Когда инициатива не наказуема

Инициативное бюджетирование (ИБ) – относительно новое явление в городской жизни. Эта форма участия населения в принятии решений о приоритетах распределения бюджетных средств начала активно развиваться в Нижневартовске с 2018 года. По поручению Василия Тихонова была подготовлена целевая программа «Реализация проекта «Инициативное бюджетирование» на 2018­2022 годы». Ежегодно город взял на себя обязательство планировать в бюджете не менее 30 млн рублей под реализацию проектов ИБ. Депутаты инициативу поддержали и программу утвердили единогласно. И вот уже два сезона с весны 2018­го проходят конкурсы по рассмотрению заявок на участие в реализации проекта. О первых успехах и трудностях внедрения инициативного бюджетирования, перспективах развития нового механизма решения актуальных для жителей Нижневартовска проблем мы беседуем с начальником управления инвестиций департамента строительства администрации города Натальей ПОПОВИЧ.

 

— Наталья Александровна, в самом начале нашей беседы давайте поясним читателям, что же это такое – инициативное бюджетирование?

— Суть инициативного бюджетирования в том, что граждане выбирают те проекты, на которые должны быть израсходованы бюджетные средства. После этого участвуют в составлении самой проектной документации, в реализации проектов и в последующем контроле над результативностью.

Практики внедрения в регионах России многообразны. Фактически в каждом муниципалитете с учетом местных особенностей вырабатывается своя модель инициативного бюджетирования. Здесь у нас большая свобода, каких-то жестко регламентирующих процесс нормативных актов на государственном или региональном уровнях пока нет. Но это же создает и определенные сложности.

 

— И какую модель выбрал Нижневартовск?

— Во-первых, мы единственный в Югре муниципалитет, который сразу пошел по пути создания отдельной муниципальной программы, заложив в нее довольно большой объем средств и взяв на вооружение методики проектного управления. Мы изначально взяли курс не на разовые какие-то акции, вроде опросов населения и собраний, а обозначили длительный характер этого процесса. Но мы сразу решили, что это будет многолетняя практика. Чтобы люди, проявившие интерес, могли постепенно приобретать опыт, чтобы участников год от года становилось больше. Основная наша цель – вовлечь горожан в процесс принятия решений и их объединение для реализации конкретного проекта.

Вторая особенность нашей модели в том, что у нас эта практика не параллельна бюджетному процессу. Она у нас существует в рамках бюджетного и административного процессов. Проработано все, что происходит после того, как отобраны заявки: кто, как и с кем заключает договор, как происходит движение денежных средств, как, если это необходимо, дорабатывается проектная документация, кто выступает заказчиком тех или иных работ, как происходит контроль и так далее.

Третья особенность – это широкое распространение софинансирования в наших проектах. Оно идет из трех источников: со стороны муниципалитета, со стороны граждан и софинансирование со стороны бизнеса. По принятым у нас правилам, чем больше размер доли внебюджетных источников, тем выше шансы заявки пройти отбор в конкурсной комиссии и быть принятой к реализации.

Четвертое – мы на старте приняли решение, что мы не станем распыляться на все, а сразу пропишем в программе три ключевых направления, по которым граждане смогут подавать заявки. Определяя эти три направления, учли, с одной стороны, методики Минфина, чтобы четко вписаться в требования Бюджетного кодекса, а с другой – анализ наиболее часто поступающих в адрес администрации города обращений граждан.

Получился следующий перечень: ремонт муниципальных дорог, в том числе элементов улично-дорожной сети с обустройством парковочных карманов, стояночных мест
и тротуаров; ремонт, благоустройство
и модернизация объектов благоустройства; ремонт и модернизация объектов социальной сферы. Это те вопросы местного значения, на которые мы, безусловно, имеем право деньги тратить
и одновременно это темы, отражающие самые массовые чаяния людей.

И, наконец, пятое: мы решили простроить весь процесс так, чтобы отобранные проекты были реализованы в течение одного года. То есть, гражданин, в той или иной форме поучаствовавший в механизме инициативного бюджетирования, должен уже в текущем календарном году увидеть реальный результат своего участия – полностью воплощенный в жизнь проект.

 

Естественный отбор

— Как проходит отбор заявок и каковы итоги первых двух конкурсных «сезонов» инициативного бюджетирования?

— Процедура абсолютно открытая, в конкурсную комиссию входят заместители главы города, представители департаментов строительства, муниципальной собственности, образования, ЖКХ, депутаты городской думы, члены профильных общественных советов. Заявки оцениваются по специальной балльной шкале. Она формируется на основе формальных признаков (количество выгодоприобретателей от реализации проекта, процент софинансирования со стороны граждан и юридических лиц и т.д.), а также исходя из количества голосов, полученных в поддержку заявки в ходе народного интернет-голосования.

В 2018 году было подано 19 заявок, из них 16 – прошли предварительный отбор. Три были отклонены. Основанием для отклонения явилось их несоответствие условиям Порядка конкурсного отбора (наличие объектов, не являющихся муниципальной собственностью). Одна заявка была самостоятельно отозвана инициатором проекта в связи с невозможностью реализации проекта. В результате было реализовано 15 проектов на общую сумму 21,8 млн рублей, из них один проект по ремонту элементов улично-дорожной сети и 14 проектов по ремонту и модернизации объектов социальной сферы. Софинансирование муниципального образования по 15 проектам составило 20,63 млн рублей (94,7%), со стороны населения – 1,16 млн рублей (5,3%).

В 2019 году для информирования граждан, а также возможности рассмотрения и голосования за представленные проекты разработан раздел официального сайта органов местного самоуправления «Мой вклад в бюджет». Также был разработан специальный медиаплан по привлечению населения к участию в программе. Результаты не заставили себя ждать: в этом году поступило уже 101 предложение. 21 заявку конкурсная комиссия отклонила как не соответствующие установленным нормам, три заявки были отозваны инициаторами по собственному желанию. Из 77 проектов, признанных соответствующими условиям конкурса, прошли конкурсный отбор и приняты к реализации лишь 10. Но в этом году планируется потратить почти весь объем запланированных в бюджете средств.

Среди победителей, так же, как и в 2018 году, один проект по реконструкции пешеходной дорожки и прилегающей территории – продолжение успешно реализованной инициативы по улице Кузоваткина и девять проектов по модернизации и ремонту социальных объектов. Самые затратные – уже упомянутый тротуар, а также модернизация системы освещения в Зале международных встреч, ремонт двух спортивных залов в средней школе № 32, замена оконных блоков в «Гимназии № 2».

 

Теория и практика

— Наталья Александровна, внедрение программы не обошлось без критики со стороны граждан. Выделяя в программе «ремонт и модернизацию объектов социальной сферы» как одно из основных направлений, вы осознавали, что это приведет к массовому потоку заявок от школ и детских садов на ремонт окон, туалетов, замену линолеума и тому подобное?

— Проекты по ремонту и модернизации объектов образования составляют до 80% всех реализуемых проектов инициативного бюджетирования по всей стране. Это нормально, люди поддерживают то, что их волнует. Они готовы софинансировать то, что касается конкретно их семьи. Конечно, мы понимали, что активность по данному направлению потенциально может быть высокой. Но мы сразу говорили, в том числе и депутатам городской думы, когда вынесли программу на их утверждение, что по сути это будет пилотный проект. Нужно попробовать, а затем можно будет при необходимости что-то откорректировать. И все согласились с таким подходом.

 

— То есть, вы согласны с тем, что инициативное бюджетирование не должно сводиться к механизму законной альтернативы сбору денег с родителей на ту же установку пластиковых окон в школьных кабинетах?

— Я уже говорила, что мы воспринимаем первый опыт реализации программы инициативного бюджетирования как эксперимент, который по ходу его реализации позволяет выявлять недочеты и слабые места. Создана специальная рабочая группа по усовершенствованию механизма реализации программы, она уже дважды заседала и внесла определенные предложения. Они будут рассмотрены, и мы внесем изменения в правовые акты. Некоторые прекрасные заявки, например, строительство спортивного городка возле школы № 15 или обустройство тротуара недалеко от главного корпуса НВГУ были отклонены в связи с земельными вопросами. Мы поняли, что стоит проработать некоторую проблематику.

Сотрудники администрации города регулярно участвуют в семинарах и различных форумах, откуда мы привозим информацию по передовым практикам ИБ на основе опыта всей России.

Все проблемы, связанные с реализацией программы, о которых вы говорите, должны устраняться естественным путем, на мой взгляд. Родители школьников очень активно включились. Нужно, чтобы не менее активно включались учреждения, граждане, которые могут инициировать проекты по благоустройству общественных пространств. Нужно не ограничивать энергичных, а поощрять к активности пока еще слабо информированных или пассивных граждан.

Когда мы поощряем народные инициативы, у нас появляется тот самый ответственный гражданин, которого мы везде ищем. Он в таких проектах и формируется. И это все приводит к замечательному эффекту, когда появляются люди, которые интересуются тем местом, в котором они живут, как оно устроено и как его обустроить дальше, каким образом здесь навести порядок. Вот те самые люди и являются, на самом деле, главной задачей проектов инициативного бюджетирования.

Юрий Андреев

Добавить комментарий