Подвижница с душой поэта

Многим сейчас кажется, что слово «подвижник» несет в себе лишь религиозный смысл и означает человека, посвятившего себя служению Богу. Но это не так. Этим же словом по сей день называют людей, которые проявляют самоотверженность в труде, стремятся к великой цели. На наш взгляд, вартовчанка Клавдия Гладких как раз из таких, а ее судьбу можно смело назвать летописью, в которой ярко отпечатались строки из истории Нижневартовска. Да и всей России.

 

Клавдия Николаевна свято уверена, что мы с вами живем в благодатное время. На дворе мир, работы полно, магазины ломятся от товаров, а в отпуск можно полететь, куда душа пожелает, – были бы деньги. На этом фоне история ее собственного детства кажется сюжетом для кинодрамы. Наша героиня родилась за шесть лет до войны и отлично помнит реалии тех лет. Голод, слезы мамы и бабушки. Радость при получении коротеньких писем с фронта, от отца. Последнее из этих посланий она хранит по сей день. Он написал с помощью санитара, что ранен в грудь и идет на поправку. А после, как и тысячи других солдат, пропал без вести в горниле Великой войны. Не исключено, что именно его прифронтовой госпиталь попал под атаку немцев в 1942 году под Ржевом, но подтверждений этому нет.

— От холода рано проснулась я.

Смотрю, марширует по дому бабулька моя.

Ходит взад, и вперед и твердит:

«Что же мне делать и как же мне быть?

Нечем мне внуков своих накормить.

Даже голландку нечем топить», –

вспоминает она в одном из своих стихотворений с коротким названием
«Война».

Поэт Кладвия Николаевна, мягко говоря, необычный. Неклассический, скажем так. Она никогда не публикует стихов и даже на бумаге их не записывает. Но помнит наизусть десятки своих произведений и с удовольствием читает их друзьям, близким и всем, кто жаждет услышать.

— Я чаще всего творю, просто глядя в окно квартиры и размышляя. О людях, которые дороги, о жизни, о судьбе страны и многом другом. Получается как бы длинная нить из слов, которую я пряду. Первый опыт поэзии пришелся еще на юные годы и с тех пор я возвращаюсь к этому занятию, когда есть настроение или подходящий случай, – говорит она.

От себя добавим, что для запоминания собственных творений у нашей землячки была очень веская причина. Ей было просто некогда погружаться в творчество. Судите сами: вместе с мужем и четырьмя детьми она приехала в Нижневартовск в 1973 году и до самого выхода на пенсию (а также и после него) трудилась практически каждый день и час. В основном работала оператором котельных, но это было далеко не единственное ее занятие.

— Чаще всего, – вспоминает она, – приходилось крутиться на двух-трех работах одновременно. Семья ведь большая была, всех воспитать и поставить на ноги надо.

В итоге после смены в котельной она шла на работу то вахтером, то уборщицей, то обмотчицей электродвигателей, то куда-то еще.

Да и сам Нижневартовск в 70-х годах был городом первопроходцев, а не комфорта. Свой первый дом семья Гладких построила самостоятельно. Ну, как дом? Обычный балок, сколоченный по принципу с миру по нитке, но с прекрасной кирпичной печью, сложенной руками главы семейства.

О тех непростых временах Клавдия Николаевна вспоминает с радостью. Она вообще не любит жаловаться на судьбу. Даже сейчас, в свои 83, когда ее одолевают многочисленные хвори, она предпочитает хранить бодрость ума и духа. С интересом рассказывает о полувеке своей работы и легко цитирует по памяти правила техники безопасности для котельных и устройство насосных агрегатов. Хотя, конечно, с гораздо большей радостью женщина показывает фото своего огромного семейства. Пятеро детей, 13 внуков, пять правнуков – и каждым из них она гордится. Говорит, что и бессонные ночи, и бесконечные рабочие смены были посвящены одной главной цели – благополучию близких людей. И если бы ей выпал шанс вновь прожить свою жизнь, то она с радостью повторила бы свой путь почти точь-в-точь. «Чтобы пели и плясали. Помогали вам во всем. Это радость, это счастье, когда деток полон дом», — написала она в одном из своих стихотворений.

Лишь об одном грустит порой Клавдия Ивановна, что нет возможности выйти из дому и прогуляться по улочкам Нижневартовска. Болезнь приковала ее к инвалидной коляске, а ей так хочется посмотреть, как вырос и изменился город. Впрочем, эта небольшая мечта героини нашей статьи может скоро исполнится. И когда это случится, то мы напишем о ней вновь.

Алексей Лбов. Фото автора

Добавить комментарий