пруд на даче или грунт погрузить в машину. Это же здорово!

Или, например, «Белая корова» – нижневартовское предприятие. В свое время именно наш трест строил молокозавод, а потом объект оказался никому не нужен, как и огромное количество городских теплиц, которые давно распилили на металлолом. Но нашлись люди, наладили стабильные поставки молока с юга Тюменской области и вновь запустили конвейер. Я сам с удовольствием беру их кефир, потому что он местный и вкусный. Именно таким должен быть настоящий бизнес, а не основанным на перепродаже чужого товара втридорога.

Что касается капитализма, то действующей экономической системе не хватает планирования. Анализа на годы вперед. Многое делается сиюминутно. А еще ему остро недостает хороших руководящих кадров и производственных специалистов, имеющих профес-сиональную подготовку.

 

— На уровне города?

— Нет, в целом. Кругом же одни менеджеры и юристы. Производственников все меньше. Каждый должен заниматься своим делом, а у нас могут взять и назначить на пост министра сельского хозяйства женщину кардиолога (имеет в виду Елену Скрынник, работавшую с 2009 по 2012 год – прим. ред.) или сделать министром обороны бывшего мебельщика (речь о Сердюкове – прим. ред.).

А первый помощник президента? Премьер-министр Дмитрий Медведев по специальности юрист. Мне кажется, на таком месте, рядом Путиным, должен быть приличный хозяйственник. Но есть и хорошие примеры подбора кадров в Правительстве. Взять того же Шойгу, который перешел из системы МЧС в армию и навел там порядок. А кто он по образованию, спрашивается? Инженер-строитель. Причем с огромным опытом работы. А потому разобрался, разложил все по полочкам, и в Сирии мы не ударили в грязь лицом. Это хорошо.

Считаю, что у руля государства и бизнеса должны быть не эффективные менеджеры, как сейчас говорят, а обладатели рабочих профессий. Пусть хотя бы мои коллеги. Ведь строитель – это не только запись в дипломе, а склад ума и характера. России, как никогда, нужны созидатели, а не юристы с экономистами.

 

— Вас беспокоит падение престижа рабочих профессий?

— Конечно. А почему оно происходит? Потому что нет единой государственной политики, направленной на формирование рынка труда. Слесарей или каменщиков вы не увидите по телевизору. О них нечасто рассказывают в СМИ. Не популяризируют. Да и уровень зарплат уже не тот. Когда-то руководитель успешной строительной бригады в Нижневартовске мог получать как руководитель треста. Были такие примеры. Да и вообще… Мне довелось как-то познакомиться с сотрудником Кременчугского автомобильного завода, который вступил в строительный кооператив для покупки квартиры. С ним сам директор завода КрАЗа за руку здоровался, уважал. А трудился этот человек водителем погрузочного кара и получал очень достойно.

— А что говорит опыт работы в администрации города? Все-таки 10 лет в отделе координации строительного комплекса вплоть до декабря 2011 года. На что стоит обратить внимание властям, чтобы дело шло эффективнее?

— На систему закупок и выбора подрядчиков, которые регулирует федеральное законодательство. Тендеры и аукционы. Главный принцип этой системы – торги. Объявляется контракт и фирмы начинают сбивать цену. Но разве это правильно? Ведь хорошее дешевым не бывает, это всякому известно. В строительной индустрии это стопроцентная истина.

А еще отсрочки платежа по договорам. Предприятия начинают работу на собственные средства, а порой и в кредиты залезают. Их нужно обслуживать. Возникает элемент экономии и снижения качества. Но при этом есть структуры, которые ведут регулярно статистику и отчитываются: мол, удалось сэкономить такое-то количество средств благодаря системе торгов. А ведь все это не от хорошей жизни. Государство исправляет закон о закупках много лет, но идеала достичь пока не получается. Посмотрите на дороги хотя бы. Там это особенно заметно…

 

— Вы считаете, что в строительной индустрии происходит процесс снижения качества?

— Если сравнивать с советской застройкой, то, зачастую, да. У нас были четкие строительные нормы и правила (СНиПы), от которых нельзя отступить. Была жесткая система контроля. Были институты строительной индустрии с собственными лабораториями для изучения сопротивления, теплопроводности материалов и других факторов. А система подготовки кадров? Я трижды за советские годы съездил на курсы повышения квалификации и допподготовки. Нас знакомили, в том числе, и с французским опытом, согласно которому специалист должен пройти все ступени производственной лестницы от рядового рабочего до управленца. Сейчас то же самое сложно сделать без чужой помощи. Без блата.

Строить стали дешевле и не на века. Значительно упростился процесс приемки объектов. Когда-то в комиссию по сдаче входило множество людей. И часто их было две: рабочая, а лишь потом – государственная. Для любого серьезного объекта. В них входили представители власти, санэпидемслужбы, пожарные, профильные специалисты и так далее. Контролировали жестко. А что сейчас? Пожарные не имеют права даже проверять объекты вне согласованного заранее графика…

 

— Это Вы о трагедии в «Зимней вишне» и прогоревших дотла перекрытиях между этажами?

— Да. Самый лучший пример происходящего в отрасли. Хотя подобное творится не везде. Есть предприятия, на которых сохранилась «старая закваска» и строят они добротно. Многое зависит от руководителей.

 

— Финальный вопрос: какие объекты, на Ваш взгляд, нужны городу?

— Нужны промышленные объекты. И округу, и всей России. Я сторонник прямого производства и даже, когда меня хотели сделать инструктором в горкоме партии, то отбивался, как мог. Даже руководителю говорил: «Дай отпуск. Я куда-нибудь уеду», лишь бы избежать должности. Производство – вот моя идеология.

Я когда то был на Донбассе и видел поселки у закрытых, нерентабельных шахт. Там было жилье и социальные объекты, но люди уезжали. Им негде было работать. Нужно развивать промышленность, чтобы у нас подобного никогда не случилось.

Беседовал Алексей Лбов. Фото автора

Добавить комментарий