На уроки как на праздник

А знаете ли вы, что слово «школа» происходит от греческого scole – досуг, праздность, отдых. Что же за удивительная метаморфоза произошла с этим словом, что оно стало означать учебные заведения, которые являются буквально главной работой школьников? По мнению директора департамента образования Нижневартовска Эдмонда Игошина, неплохо бы вернуть школе хотя бы отчасти древнегреческий смысл.

 

— Дети за длинное лето привыкли отдыхать. Как им помочь снова перестроиться на рабочий лад?

— Получение образования является достаточно сложным процессом, но нужно сделать так, чтобы детям в учебном заведении было интересно. А для этого необходимо создавать соответствующую атмосферу. И вы, наверное, уже знаете, что в прошлом году мы начали реализовывать проект «Понедельник – день веселый» как раз-таки с той целью, чтобы поменять устоявшееся представление о том, что понедельник – день тяжелый. Помните, как у Гришковца: «Ноябрь, темно, а там впереди – она. Школа»,  самое страшное, что может произойти с ребенком. Наша задача – изменить ментальную установку о тяжести понедельника. Нам бы хотелось, чтобы именно в этот день с самого утра в фойе звучала музыка, которая поднимала бы настроение, проводились какие-то тематические акции. Важно правильно оформить стены и коридоры, обустроить дополнительные места для отдыха, чтобы дети могли комфортно провести время на переменах или, наоборот, подвигаться. Активно сейчас внедряется в школах электронная программа «Джаст дэнс». Она позволяет ребятам повторять движения на экране, соревноваться друг с другом. И дети, вместо того, чтобы сидеть, уткнувшись в свой смартфон, могли бы подвигаться и «позажигать». Также была инициатива от учеников гимназии устроить современный баттл, в котором будут участвовать старшеклассники, ученики средних классов. В новом учебном году также будет работать проект «Крутая перемена», который включает лучшие практики физической активности. Кроме того, это могут быть небольшие спортивные соревнования, которые могут проводиться как в спортзалах, так и в коридорах. Это зарядка, которую очень многие сейчас делают в наших школах, и не только по понедельникам. Еще один масштабный проект, который буквально сегодня был утвержден – это создание Школьной футбольной лиги. У нас в городе действует абсолютно великолепный проект «Школьной волейбольной лиги», и этот опыт мы решили перенять. Он изначально рассчитан на младшую возрастную группу. Надеемся, что в этом учебном году, скорее всего, в новом календарном, будет дан старт еще одному похожему проекту «Нижневартовской баскетбольной ассоциации». Это пока рабочее название. Он ориентирован на школьников 7-8 классов.

 

— Насколько образовательные объекты готовы к приему детей 1 сентября?

— В целом, проверка образовательных учреждений завершилась еще в июне. В течение всего летнего периода шли ремонты, приобретались учебники и технические средства.

Естественно, эта работа круглый год ведется, но всегда очень важно к 1 сентября – или в данном случае ко 2 сентября – подготовиться так, чтобы у детей, которые возвращаются после длительных каникул, было ощущение праздника и возобновилось желание ходить на учебу. Самое главное, что нужно сделать школе, – это создать такую среду, чтобы детям было комфортно и интересно находиться в образовательной организации. На сегодня у нас подписаны акты приемки, проведено достаточно много проверок по готовности самыми разными ведомствами. Не так давно глава города посетил четыре школы. Теперь еще и депутаты Думы Нижневартовска побывают в двух образовательных организациях. Свое мнение о том, как подготовились к новому учебному году, выскажут и общественники. Ну а самые главные принимающие – это наши ученики, которые дадут свою оценку в первые дни сентября.

 

— Министерство просвещения рекомендует ограничить использование мобильных телефонов в школах. Как Вы думаете, насколько эта мера целесообразна?

— Наверное, неправильно сопротивляться прогрессу, и сегодня все мы пользуемся смартфонами, присутствуем в социальных сетях и это касается не только школьников. Одними запретительными мерами, на мой взгляд, мы здесь не добьемся нужного эффекта. Сегодня в образовательных учреждениях, в принципе, есть и локальные нормативы, которые регулируют, в том числе, и этот вопрос.

В них четко прописано, что запрещается на уроках и внеклассных мероприятиях пользоваться мобильными телефонами и другими гаджетами без разрешения педагогов. Вместе с тем, есть родители, для которых важно созвониться с ребенком как минимум во время перемен. Поэтому здесь должен быть разумный баланс. В начальных классах уместно предложение поставить бокс, в который, входя на занятия, дети складывали бы свои телефоны, а по окончании уроков их забирали. То, что по дороге в школу у ребенка есть телефон – абсолютно нормально. Он в любой момент может позвонить родителям, если что-то случилось, или родители могут уточнить, все ли в порядке в дороге, не забыл ли школьник сменную обувь и т.д. На мой взгляд, сегодня бороться со смартфонами, интернетом, социальными сетями бесполезно и бессмысленно. А разумные ограничения в наших школах уже есть.

Профильные ведомства рекомендуют ограничить использование мобильных телефонов на уроках, а при входе в образовательную организацию переводить устройства в режим «без звука». Большинство опрошенных школьников и родителей поддерживают ограничения, говорится на сайте Минпросвещения. По итогам опроса общественного мнения, проведенного этим ведомством, Рособрнадзором и Роспотребнадзором 61% обучающихся, 89% родителей и 90% педагогов поддержали ограничение использования мобильных телефонов во время уроков. Почти три четверти опрошенных считают, что и учителя должны ограничить использование сотового в присутствии обучающихся. Изучение международного опыта показало, что длительное время использования мобильников школьниками может привести к раздражительности, нарушениям сна и психики, а также ослаблению памяти и внимания и снижению умственной работоспособности.

 

— Сейчас много внимания уделяется безопасности детей. Изменились ли в связи с этим требования к образовательным учреждениям?

— Требования все время ужесточаются и буквально за последние пару лет вышло два постановления правительства России. Одно уже действующее, второе скоро вступит в силу. Это вызов времени и, конечно, школа должна быть готова к нему. Сегодня в учебных заведениях действует система видеонаблюдения. Работают охранники, которые находятся на входе, вахтер, дежурный администратор. Везде есть должность заместителя директора по безопасности, действует система контроля и управления доступом, установлены внешние ограждения. Это тот комплекс мер, который нам позволяет быть готовыми к террористическим угрозам.

И еще очень важно самим людям соблюдать бдительность. В сентябре всегда проводятся специальные уроки, посвященные борьбе с террором. Надо быть внимательными к оставленным вещам, подозрительным личностям, которые могут находится на территории образовательной организации и своевременно об этом сообщать. Лет шесть назад у нас по определенному графику начали запирать калитки. Поначалу это вызывало возмущение и непонимание некоторых горожан из-за того, что они не могут пользоваться привычными проходами через территории школ, но постепенно волна недовольства стихла. Полагаю, что люди осознали необходимость таких мер.

 

— 1 сентября для Вас это аврал, начало большой и длительной работы или все-таки праздник?

— Аврала никакого нет. Мы в течение всего года должны быть готовы ко всему на 100%. Не от приемки к приемке, а 365 дней в году. Повторюсь: главные наши контролеры – дети, которые приходят в школу или детский сад.

Мы готовы принять ребят. У нас уже закуплены новые учебники и оборудование, проведены основные ремонтные работы. Есть часть объектов, где еще идут капитальные ремонты, но их сдача планируется в сентябре-октябре. Словом, мы полностью готовы к началу учебного года. Надеюсь, что наши старания оценят и дети, когда прозвучит первый звонок.

Андрей Шарко

Добавить комментарий