О концессии и не только…

В средствах массовой информации в последние годы стали часто рассказывать о государственно-частном партнерстве, концессионных соглашениях, контрактах жизненного цикла и других формах взаимодействия власти и бизнеса. Однако для большинства жителей города все эти термины звучат как заклинания на непонятном языке. Многие вартовчане не понимают самой сути этих экономических инструментов и потому слегка побаиваются их. В социальных сетях, к примеру, можно встретить мнение, что если социальный объект (школа, например) построен за счет средств инвестора, то в будущем этот инвестор будет «отбивать» средства на стройку за счет рядовых вартовчан в виде некой фиксированной платы с граждан или иным путем.

Разумеется, подобные мнения ошибочны и никакого отношения к реальности не имеют. Но ясно и другое: вартовчанам пора узнать поподробней о механизмах государственно-частного партнерства (ГЧП) и том, как они работают на благо города. Именно этой цели и посвящена наша статья – разложить все по полочкам и внести ясность.

 

Немного терминов и истории

Из всех приведенных выше словосочетаний ключевым является ГЧП. Именно с него и нужно начинать погружение в тему. В широком смысле государственно-частное партнерство – это взаимодействие государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Сейчас многие журналисты преподносят такой формат сотрудничества как нечто инновационное и прорывное. Отчасти коллеги правы. В том смысле, что для России этот механизм достаточно нов. Но если брать зарубежный опыт, то выясняется, что дело обстоит иначе. ГЧП за рубежом начали широко применять еще во второй половине XIX века и с его помощью, например, была выстроена большая часть сети железных дорог Америки, туннель под Ла-Маншем и даже Суэцкий канал. Все они детища концессионных соглашений, и подобных этому примеров многие тысячи.

Что касается России, то у нас бурное развитие механизмов ГЧП началось в 2010 году. И Югра оказалась на этом пути одним из первопроходцев. Региональный закон «Об участии Ханты-Мансийского автономного округа в государственно-частных партнерствах» от 18 октября 2010 года стал по-настоящему важной вехой на пути к новым форматам взаимодействия власти и бизнеса. Причем первопроходцем успешным. На сегодняшний день, согласно рейтингу развития государственно-частного партнерства в регионах России, опубликованному на сайте Минэкономразвития РФ, ХМАО вошел в ТОП-6 субъектов РФ, наиболее активно применяющих этот правовой механизм. Мы идем буквально бок о бок с Москвой и Санкт-Петербургом, Башкортостаном и другими успешными регионами.

 

Ближе к делу

«А что дает механизм ГЧП нам, простым горожанам? И чем он отличается от обычного государственного заказа», – поинтересовалась у нашей редакции вартовчанка Светлана Куропова. Разговор с ней состоялся еще в 2017 году, и уже тогда Нижневартовску было чем похвастаться в этой сфере.

Вы прекрасно помните, что еще 10 лет назад с местами в детских садах Нижневартовска была напряженка. Их было меньше, чем детей. Отправить своего ребенка под надзор педагогов можно было только в порядке очереди, которая насчитывала несколько тысяч человек.

Для того чтобы решить проблему, Нижневартовск в весьма сжатые сроки построил 11 новых детских садиков и, по словам директора муниципального департамента образования Эдмонда Игошина, дефицит мест в дошкольных учреждениях был ликвидирован целиком. Этого удалось добиться во многом благодаря окружным и областным программам, но весомый вклад в решение проблемы был сделан и благодаря использованию ГЧП. Пять детских садиков были построены за счет частных инвесторов, а затем выкуплены у них администрацией города.

Многим кажется, что подобная схема напоминает обычный муниципальный заказ. Город платит деньги – город получает результат. Но это не так. Каждый садик – это дорогостоящий (от 250 миллионов рублей) и сложный объект, а бюджет Нижневартовска не резиновый. Выделить одномоментно миллиард и более рублей на строительство садиков нереально, ведь есть множество других важных трат, а использование схемы ГЧП позволяет обойти это ограничение. Получить детские сады в своего рода рассрочку, не прибегая к использованию банковских займов, проценты по которым пришлось бы потом платить из городского бюджета. Это позволяет выиграть время и деньги, а кроме того – минимизировать влияние процесса инфляции на стоимость строительства. Ведь садик, который в 2015 году обходился в 250 миллионов рублей, спустя пару лет мог стоить уже 275-280 миллионов. Это объективная экономическая реальность. А в соглашении с инвестором указывается фиксированная цена, которую платит город.

Сейчас дефицит мест в детских садах уже ликвидирован, но остро стоит проблема нехватки мест в школах, которые, согласно поручению президента России, должны вскоре перейти на односменный режим работы. Эту проблему, как пояснила «СЭ» начальник управления инвестиций, заместитель директора департамента строительства администрации города Наталья Попович, также будут решать с помощью механизмов ГЧП. Главой города (по итогам инвестиционного форума в Сочи) уже подписаны два концессионных соглашения по возведению образовательных объектов с общим объемом привлеченных инвестиций чуть более четырех миллиардов рублей. На сегодняшний день уже идет стадия согласования проектной документации новых школ, а следом начнется строительство объектов, которое планируется завершить за два года.

Что получит от этой сделки концедент (город) – вполне понятно: 2 250 новых мест за партами в современных и удобных объектах образования. Но и выгода концессионеров (частных компаний) неоспорима. Они смогут получить деньги за свою работу и станут обслуживать новые здания в течение пяти лет, что никоим образом не увеличит нагрузку на бюджет Нижневартовска (здания все равно нужно обслуживать), но позволит инвестору получить вложенные деньги вместе с прибылью.

Механизмы государственно-частного партнерства, по словам руководителя МКУ «Управления капитального устроительства города Нижневар-товска» Ивана Силецкого, позволяют снизить финансовую нагрузку на региональный и местные бюджеты, минимизируют риски муниципалитетов в части строительных недостатков и дефектов. Ведь именно инвестор заинтересован в максимально быстром и качественном строительстве объекта, так как ему впоследствии предстоит отвечать за его эксплуатацию. Формат ГЧП является мощным механизмом по созданию мотивации для частных компаний.

Схожую схему, кстати, в Нижневартовске применят и в сфере дорожного строительства. Она именуется контрактом жизненного цикла (КЖЦ) и предусматривает следующее: инвестор самостоятельно проектирует и строит новый путь сообщения, а в последствии получает право в течение восьми лет отвечать за его эксплуатацию.

— С применением такого механизма в этом году планируем приступить к строительству трех дорог: улицы Пикмана, проезда к строящейся больнице на 1 100 коек и проезда Заозерного, – сообщил заместитель главы города, директор муниципального департамента строительства Виктор Ситников.

 

Коммуналке нужны реформы

Механизмы государственно-частного партнерства уже активно применяются в строительной индустрии, но это не единственная область их применения. Еще в 2013 году президент России Владимир Путин подписал изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и дал правительству поручение контролировать процесс привлечения частных инвестиций в коммунальную сферу, отметив, что она остро нуждается в приходе частного капитала, поскольку эффективность многих предприятий этой индустрии и их техническое оснащение оставляет желать лучшего.

Нижневартовск стал на этой стезе первым из муниципалитетов округа. Ведь именно администрация нашего города (а равно и правительство ХМАО – Югры в качестве третьей стороны) впервые в Югре подписала концессионное соглашение с предприятием АО «Горэлектросеть», согласно которому тепловые коммуникации Нижневартовска и вся соответствующая техническая инфраструктура на 25 лет передаются концессионеру. По этому поводу горожанами было опубликовано много гневных реплик в социальных сетях, озвучено много эмоций и даже проходили митинги против заключения соглашения. Логика противников сделки была проста и базировалась на одном постулате: коммунальные предприятия нельзя отдавать в частные руки. Нельзя и точка.

Но давайте отвлечемся от эмоциональных порывов, проигнорируем явную политизированность этой темы и зададим единственный вопрос: «А почему же нельзя?». Отвечая на него, мы сразу выясним, что очень даже можно. Во-первых, это абсолютно законно, во-вторых, это общепринятая мировая практика (в цивилизованных странах ВСЕ предприятия коммунального комплекса находятся в частных руках), а в-третьих, это выгодно – ведь инвестор готов вкладывать деньги в развитие предприятия в тех объемах, которые почти немыслимы для муниципального бюджета.

— Именно инвестор максимально заинтересован в том, чтобы добиться эффективности предприятия. Избежать аварий и инцидентов, вложить деньги в развитие, найти возможности роста, – отметил генеральный директор АО «Горэлектросеть» Юрий Елин и добавил, что предприятие готово оправдать возложенные на него обязательства и четко осознает свою ответственность как перед концендентом, так и перед горожанами.

За десять лет работы в рамках концессионного соглашения его предприятие вложит в развитие городских теплосетей около 4,3 миллиарда рублей. Нужны ли такие инвестиции сфере теплоснабжения? Разумеется, да. Как отметил главный инженер МУП «Теплоснабжение» Константин Клочко, и оборудование, и сети его предприятия стареют год от года. На данный момент это пока не представляет какой-либо угрозы для потребителя и надежности системы в целом, но в перспективе может привести к не очень хорошим последствиям. Этим все равно пришлось бы заниматься лет через пять или десять, только вот объем инвестиций понадобился бы уже значительно больший, а темпы модернизации из планомерных превратились бы в авральные. Так зачем дожидаться некой «кризисной точки»?

— Многие приборы и механизмы, которые мы используем, были разработаны еще в 50-х годах прошлого века. А время не стоит на месте. Современные технологии позволяют экономить топливо, уменьшать теплопотери при транспортировке, внедрять цифровые технологии для управления процессом и удобства конечного потребителя. Более оперативно регулировать подачу тепла в жилые и производственные кварталы, – отметил Константин Иванович.

Стоит добавить, что механизм концессии в коммунальной сфере предусматривает защиту горожан от любых случайностей и рисков. Администрация города имеет множество возможностей для контроля за действиями концессионера, а подписанный сторонами документ регламентирует практически каждый шаг инвестора. Хотя главным гарантом выполнения всех обязательств концессионера являются вовсе не правовые, а экономические факторы. Ведь инвестор желает получить прибыль, а для этого нужно, чтобы система теплоснабжения Нижневартовска работала четко, как часы, и с каждым годом становилась эффективней.

 

На правах постскриптума

Как видите, механизмы государственно-частного партнерства уже находят широкое применение и в жизни Нижневартовска, и в жизни Югры в целом. И это не удивительно, ведь такое сотрудничество всегда взаимовыгодно. И не только для власти и бизнеса, но в первую очередь для нас с вами. Ведь это отличный механизм для решения социальных проблем: нехватки мест в детских садах и школах, пробок на улицах города, неэффективной работы ресурсоснабжающих предприятий. И это лишь малая часть тех возможностей и преимуществ, которые может принести подобная практика. В будущем, к примеру, с ее помощью будут построены межмуниципальные полигоны по переработке отходов в Югре. В перспективе будут привлечены крупные инвестиции в сферу водоснабжения и водоотведения Нижневартовска, появятся новые социально значимые объекты в нашем городе и в других муниципалитетах региона.

И бояться этого процесса не стоит. А равно и доверять многочисленным «страшилкам» в социальных сетях. Ведь главный факт заключается в том, что механизмы государственно-частного партнерства уже работают и помогают развивать весь регион. Они приносят выгоду муниципалитетам, инвесторам и, разумеется, нам
с вами.

Что касается различных опасений, то любой процесс развития немыслим без них. И примеров тому множество. «Птицы будут убиты дымом, у коров молоко испортится и скиснет… лошади вымрут, посевы фермеров будут выжжены искрами, падающими из локомотивов; воздух будет отравлен запахом, исходящим от машины; скот, пасущийся на полях, умрет от страха при этих отвратительных звуках и свистках», – писала одна английская газета в середине XIX века. С тех пор утекло много воды, но поля еще на месте, птицы живы, коровы дают молоко, а мы с вами без всякой опаски пользуемся услугами железнодорожного транспорта.

Примерно то же самое сейчас происходит и с государственно-частным партнерством. Этот процесс в России находится буквально у истоков, и ему нужно лишь дать время. Время, которое расставит все на свои места!

Сергей Журавлев. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий