Новая встреча, новые вопросы

Несколько часов длилась встреча главы Нижневартовска Василия Тихонова с представителями общественных объединений, некоммерческих организаций и политических партий, которая прошла на этой неделе в Центральной городской библиотеке. А было на повестке всего три вопроса: о развитии муниципалитета, об агломерации и о грядущем переходе на новую систему оборота отходов. Однако темы были столь обширными, а интерес собравшихся столь живым, что обсуждали долго.

 

О развитии города

В общем-то основные параметры ближайшего и перспективного развития Нижневартовска исполнительная власть озвучивала множество раз и на самых различных площадках. Исполнение национальных проектов и открывающиеся в этом русле перспективы для улучшения качества жизни вартовчан уже всем, пожелавшим разобраться в вопросе, в той или иной мере известны. Совершенствование городской среды, участие города в масштабной реконструкции микрорайонов в рамках Марафона благоустройства, грядущая модернизация набережной и прокладка новых дорог – все это в очередной раз звучало и здесь. Впрочем, кое-что новое Василий Тихонов сообщил.

Например, в городе построят две, а в перспективе и три, новых дороги на основе контрактов «жизненного цикла» – особой формы муниципально-частного партнерства, которая активно внедряется в практику в регионах России. Уже сегодня прорабатываются условия заключения таких соглашений с инвесторами. Касаемо строительства дорог, вкратце это будет выглядеть следующим образом. Частный инвестор сам вкладывается в проектирование и прокладку магистрали и получает деньги от заказчика (муниципалитета) после ввода дороги в эксплуатацию. При этом он несет ответственность за качество работы в течение шести лет. Впрочем, получает от этого и определенные преференции, ведь обслуживание и ремонт дороги станет так же его «хлебом». По словам Василия Тихонова, такой подход позволит Нижневартовску и получить более качественные дороги, и поддержит финансовое положение местных дорожников, обеспечив их стабильным источником дохода.

Еще одной новостью для присутствующих стало сообщение мэра о том, что «Сибирский балаган» скоро исчезнет с карты города. На его месте появится торгово-развлекательный центр. С этой инициативой обратился инвестор.

 

Опять про концессию

Как уже много раз было сказано за последнее время, коммунальная инфраструктура города остро нуждается в модернизации. Стремясь к созданию комфортной городской среды, и уже приступив в реализации концепции «Умный город», которая включает в себя и контроль за энергопотреблением, и развитие инженерной сети, невозможно обойтись без переоснащения и развития коммунальных организаций города. А это миллиарды рублей. И здесь, по мнению властей, без концессионных соглашений с инвесторами не обойтись никак.

— Эта форма позволяет провести модернизацию системы ЖКХ и при этом оставить имущество, подчеркну, в собственности города. В настоящее время рассматривается частная инвестиционная инициатива на заключение концессионного соглашения по теплоснабжению. Документы находятся на согласовании в Ханты-Мансийске, так как соглашение подписывается тремя сторонами, – рассказал Василий Тихонов.

Все вроде бы понятно: так или иначе эта вынужденная мера должна отразиться на тарифе. В условиях концессии он станет долгосрочным и «полузаморозится» – будет расти строго на 2-3 процента в соответствии с инфляцией. Тут вартовчане окажутся в куда более выгодном положении, чем жители большинства муниципалитетов Югры. Но на старте, не повысив тариф на теплоснабжение на 13-15%, невозможно обеспечить выполнение инвестором своих обязательств по вложению 2,5 млрд рублей уже в первые годы действия соглашения. Об этом также много раз говорилось и на встречах с горожанами, и в ходе публичных дискуссий. Однако несогласные инициативные граждане собрались запустить в Нижневартовске референдум против модернизации ЖКХ. Пришли они и на эту встречу.

Посыл к главе города был простым: «Что Вы скажете о перспективе такого референдума?». Какой посыл, такой и ответ: «Это ваше право». При этом Василий Тихонов не стал оценивать затратность мероприятия или его обоснованность, лишь подчеркнув, что власти готовы к постоянному диалогу с теми, кто еще сомневается в степени оправданности концессии на предприятиях ЖКХ:

— Готов лично встречаться на любых площадках с горожанами и обсуждать этот вопрос в ходе дискуссий. Уверен, что нам нужен обмен мнениями. Мы должны вместе решать стоящие перед всеми горожанами задачи. Нет никаких проблем с моей стороны. Но я вижу, что избирается какой-то другой путь. И это вызывает сомнение в истинных целях, которые ставят перед собой такие инициаторы, – заключил Василий Тихонов.

 

Про агломерации

Нынешняя встреча показала, что многие так до сих пор и не понимают, в чем смысл агломерации. Некоторые считают, например, что при этом Нижневартовск административно поглотит близлежащие города и веси и станет неким мегаполисом с полумиллионным населением и впечатляющим бюджетом, который и будет тратится на футуристические проекты по развитию территории. А между тем, все обстоит иначе. По словам местных властей, Нижневартовск станет ядром и локомотивом развития других муниципальных образований, экономические и культурные ресурсы которого объединят финансовые потоки других городов для решения совместных задач. Например, уже сегодня прорабатывается вопрос межмуниципального финансирования совместного полигона для мусора. В перспективе – строительство между городами агломерации и множество других объектов совместного пользования. Например, магистралей, которые помогут жителям территорий более быстро и комфортно добираться внутри Нижневартовской агломерации из одного пункта в другой.

— Агломерация в нашем случае – это не слияние муниципалитетов, – говорит Василий Тихонов, – у нас нет такой цели. Конечно, есть еще множество вопросов и по софинансированию, и по совместной эксплуатации таких объектов. И мы ждем соответствующих поправок в Бюджетный и Градостроительный кодексы, которые помогут нам решить эти задачи. Но готовиться к этому мы должны уже сейчас.

Перспективы действительно захватывающие. По словам Виктора Ситникова, заместителя главы города по строительству, открытие в будущем Северного морского пути позволит Нижневартовску, особенно после строительства железнодорожной магистрали Нижневартовск – Белый Яр, включиться в новую глобальную транспортную систему. Благодаря этому увеличится товарооборот. Появится доступ к международным связям через порты ЯНАО и Дальнего Востока.

Однако с транспортными коммуникациями Нижневартовска и остального мира надо что-то делать уже сейчас, считают общественники. Они выразили недовольство работой местного
аэропорта и ценами на билеты, которые здесь установились. По словам Николая Суркина, вартовчане все чаще предпочитают летать из Сургута.

Проблема есть, признал Василий Тихонов, и ее нужно решать и думать, как это сделать. Например, полоса Нижневартовска уже давно нуждается в капитальном ремонте и модернизации, чтобы принимать те же аэробусы А330.

— Сегодня у нашего аэропорта появился новый руководитель, у которого есть много интересных и амбициозных планов. Буквально в ближайшее время мы будем с ним встречаться и слушать его предложения, – заявил градоначальник.

Если продолжать тему развития транспортной системы, то впереди у Нижневартовска, по словам властей, перспективы возобновления речных сообщений с другими городами и весями.

 

О мусорной реформе

Пока грядущий переход на новую систему оборота твердых коммунальных отходов вызывает множество вопросов и настораживает вартовчан. С июля в наши почтовые ящики придут квитанции, где появится новая статья в коммунальных платежах «Вывоз ТКО». И взиматься эта плата будет уже не с квадратных метров нашей недвижимости, а с количества проживающих здесь людей. По предварительным расчетам семья из трех человек раскошелится за услугу примерно на 800 рублей. При этом нам заявляют, что новшество призвано стимулировать нас выбрасывать мусор в отдельные контейнеры. С желтыми наклейками – то, что пойдет на сортировку (бумага, стекло, пластик, металл), а в бак с серой наклейкой – всю органику вроде пищевых отходов и иных продуктов жизнедеятельности. Но в чем тогда стимул? – интересуются общественники.

По словам Николая Лукаша, заместителя главы по безопасности, стимул есть. Чтобы уйти от весьма немалых нормативов и платить меньше, вартовчанам надо доказать, что они перешли на действительно раздельный сбор мусора. Иначе они автоматически будут платить по среднему тарифу, утвержденному в округе. Например, жители многоэтажек, где есть мусоропровод, должны провести общее собрание, где решать отказаться от этой услуги. И подать соответствующее заявление в Управляющую компанию, либо напрямую – региональному оператору. После этого мусоропровод будет заварен, а оплата будет производиться по фактическому вывозу накопившихся отходов. При этом так и не стало понятным, что надо делать жителям пяти- и двухэтажек, чтобы уйти от небанальных сумм в новых платежках. Будем разбираться дальше. Тема неисчерпаема.

 

Виктор Малеев

Добавить комментарий