Многоуровневая проблема

О том, почему паркинги не приживаются в Нижневартовске

Многоуровневые паркинги, строительство которых в Нижневартовске еще девять лет назад было объявлено перспективным решением проблемы размещения личного автотранспорта в жилых и общественных зонах города, в народ не пошли. По информации еще 2008 года, их в нашем городе было запланировано не меньше 35 вместимостью 9 300 машиномест. На деле, к сегодняшнему дню пока куда меньше. И стоят они полупустые, сквозняками обдуваемые. О подземных паркингах в комплексах жилых домов даже застройщики скромно умалчивают – знают: товар неликвидный. Хотя поговорить есть о чем. На проблему давно пора взглянуть объективно и признать, что в Нижневартовске платные паркинги приживаются с трудом. Их действительно в городе строят. Но они не востребованы. Теплое машиноместо для многих видится «золотым» и неподъемным по цене. И, порой, не зависит от платежеспособности жителей, люди просто принципиально не готовы платить за цивилизованную парковку, окупаемость которой может растянуться на весьма длительный срок. А на изменение менталитета нужны десятилетия.

Однако пути решения проблемы есть всегда. Об этом и не только наш разговор с заместителем председателя Думы города Нижневартовска Сергеем ЗЕМЛЯНКИНЫМ.

 

ГОРОД-ПАРКИНГ

— Сергей Федорович, вот Вы свой автомобиль где паркуете?

— Уже почти 10 лет я свой автомобиль паркую в подземном паркинге, который входит в комплекс жилого дома на улице Пикмана, где живу.

Его охраняют, обслуживают. Из него удобный выезд на прибрежную зону.

 

— А люди, проживающие на территории вашего избирательного округа № 13, паркингами пользуются?

— Территория моего нынешнего избирательного округа большая – простирается от реки Оби и до центра города. В него входит Прибрежка-3, весь 9 микрорайон, квартал Молодежный и часть 2-го микрорайона. На территории округа работают семь управляющих компаний, есть несколько паркингов. И нет ни одной школы. Так что там немного другие проблемы, чем в 11 микрорайоне, где я ранее был депутатом. И у меня несколько иные задачи.

 

— Понятно. Разрешите, ценники по городу озвучу, почем паркинги в городе для народа. Машиноместо в среднем стоит: на ул. Мира, 97а – 350-450 тысяч рублей, ул. Ленина, 46 – 700-745 тысяч рублей, ул. Омской, 28 – 950 тысяч рублей, ул. Пикмана – 530-600 тысяч рублей, в жилом комплексе «Адмирал» на ул. Мусы Джалиля – 750-950 тысяч рублей, на ул. Омской, 26 – 800 тысяч рублей. Согласитесь, цены кусаются. Не кажется ли Вам, что ценник слишком высокий?

— Предлагаю арифметику продолжить. Только с другой стороны. Признаюсь, с позиций сегодняшнего дня я бы никогда не стал покупать место в паркинге. Это экономически невыгодное вложение. Тогда я пошел на этот шаг на стадии проектировки и строительства дома, был уверен, что так поступят многие мои будущие соседи. Но двухэтажный паркинг до сих пор занят не в полном объеме даже в зимний период. Летом он и вовсе полупустой. Многие жильцы, в том числе из соседних домов, предпочли арендовать машиноместо, это 6 тысяч рублей в месяц (72 тысячи – в год), но выкупать не торопятся. Собственников – единицы, они ежемесячно платят за обслуживание 2 тысячи рублей. Причем, за эти годы стоимость машиноместа выросла почти до 600 тысяч рублей. Арифметически можно высчитать, что окупаемость машиноместа составляет более восьми лет. А если учесть арендную плату за обслуживание, то срок окупаемости еще больше увеличивается. Простые расчеты наглядно показывают – необходимости в этой покупке практически нет.

 

И «ВСЕ ВКЛЮЧЕНО»

— На Ваш взгляд, нельзя ли удешевить строительство паркингов? При каких условиях машиноместо может стать более доступным? Муниципалитет способен предоставить некие преференции при строительстве паркингов?

— Сегодня в городе паркинги строят частные фирмы. Это их бизнес. Непростой, не самый выгодный, но бизнес. Заказчиков на строительство таких объектов, как правило, нет. Сами построили, сами должны реализовать. Строители сегодня предпочитают продавать, а не заниматься сдачей машиномест в аренду. В силах муниципалитета снизить стоимость земельного участка с обременением для застройщика. Но влиять на ценовую политику муниципалитет не может. Есть еще один нюанс – жестко следить за выполнением тех обязательств, которые берет на себя застройщик, когда выдается разрешение на строительство, когда объект вводится в эксплуатацию. Потому что иногда обещают построить недорогой паркинг, а потом превращают его в магазины. Жесткие требования законодательства позволяют следить за этим строго. Но иногда они почему-то не выполняются.

 

— Если паркинги не востребованы, тогда может нет и смысла строить такие объекты?

— А вот смысл как раз есть. Во-первых, у нас не так много свободных участков земли, и строительство многоуровневых паркингов при заполнении города автомобилями – выход. Во-вторых, в условиях Севера автомобиль должен содержаться в тепле, желательно, под охраной. Возводя платные паркинги, мы уходим от проблем пожарной безопасности и паутины проводов, от засилья машин во дворах. Просто пока механизм не срабатывает. По факту получается: и паркинги строим, и во дворах не проехать-не пройти, и на газонах паркуются.

 

— Может уже пора более жестко «навязывать» людям культуру парковки?

— Должно быть несколько подходов к проблеме. Первый – в Нижневартовске при строительстве новых микрорайонов должны учитываться места парковки различных форм: паркинг или открытая площадка. Причем, при расчете на каждую квартиру – не менее двух парковочных мест. Возможно, на первых порах это будет открытая площадка, а позднее жильцы примут решение построить паркинг. Второй подход – в зоне уже существующей жилой застройки нужно создавать удобные условия для жизни, ведь в этом и есть предназначение и смысл власти.

 

— Красиво. Предложения есть?

— В настоящее время впервые в истории Нижневартовска создается общая концепция застройки и благоустройства города. Это масштабная работа. К ней мы шли долго. Она касается, в том числе, паркингов и парковки. Идея родилась обыденно, во время одной из выездных комиссий по городскому хозяйству и благоустройству, которую я возглавлял в предыдущем составе думы. Мы тогда выезжали на место по просьбе жителей квартала Молодежного. Обычный пустырь. Такие неухоженные «пятаки», тропки в городе встречаются до сих пор. Стали разбираться: чей бурьян? Оказалось, ничей. У нас то дорога ничья, то пустырь. Возникло протокольное поручение: разработать проект благоустройства
микрорайона. Но оно долго не находило понимания и в ответ были лишь отписки. Нас не понимали. Ситуация изменилась в ноябре прошлого года после смены команды городской администрации, когда на проблему отреагировали, и была создана рабочая группа уже по созданию не просто проекта благоустройства одного микрорайона, а масштабной концепции планировки и благоустройства всего города. Она затрагивает освещение, малые архитектурные формы, фасады домов и многое другое. В ней будет продумано все – от мест для выгула собак до замены бордюрного камня, парковка и паркинги в том числе.

 

— Это будет некий свод правил?

— Это будет нормативный документ, согласно которому в городе больше не будет ни одного ничейного «пятака» или пустыря, и каждый сантиметр земли будет благоустроен. Сегодня над концепцией работают специалисты института НИПИнефть. Она должна быть окончена к 1 апреля. В рабочую группу вошли архитекторы, художники, общественники, профессионалы. От каждого депутата по избирательным округам мы тоже собрали предложения. Я считаю, что благодаря появлению такой концепции, у Нижневартовска появится возможность стремиться к высокой планке. В прошлом решения, когда программа развития города до 2030 года принималась с нулевыми показателями. Это не подход. Мы должны стремиться к максимуму возможного и ставить высокие планки. А низкую высоту мы и так возьмем.

 

В СИЛАХ МУНИЦИПАЛИТЕТА

— Какие меры, на Ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы паркинг прижился в Нижневартовске?

— Я уверен, и уже не раз эту идею озвучивал, что одним из решений проблемы может стать строительство муниципальных паркингов. Возможно, в рамках государственно-частного партнерства или по иной программе. Ведь власть занимается социальными проблемами – мы строим детсады, школы, спортивные объекты. И если есть проблема парковки, а муниципальная власть в силах разработать и принять программу действий, то значит нужно пробовать. Это не цель заработать денег, а работа по созданию благоприятных условий для жизни населения. Строительство муниципальных паркингов позволило бы снизить стоимость машиномест и сдавать их в аренду по приемлемым ценам. Аренда должна соответствовать затратам на содержание паркинга.

 

— Сергей Федорович, а как Вам идея организации управляющей компании, которая бы занималась обслуживанием всех существующих в городе паркингов? Ее внедряют в соседнем Сургуте.

— Однозначно хорошая идея. Это примерно так же, когда мы столкнулись с проблемой обслуживания спортивных городков на территории Нижне-вартовска. За ними просто никто не ухаживает. Нужна отдельная структура, которая бы занималась эксплуатацией объектов спортивного досуга. Этот вопрос сегодня обсуждается. Для паркингов тоже приемлемо. Только в случае если паркинг муниципальный. Если это коммерческий объект, то инициатива по созданию управляющей компании должна исходить от частных лиц-собственников.

 

— Муниципальный паркинг – звучит немного фантастично. Предлагая эту идею, Вы даете своим оппонентам лишний повод для контратаки.

— И пусть… Повторюсь: стремиться нужно к лучшему! При наличии муниципальных паркингов от проблемы парковки будет легко уйти. А насчет фантастики – почему бы и нет? Сегодня многое, что еще лет 10-15 назад казалось нам абсурдным, таковым не кажется. Вы ведь знаете, что над Нижневартовском пролегает воздушная трасса. С 10 тысяч метров высоты наш город при ясной погоде виден как на ладони – река, дома, купола храмов. Как-то я услышал идею ночного освещения города так, чтобы слово «Нижневартовск» читалось с этой высоты. Мне идея очень понравилась!

Не надо завидовать соседям, не надо ориентироваться на столицу, надо самим делами и поступками создавать реальность и городскую среду. Мир и обыденность меняют интересные проекты и идеи. И самое время их осуществлять.

Беседовала Татьяна Шлыкова

Добавить комментарий