Нижневартовск сделал свой выбор

В Нижневартовске подведены итоги голосования на выборах Президента России. Город проявил высокую активность – в выборах приняли участие более 116 тысяч нижневартовцев или 69,12% от числа избирателей, внесенных в списки (по ХМАО – 69,74%).

 

Результаты волеизъявления вартовчан по кандидатам также близки к общеокружным. В тройке лидеров голоса распределились так: 75,65% получил Владимир Путин (по ХМАО – 76,23%), 11,78% – Павел Грудинин (по ХМАО – 12,02%) 6,93% – Владимир Жириновский (по ХМАО – 6,79%). За Ксению Собчак отдали свои голоса 2 050 жителей Нижневартовска или 1,74% избирателей (по ХМАО – 1,38%). Остальным кандидатам удалось заручиться поддержкой менее одного процента проголосовавших.

Значимых нарушений ни на одном из 107 избирательных участков, открытых в Нижневартовске для голосования 18 марта, выявлено не было. Аналогичная ситуация по всему автономному округу.

— Избирательная кампания и выборы в Югре проходили без каких-либо серьезных нарушений, а все претензии свелись к неудачно развернутым вебкамерам на участках или неудобному расположению наблюдателей. В ХМАО сформировалась эффективная система политического управления регионом, ранее существовавшие политические конфликты локализованы, а это, в свою очередь, привело фактически к рекордному результату, который получила команда губернатора Комаровой за весь восьмилетний период руководства регионом, – прокомментировал итоги выборов президент фонда «Региональная политика» Павел Манченко.

Итоги голосования были вполне ожидаемы и главной темой обсуждения в СМИ и социальных сетях стала высокая явка избирателей Югры на этих выборах. Она оказалась выше на 3-6%, чем в 2000, 2004 и 2012 годах. Исключение –лишь выборы 2008 года, по итогам которых президентом стал Дмитрий Медведев. Тогда к избирательным урнам пришло более 78% жителей автономии. Но, если рассматривать период руководства округом Натальи Комаровой, то рост активности избирателей по сравнению с выборами 2012 года, более чем ощутимый. В 2012 году Владимир Путин получил голоса 469,8 тыс. югорчан, явка составила 64,04%. В 2018-м аналогичные показатели – 601,3 тыс. голосов и 69,74%. Таким образом, количество проголосовавших за Владимира Путина югорчан выросло за шесть лет на 130 тысяч человек. Ни Ямал, ни юг области, традиционно показывающие более высокую общую явку на федеральных выборах, таким ростом поддержки президента похвастать не могут.

Как отмечают эксперты, на рост активности голосующих, как правило, влияет множество факторов. В президентской кампании 2018 года, безусловно, сыграла свою роль внешнеполитическая обстановка, значение легитимности выбора россиян в контексте последних событий на международной арене, другие аспекты общефедеральной повестки. Но ключевым моментом в том, что явка избирателей в Югре на состоявшихся выборах президента оказалась столь высокой, по мнению политологов, стала качественная организации избирательного процесса на всех этажах государственной власти. Работа избирательных комиссий – от ЦИКа до участковых, усилия СМИ, правительства Югры и муниципалитетов по информированию избирателей и мобилизации населения на местном и региональном уровнях. Важно, что в этой избирательной кампании была сделана и оказалась успешной попытка привести людей на выборы в основном не методами административного воздействия, а апеллируя к их гражданскому сознанию. Людей действительно убеждали в важности их выбора. Меньше грубых методов и «компанейщины», больше реальных дел и усилий. С избирателями просто решили поговорить и дали возможность самостоятельно принять решение без негативной мотивации и давления. И такое обращение нашло отклик. В этом смысле возникла своеобразная синергия в пропагандистской работе кандидата, являвшегося фаворитом предвыборной гонки, и работе государственной машины, стремившейся обеспечить участие в выборах максимально возможного количества избирателей. И там и там основные участники этого процесса действовали, руководствуясь правилом: искренность – лучшая политика.

Стоит отметить, что никакое самое доходчивое обращение к людям не привело бы к результату, который мы имеем, если бы не было высокого уровня доверия населения к действующей власти на региональном и местном уровнях. Чтобы быть услышанным, нужно чтобы к тебе прислушивались.

Одним из примеров корректной работы, лишь косвенно мобилизующей избирателей, стала организация историко-просветительской викторины «Югре-900» в рамках проекта «Югра многовековая». Обвинения в завуалированном подкупе избирателей, которые звучат порой в адрес ее организаторов, не нашли поддержки со стороны Центральной избирательной комиссии РФ. Участие в викторине никак не ставилось в зависимость от участия в выборах. Например, на вопросы ответили тысячи школьников, не имеющих права голосовать. А вот количество югорчан, которые приняли участие в акции именно благодаря удобному для всех времени и месту сдачи анкет, оказалось феноменально большим. Опрошенные нами в день голосования прямо на участках жители Нижневартовска оказались единодушны: викторина стала отличным проектом для повышения социального оптимизма, пробудив у жителей округа интерес к истории своего края.

Андрей Бондарев, член Российской ассоциации
политических консультантов.
Фото автора

Добавить комментарий