Музыка жизни, которой учит Ольга Ребреш

Педагог по классу скрипки Детской школы искусств № 2 Ольга Анатольевна Ребреш – профессиональный музыкант с консерваторским образованием, артист и человек, у которого горят глаза, когда разговор касается музыки.

На своих первых встречах с будущими учениками она не говорит о нотах и скрипичном ключе. Она для них играет. Исполняя на скрипке разные по характеру произведения, педагог пытается почувствовать будущих учеников, настроить их на творчество, музыкальную образность, изначально задает высокую планку, чтобы зажечь в них желание познавать инструмент и раскрыть свой талант. Ведь скрипка, как и каждый музыкальный инструмент, требует трудолюбия, терпения и добросовестности.

— Научиться играть на любом музыкальном инструменте непросто. А на струнно-смычковых – тем более. Скрипка – сложный инструмент по интонированию, звукоизвлечению. Она требует тонкого слуха, координации движений. На скрипке настроены лишь четыре звука-струны, остальные нужно уметь услышать, распознать. Поэтому, чтобы научиться играть на скрипке, требуется много труда, силы воли и огромного желания, а также большая поддержка и сотрудничество родителей и педагога, – говорит Ольга Ребреш.

Ольга Анатольевна уверена: каждый ребенок, который приходит научиться музыке, – особенный. И свою основную роль она видит в том, чтобы приобщить ученика к музыке, влюбить в искусство, способствовать развитию разносторонней личности. «Не столько обучать музыке, сколько воздействовать через музыку на эмоциональном, нравственном и воспитательном уровне», – вот какого принципа придерживается Ольга Анатольевна в своей методике обучения, цитируя во время нашей встречи слова советского композитора Дмитрия Кабалевского.

В процессе обучения игре на инструменте формируются художественный вкус, образное мышление, умение чувствовать и сопереживать, ведь музыкальное искусство очень эмоционально по своей сути. По мнению Ольги Ребреш, в систематических занятиях и самосовершенствовании юных музыкантов отводится немалая роль как преподавателю, так и родителям ученика. Терпение, заинтересованность в творчестве и всесторонняя поддержка – залог успеха. Занятия приучают детей думать на несколько шагов вперед и трудиться, чтобы они сразу понимали, что в жизни многого приходится добиваться самому.

— Я часто говорю своим ученикам: когда занимаешься на скрипке, то уставать должны не руки, а голова. Они словно крылья, дают движение смычку и пальцам, – улыбаясь, говорит Ольга Анатольевна. – Ведь итог работы будущего музыканта – выход на сцену и исполнение произведений на публике. А сцена требует хороших, крепких умений и закрепленных навыков, выразительности, свободы движений и творчества.

На сцену маленькие музыканты должны выходить хорошо подготовленными, чтобы получать удовольствие самому, радовать слушателей, педагога, родителей своими успехами. Подтверждение тому – десятки дипломов и наград музыкальных конкурсов и фестивалей различного уровня, которые получили и получают ученики Ольги Анатольевны Ребреш. Участие в них – важная составляющая образовательного и воспитательного процесса, считает преподаватель. По ее словам, это помогает детям расти в исполнительском плане, стимулирует к дальнейшим вершинам мастерства и самореализации.

Некоторые из ее воспитанников стали профессиональными музыкантами. Дмитрий Стефкивский, закончив Московскую государственную академию искусств, работает в оркестре им. А.В. Александрова. Светлана Ребреш, дочь и ученица, учится в Уральской государственной консерватории и является артистом молодежного симфонического оркестра Уральской филармонии. Анна Гришина живет в Санкт-Петербурге и музицирует в любительском оркестре. Любовь Саркисьян окончила музыкальный колледж и продолжает свое обучение. Есть те, кто, выбрав вполне прозаичные профессии, возвращается к музыке и сообщают любимому педагогу радостную весть о покупке собственного инструмента или советуются в выборе произведения. Ольга Анатольевна тихо радуется и с удовольствием помогает. Она уверена: не обязательно быть профессиональным музыкантом, чтобы тонко чувствовать музыку и возвращаться к ней, когда просит душа.

Она знает, о чем говорит. С 1990 года Ребреш О.А. – артист камерного ансамбля «Элегия» Дворца искусств. Коллектив нижневартовских музыкантов – сложившийся многолетний творческий союз. В столице Самотлора, при отсутствии филармонии и редких визитах концертирующих музыкантов, услышать музыку в исполнении «Элегии», пожалуй, единственная возможность приобщиться к классике и высокому искусству.

— Наш ансамбль – это возможность реализовывать себя в музыкальном и исполнительском творчестве, а также быть примером нашим воспитанникам. Ведь по специальности в дипломах мы, прежде всего, артисты, а уж потом – преподаватели, – говорит Ольга Анатольевна.

… Уже 28 лет она учит детей музыке. В этом году у нее снова 15 учеников. Каждому из них она дважды в неделю преподает предметы «Специальность» и «Ансамбль». Еще неизвестно, свяжут ли ее нынешние ученики свою судьбу с музыкой. Но одно можно сказать точно: если кто-то однажды благодаря Ольге Ребреш услышал, как «бьется сердце» скрипки, музыка навсегда войдет в их жизнь.

Татьяна Шлыкова

Добавить комментарий