Плохие сыновья ужасной «мамы»

Мы многое прощаем своим детям. Их экспрессивность, тягу к созиданию бардака, недостатки характера. Они порой рисуют на обоях, прыгают по лужам, переворачивают дом вверх дном и заставляют нас злиться. Но такова участь каждого родителя и любовь к своим чадам, как правило, гораздо сильнее злости. А вот что делать с «детишками», которые давно уже получили паспорта, но ведут себя мерзко – «гадят» нормальным людям и считают, что вправе вести себя именно так? Вопрос не риторический.

 

Речь идет о тех, кто продает и рекламирует наркотики. Сейчас городские газеты редко и скупо пишут на эту тему. Но это не значит, что проблема исчезла. Любые победные реляции на тему изъятых из оборота наркотических средств – это лишь строчки в отчетах и игра слов в новостях. Сегодня два килограмма в одном месте изъяли, а завтра наркодельцы на другую квартиру еще три привезут. Это повторяется уже многие годы с переменным успехом. Простите нас, уважаемые работники силовых структур, если вас покоробил такой подход. Ваша работа важна, и мы не умаляем ее достоинств. Но справиться с этой бедой ни людям в погонах, ни чиновникам самостоятельно не под силу. Наркотики можно купить даже в Китае, хотя там кара за этот бизнес очень суровая – расстрел.

Победить распространение психоделической заразы (а точнее – минимизировать), можно лишь общими усилиями. Силовики, власти и общественность – в такой связке можно достичь ощутимого результата. И в Нижневартовске механизмы такого взаимодействия год от года крепнут. Хоть и не идеальны, но, главное, они есть. Об этом рассказал лидер общественного движения «Страна без наркотиков – Югра» Эдуард Гиниатуллин. К примеру, не так давно на заседании антинаркотической комиссии города обсудили ситуацию с так называемыми «художниками» (людьми, которые рисуют на стенах рекламу наркопорталов) и общими усилиями придумали способ борьбы. В правила благоустройства города будут внесены поправки, которые позволят штрафовать на солидные суммы людей, которые этим занимаются и те управляющие компании, которые не будут следить за чистотой стен жилого фонда.

Раньше, кстати, привлечь «художников» было не за что. Несовершеннолетних еще как-то можно было призвать к порядку через родителей, постановку на учет в КДН, через школу. А вот с взрослых все взятки были гладки. «Нету у вас методов против Кости Сапрыкина», – как говорил на схожую тему вор-карманник из советского сериала про борьбу с бандитизмом. И самое смешное, что с точки зрения современного законодательства, он, пожалуй, оказался бы прав. Если утрировать до простых вещей, то реклама наркотиков в нашей стране оказывается фактически ненаказуема. Хотя отдельных ее распространителей общественники ловили и призывали к здравомыслию. Иногда помогало. Иногда нет. Пойманного за руку мальчишку из детдома, к примеру, удалось призвать к совести и здравому смыслу. Он честно признался, что не вполне понимал, с кем связался, и хотел лишь заработать денег. Но есть и такие «специалисты» этого дела, до совести которых достучаться нереально. Как правило, они сами потребляют ту дурь, что рекламируют и (или) продают.

«Почему столько внимания именно «художникам?», – спросите вы. Да очень просто. В случае с наркотиками не только спрос формирует предложение, но и наоборот. То есть пока будет реклама и агрессивный маркетинг со стороны наркобарыг, найдутся и те, кто станет покупать у них зелье. Кроме того, через надписи на стенах происходит вербовка новых участников в сети по распространению спайсов. Так называемых закладчиков и не только.

На практике это выглядит так. Гуляет человек с баллоном краски по городу, делает надписи (обычно ближе к местам скопления молодежи) и получает за каждую по 100 рублей или же клеит объявления на подъезды (были и такие случаи). Надписи эти, в последнее время стали безобидны и маскируются под предложения работы. А дальше идет строчка с неким интернет адресом или же названием канала в мессенджере «Телеграмм». Подобных надписей в Нижневартовске сотни, несмотря на усилия активистов из «Югры без наркотиков», которые регулярно проводят рейды по их зачистке. Они же, кстати, отслеживают и интернет. Находят аккаунты в социальных сетях или сайты, через которые идет распространение наркотиков, а после занимаются их блокировкой. Не сами, конечно, а помощью силовиков или служб техподдержки соцсетей.

Сейчас, по словам Гиниатуллина, настал новый виток борьбы с продавцами спайсов. Некоторое время было относительное затишье, после того, как закладчики сайта под названием «Фарматека» разъехались по тюрьмам. Но на смену ему пришел сайт «Мама24» и пытается активно работать на нижневартовском рынке. Работает эта наркосеть нагло, активно занимается рекламой и даже пытается бороться с наркоборцами. Уж простите за каламбур. На ее сайте было размещено объявление по поводу активистов организации «Страна без наркотиков» и схожих региональных структур. Так вот за видео, на котором снят «воспитательный процесс» над рядовыми участниками организаций, наркобарыги обещают 50 граммов спайса, а за лидеров – 100 граммов. Это стоимость подержанной машины. Причем не факт, что отечественной.

Впрочем, подобные перспективы общественников пугают мало. Эдуард и его соратники угроз слышали много. «…Но, при личном общении с нашими недоброжелателями обычно выясняется, что их не так поняли. Что они совсем не то имели в виду и ничего кроме добра нам не желают», — с иронией сообщил Гиниатуллин.

Впрочем, ситуация в целом к юмору не располагает. Никакой катастрофы у нас, конечно, не происходит, но наш богатый регион наркодельцам интересен всегда. И не одной только «маме». Оттого они активно пытаются сюда залезть: ищут сбытчиков, «складов» (людей, которые хранят, взвешивают и пакуют наркотики), курьеров, менеджеров.

Процесс подобного поиска мы смогли оценить благодаря предоставленной общественниками переписке. В ней активист организации общается с представителем наркодельцов и якобы желает получить у них работу, причем, активно набивает себе цену: требует по 700 рублей за «клад» (так именуют разовую партию наркотика, спрятанного в условленном месте). Кадровик наркодельцов интересуется его опытом и профессиональными умениями, а также пытается сбить цену. Пишет: «устройся, покажи себя», «нормальных пацанов у нас никто не обделяет» и хвастается своей структурой – мол, и премии дают по итогам месяца и «куратор в Нижневартовске у нас бывший военный». Мол, все у нас строго и четко. В общем, старается и ведет себя, как кадровик мощной и хорошо структурированной компании. Разве что хорошего соцпакета и пенсионных отчислений не обещает.

Впрочем, тут нужно понимать, что все это – пыль в глаза и желание завербовать побольше «пушечного мяса». Средний срок работы закладочника может составлять от нескольких дней до нескольких месяцев. Потом все они переезжают на нары. Ловить их непросто, но способы давно есть. Силовики свою зарплату получают заслуженно, да и общественники не спят.

Однако есть во всем этом и тревожный фактор. Очевидно, что наркодельцы давно уже не те, что в 90-х. Они стали наглей, агрессивней, начали применять технологии из арсенала маркетинга, взяли на вооружение агрессивную рекламу и постоянно находятся в поиске свежих кадров. И пока будут находиться глупцы, желающие «срубить» якобы легких и быстрых денег, эта шарманка продолжит крутиться. А под ее музыку будут прыгать из окон люди, рушится семьи и пополняться больницы. Согласно данным нашей газеты в России практически не осталось областных психиатрических клиник, в которых нет целой палаты людей с искалеченным от спайса мозгом. Этот наркотик суров, и два-три года его регулярного потребления вызывают психозы, тяжело излечимые расстройства личности, различные варианты слабоумия и т.д. Иными словами – убивает людей. Причем сейчас в Нижневартовске он прячется за ласковым и добрым словом – «мама».

Алексей Лбов

Добавить комментарий