Расходы на отходы

«Мусорная реформа» уже на пороге Нижневартовской агломерации. Как это будет?

Нижневартовск готовится вступить в июне в новую систему по обращению с твердыми коммунальными отходами. Если сегодня мы все еще платим по тарифу в составе жилищной услуги за вывоз мусора с квартиры, то уже скоро начнем рассчитываться за средний объем ТКО, произведенный одним человеком. И для нас «с носа», включая младенцев, это составит порядка 120 рублей. Основные параметры новой цены складываются из двух составляющих – утвержденного правительством Югры тарифа для регионального оператора и норматива накопления, который утвердили для Нижневартовска местные исполнительные власти. Что же это за норматив такой и возможно ли его снизить? Как вообще поступать вартовчанам, которые не хотят ежемесячно выкладывать кругленькие суммы за новую коммунальную услугу? Эти и другие вопросы мы задали заместителю главы города Николаю Лукашу.

 

— Николай Владимирович, как был утвержден новый норматив и каким образом местные власти могут повлиять на снижение платы за вывоз ТКО для вартовчан?

— Надо понимать, что работа по подготовке к переходу на новую систему по обращению с ТКО началась в Югре сразу с принятием изменений в федеральный закон № 89-ФЗ об отходах производства и потребления. Пока решался вопрос выбора регионального оператора, Департамент промышленности автономного округа заключил государственный контракт на определение нормативов накопления отходов по северной и южной зонам автономного округа. Уточним, что город Нижневартовск относится к северной зоне. Методика довольно сложная и учитывает множество факторов. Если коротко и упрощенно, то в течение года экспериментальным путем ежемесячно производились замеры объемов производимого мусора в контейнерах, установленных в разных секторах жилого фонда, после чего полученные результаты делились на количество проживающих здесь людей. Так, собственно, и был вычислен этот средний норматив накопления отходов на каждого жильца. Аналогичным образом были установлены нормативы и для юридических лиц. Мы пока что их утвердили, но во многом с этими нормативами не согласны и считаем, что их нужно пересматривать. Например, годовой объем на человека, проживающего в частном секторе, у разработчиков получился порядка пяти кубометров мусора. Однако в реальности этого быть не может. Не секрет, что контейнеры в зонах индивидуальной застройки зачастую заполняют обитатели расположенных рядом дач. Кстати, вот про тех же дачников вообще забыли. И норматива для них нет и в помине. А это, на минуточку, около 30 тысяч участков. Нет норматива и для гаражных кооперативов. А это немалое число субъектов, которые образуют ТКО. Так что мы уже рассматриваем вопрос о том, чтобы заказать новый документ, регламентирующий все секторы, участвующие в обращении с отходами.

Мы хотим прописать в техническом задании более четкие критерии и параметры учета накопления мусора и уверены, что в итоге нормативы снизятся и цена вопроса станет более щадящей для горожан.

 

— А можно ли в принципе отказаться от такой схемы оплаты как тариф, умноженный на норматив, и платить по фактическому накоплению мусора?

— Действительно, законодательно такая норма как плата за фактически производимый мусор существует. И более того, это должно стать одним из понятных стимулов для людей, чтобы они активней включились в реформу. Ведь основная идея здесь – это повышение уровня утилизации отходов и уменьшение количества отходов, отвозимых на полигон. Как следствие – сокращение негативного воздействия на окружающую среду. Не случайно уже сегодня все контейнерные площадки оборудованы контейнерами для раздельного накопления отходов по двум группам – с серой маркировкой для органических отходов и с желтой – для того мусора, который может стать вторсырьем (пластика, металла, бумаги и стекла). Так вот, если люди хотят отойти от схемы оплаты «тариф, умноженный на норматив», им необходимо начать реальный раздельный сбор мусора по видам отходов – пластик, металл, бумага и стекло. Но вот вопрос: как доказать региональному оператору что они это делают? Какова будет методика учета фактического накопления отходов? В законе этого не прописано. Недавно мы с директором департамента ЖКХ Максимом Коротаевым побывали на семинаре, где задали эти вопросы самим разработчикам закона. И нас заверили, что дополнения и разъяснения по этому поводу скоро появятся. Я себе вижу ситуацию следующим образом. Как только такая норма будет прописана, людям надо устраивать общие собрания и принимать решения по обустройству контейнерных площадок дополнительными контейнерами для всех видов отходов. Надо будет заваривать мусоропроводы и уже потом выходить с соответствующими обращениями к региональному оператору о пересмотре оплаты за обращение с ТКО. А вот где этот вопрос можно поднимать уже сегодня, так это в индивидуальном жилом секторе. С другой стороны, надо подготовить и соответствующую схему для транспортировки раздельно собранного мусора. Мы уже сейчас поставили перед транспортной компанией, которая выиграла конкурс на вывоз ТКО, задачу разработать и предоставить нам транспортную схему по раздельному вывозу мусора. Пока оказалось, что в установленные контейнеры с разной маркировкой жителями складируются практически одинаковые по составу отходы, без сортировки на сухие и влажные, в итоге весь мусор сгружается в один мусоровоз и направляется на мусоросортировочный комплекс. А когда люди научатся качественно разделять мусор на месте, тогда только отходы из контейнера для сухих смешанных отходов будут направляться на мусоросортировочный комплекс для досортировки и дальнейшей отправки на утилизацию, а влажные отходы сразу направятся на полигон.

 

— Как вообще идет работа с региональным оператором? Какие вопросы обсуждаете?

— Мы находимся с ними в постоянном контакте, но пока что это им нужна наша помощь. Помогаем с организацией работы по заключению договоров с юридическими лицами, ведем дальнейший учет образователей ТКО для помощи в создании единой базы регоператора. Но и у нас к ним множество вопросов, некоторые из которых я уже озвучил. С 2018 года окружным законом № 79-оз муниципальные органы автономного округа наделены полномочиями по контролю за деятельностью этой структуры, и мы собираемся довольно жестко этим заниматься. Наши специалисты, можно сказать, уже заряжены на плотное взаимодействие с региональным оператором. Надо требовать от них исполнения своих обязанностей и защищать права потребителей. Мы вообще хотим добиться того, чтобы в нашем городе появился филиал этой организации. Ожидаем, что в ближайшее время их представители приедут в Нижневартовск, где мы сможем задать им ряд организационных вопросов. Пригласим на встречу и вас, журналистов.

Информирование вартовчан – это одна из наших целей в этом вопросе.

Уже сегодня мы заказали специальные памятки, инфографику, где просто и наглядно разъясняется весь механизм перехода на новую систему обращения с ТКО. Они размещаются на информационных досках в подъездах жилых домов, в общественном транспорте, в местах массового посещения граждан, а также на официальном сайте администрации города, в средствах массовой информации и в социальных сетях.

Нам повезло. У нас еще есть достаточно времени, чтобы разобраться и подготовиться к предстоящим переменам.

 

— А с какими вопросами уже столкнулись другие города Югры, где реформа уже пошла, и новая система заработала?

— Это и удаленность полигонов, и плохо развитая транспортная инфраструктура. У нас подобных сложностей возникнуть не может по определению. Более того, у нас есть ряд преимуществ, которые не позволят повышать плату сверх уже определенных параметров. Есть, например, своя мусоросортировочная станция. Скажу более, вартовчане уже сегодня готовы к переходу на новую систему. Опыт показал, что как только в городе появились те же сетки для пластика, люди стали выбрасывать его туда. Аналогично с оранжевыми баками для опасных отходов. Их, кстати, еще год назад было всего чуть более 20, а теперь уже 238 и все расположены в шаговой доступности. Работа в данном направлении продолжается, и к концу года мы обеспечим такими контейнерами весь жилой фонд города. Не далее как вчера я лично собирался выкинуть перегоревшие лампочки и обнаружил перед собой еще двоих людей с лампочками и батарейками.

Наши люди морально готовы к раздельному сбору мусора. Наша же задача создать все условия для этого.

 

— Как изменится работа управляющих компаний?

— Да, собственно, почти никак. Они, как и прежде, будут отвечать за организацию и содержание контейнерных площадок, будут убирать мусор внутри микрорайонов, что, кстати, никоим образом не отразится на новом тарифе за вывоз ТКО. Конечно, продолжат работу по уборке и вывозу снега, что также не имеет никакого отношения к обращению с коммунальными отходами. Еще я вижу роль управляющих компаний в том, чтобы помочь собственникам жилья оформить взаимоотношения с региональным оператором. Провести те же собрания – это довольно хлопотное дело.

 

— Какие еще могут возникнуть в будущем вопросы и что уже сегодня можно сказать вартовчанам?

— Есть вопросы по сбору так называемого строительного мусора. Не секрет, что многие горожане производят ремонт квартир, и как соотносится весь этот строительный хлам с определением ТКО – очень большой вопрос. Другой вопрос, как учитывать отходы, производимые квартирантами, которые де-юре в квартире не зарегистрированы, но по факту производят немалое количество мусора? На сегодня при расчете платы учитываются граждане, зарегистрированные в жилом фонде. С вводом новой системы размер платы будет рассчитываться, исходя из числа постоянно и временно (более 5 дней подряд) проживающих в квартире. Таков закон. С другой стороны, новая система обращения с отходами может неожиданным образом повлиять на так называемые «резиновые квартиры». Прописывать у себя до ста «родственников» станет в таких условиях просто невыгодно. Словом, вопросов очень много, и мы постараемся вместе с вами найти на них ответы и максимально информировать об этом вартовчан.

Павел Колин. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий