Наш дом, наш город, наша трагедия!..

Порой в жизни происходят такие трагедии, после которых в судьбах людей остаются неизгладимые борозды, и все вчерашние планы на жизнь превращаются в несбыточные миражи. Именно такая драма разыгралась с вартовчанами, живущими в доме 49 по улице Чапаева, где произошел один из самых масштабных пожаров за последние годы.

Мы не стали врываться в человеческие судьбы погорельцев по горячим следам. Мы не лезли к ним в опаленные души с въедливыми вопросами, не искали громких заявлений от властей. И не елозили вопросами перед надзорными органами. Но мы не сидели сложа руки, мы собирали пазл, чтобы передать всю, действительно реальную и важную информацию. Итак, давайте разбираться!

 

Что случилось?

Рабочий день. Седьмой час вечера. Жители этой пятиэтажки возвращались домой. Благостный день для христиан – целых три праздника по святцам… До рыбного четверга всех влюбленных еще уйма времени – что-то купить в подарок кому-то из дорогих сердцу людей. Обычно Наталья Булашенко в это время была еще на работе. Но тут случился выходной. Дочь еще не пришла из колледжа, а Наталья уже приготовила ужин. От жара плиты женщина приоткрыла форточку, из которой вдруг повалил густой белый дым. Она тут же позвонила на тревожный номер 112 и получила ответ: «У вас горит дом, пожарные бригады уже выехали. Соберите документы и выходите на улицу!».

Так они с мужем и сделали. И своими глазами видели и снимали на телефон, как горит крыша над их квартирой и как пожарные щедро заливают огонь водой… Вот, собственно, и все. Была у Натальи одна жизнь, и началась другая. Жить в напрочь обесточенном и промокшем, как тропические джунгли, доме было невозможно и надо было что-то решать.

— Нам предложили временно «перекантоваться» в близлежащей школе, где отрыли специальный штаб для пострадавших, но мы отказались. Дочка и без того испытала шок, да к тому же у нас на руках была кошка. Животное же с собой не возьмешь. Так что самым лучшим вариантом было попросить помощи у родственников, которые нас и приютили, – рассказывает Наталья.

Как полыхала злосчастная пятиэтажка, тут же в интернете показал дрон одной из телекомпаний… Социальные сети захлебнулись от хайпа!

А в это время не выдержало сердце у одного из жителей дома…

Сейчас мы не будем петь осанну парням из пожарной охраны, которые спасли здание. Они просто сделали свою работу – залили огонь всем, чем могли, по полной огнетушительной норме, весь дом сверху до низу. Не будем вдаваться и в те многочисленные шаги, что предприняла местная власть… Скажем просто: виноватых не искали. Решали перво-наперво хрестоматийную задачу: что делать? И, как говорят сами люди, – честь и хвала всем, – справились. Кому не было, куда податься (а таких было две семьи), сразу предоставили жилье в муниципальном маневренном фонде, откуда они на днях уже переехали обратно в свои квартиры.

 

Надо что-то делать!

Из десятков пострадавших лишь два адреса находятся в реестре муниципальной собственности, а значит, их восстановят за счет городской казны… И тут наниматель городской квартиры имеет очень большое преимущество. Остальным (собственникам), при всех равных возможностях, было дано следующее: за счет бюджетов города и округа люди получили в среднем по 65 тысяч рублей на восстановление. В иные времена и при иных обстоятельствах – сумма приличная… Но посмотрите на квартиру нашей Натальи!

«Что это? – кричит мой фотограф. – Здесь же снимать практически нельзя, объектив запотел, как в бане!». Здесь реально, как в дурной литературной бане, где и холодно, и жарко и дурно душе. Свисающие сверху обои, вспученный волдырями линолеум, в углах затаилась зелено-черная плесень…

— Как только после пожара мы решили вернуться, это было просто страшно, – признается Наталья, – в дом подали электричество и сразу же то тут, то там начала «выстреливать» электропроводка. Трещало и искрило по всей квартире. Слава богу, пришли специалисты и сделали нам воздушную времянку. Представляете, что там внутри в стенах творится?!.

Нам со слов реально потерпевшей от эдаких иллюминаций Натальи даже представить это сложно. Но все вполне наглядно объясняют коммунальщики.

— Сейчас сложно определить тот колоссальный объем воды, что пожарные вылили на весь дом, чтобы его спасти, — говорит Дмитрий Дадеркин, директор УК № 2, на обслуживании и под контролем которой остается здание. Могу сказать одно и вполне определенно: вся конструкция подобных домов имеет множество перекрытий, которые вентилировали, шумоизолировали и согревали здание. После интенсивного тушения, все эти пустоты заполнены водой. На сегодня, по предварительным прикидкам и при самом благоприятном исходе, нормальная влажность в квартирах будет восстановлена не ранее, чем через месяц. Мы, со своей стороны, здесь реагируем на пожелания самих жильцов. К нам обратились две семьи, в квартирах которых установили тепловые пушки для испарения и разгона излишней влаги.

Короче говоря, тут и городской жилкомхоз, и сами жильцы солидарны: пока парны́е в квартирах не превратятся в нормальное жилье, ремонта не получится.

 

А ремонт ох какой понадобится!

На все прилюдные уговоры местной власти рассказать, какие проблемы возникают у погорельцев, сами потерпевшие перед камерами заявляют, что все не так уж и плохо. Хотя… И тут жильцы злосчастного дома все время пытаются перейти на шепот в общении с начальством. Мол, да все бы ничего, Василь Владимирович, но… И дальше – шу-шу-шу… Но основное, что сквозит, – это главный отечественный грех с советских времен – отсутствие денег! Тут, правда, потерпевшие от пожара голосят в полный голос: когда у нас чего там будет, дескать, непонятно, а дискомфорт – налицо! Запахи, шумы и прочие неудобства от соседей возросли в разы, а сил уж нет! Давайте, уважаемый мэр, сделаем еще чего-нибудь для того, чтобы устранить эти неудобства. Василий Тихонов с претензиями согласен, и даже дает своим подчиненным указание: еще раз все обследовать тепловизионным способом. А вот дать еще денег ни местным, ни окружным властям закон не позволяет. Все, что могли дать в деньгах, уже выделили. Хотя…

— В финансовом плане наши лимиты исчерпаны законодательно, – признает Василий Тихонов, – однако, дополнительные возможности есть. Как только произошла трагедия, одна из политических партий, представленная в Нижневартовске, проявила инициативу по сбору средств для погорельцев.

В общем, деньги еще будут. Только не все исчисляется прямыми финансовыми вливаниями. Есть еще, например, прямые указания местной власти управляющей компании: заморозить платежи по коммуналке.

 

Виновный определен

В то время, когда нижневартовские власти развертывали на базе школы № 15 пункт временного размещения для погорельцев, уже велась активная работа по поиску тех, кто, собственно «Заплатит!». Эксперты Роспожнадзора производили свои изыскания… Исследования дали однозначный ответ: вполне себе известный провайдер нарушил Правила технических регламентов РФ и стал виновным. А это – уважаемая в федеральном масштабе фирма.

— Мной уже розданы распоряжения во все подразделения муниципальных служб, – разъясняет ситуацию Владимир Тихонов. – Вина доказана, и те, кто из хозяев квартир имеет право на компенсацию, получат помощь со стороны администрации в оформлении иска на возмещение ущерба. Наши юристы помогут это сделать. Другой вопрос, что, если в ходе дознания выяснится, что нужно третейское мнение по делу со стороны администрации Нижневартовска, мы обязательно выступим в суде, – сообщил глава Нижневартовска Владимир Тихонов. – И мы к этому готовы, – подчеркнул глава города.

Сами жильцы тоже верят в человеческую Добродетель.

— Мы уже общались с компанией, которая признана так или иначе причастной к нашим бедам, – говорит Наталья Булашенко. – Они прямо говорят, что признают результаты проведенной экспертизы, и готовы возмещать ущерб.

Наталья называет вполне определенную долю ответственности, которую признает за забой названая местными властями форма: по ее словам, в досудебном порядке фирма готова оплатить ремонт потолка (полуобрушившийся потолок со штукатуркой); оклейку- покраску стен; восстановление полов (покрытие линолеумом или даже ламинатом) – и все!

Пришедшие в полную негодность одежда, мебель и электронная техника не рассматриваются в качестве ущерба никем!

 

Но есть и хорошие стороны

Мы залезли на крышу этого дома и убедились в кипучей деятельности по восстановлению кровли. Такой скорости в работе позавидовал бы любой заказчик.

— Мы выиграли этот подряд, абсолютно понимая и что здесь случилось, и чего от нас ждут как заказчик, так и сами люди, – признается глава фирмы «Прогресс» Андрей Боярских.

А задачи перед подрядчиком были поставлены самые жесткие: восстановить крышу и сделать это с соблюдением всех самых жестких норм ГОСТа.

По словам руководителя работ, вся необходимая огнеупорная обработка конструкций произведена в полном объеме. Результат будет виден уже летом, когда пройдет официальная экспертиза с участием самих жильцов.

— Надо понимать, что те же лаги, на которых держится каркас, – это деревянный брус. Да, он будет гореть, этого я не отрицаю, но (!) обработанный нашими химикалиями, этот материал будет возгораться очень долго и такого масштабного пожара не сможет быть по определению, – честно признается подрядчик, и резюмирует: в случае подобных ситуаций, у пожарных будет не только время подъехать, но и своевременно потушить пожар.

А гарантии качества работ очень понятные: вся конструкция будет подвергнута лабораторным испытаниям экспертов Государственного пожарного надзора по Югре. Да и вообще, с какой стороны не взять, контроль за исполнением этого объекта прямо изо всех окон. Да, буквально. Жильцы признаются мэру, что просят своих соседей из близстоящей девятиэтажки присматривать за ходом работ. А те пострадавшим в ответ: мол, ну очень хорошо делают.

Вот и наша героиня, Наталья очень верит в благоприятный исход своей неожиданной эпопеи. Особенно в свете последних указаний Владимира Тихонова в адрес управляющей компании в лице Дмитрия Дадеркина:

— Надо будет, после работ взять на контроль и этим летом полностью благоустроить всю придомовую территорию вне плана. Натерпелись люди. Вы согласны, Дмитрий Николаевич?

Директор управляющей компании № 2 согласился. Так что будет еще праздник у жильцов этого дома.

Павел Колин

Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий