Как не попасть в сети террористов?

Что следует знать об интернет-вербовке в ИГИЛ* и другие опасные организации

 

Запрещенная в России террористическая организация ИГИЛ взошла на руинах развалившихся государственных структур Ближнего Востока. Одной из причин относительной устойчивости этого квазигосударства стала непрерывная подпитка игиловцев новыми «воинами Аллаха», которых исламисты рекрутируют по всему свету. С помощью интернета специально обученные вербовщики получают доступ к глазам и умам миллионов, преодолевая любые границы. Считать, что все это происходит где-то далеко, – наивно. Террористы рядом с нами и нашими детьми, на расстоянии нескольких кликов компьютерной мыши. В этой статье мы расскажем о том, как не оказаться их жертвой, что скрывается за красивыми мифами, которые рисуют вербовщики и как противостоять самым изощренным технологиям псевдорелигиозной лжи.

 

Масштабы проблемы

Набрав популярные хэштеги радикальных исламистов во «ВКонтакте» или в «Twitter», несложно обнаружить, что даже после начала активной блокировки запрещенного контента в социальных сетях, медиа-продукция ИГИЛ находит потребителя, в том числе среди пользователей, проживающих, судя по аккаунтам, на территории ХМАО. Это настораживает: согласно статистике на сайте Национального центра противодействия экстремизму и терроризму в образовательной среде и сети интернет (НЦПТИ), 84% молодых людей пришли в ряды ИГИЛ посредством глобальной сети. 47% обратили внимание на материалы (видео и текст), размещенные онлайн, а 41% присягнул в сети на верность «исламскому государству».

В России вместе с ИГИЛ вербуют «братьев» и «сестер» и другие террористические организации, которые запрещены в РФ: нелегальные ячейки исламистских «Хизб ут-Тахрир», «Джамаат-и-Ислами», группировки, близкие к «Братьям-мусульманам» и другие. Ключевая цель их активности – вовлечение новых сторонников. Последние в итоге либо пополняют ряды террористов в Сирии и Ираке, либо включаются в распространение идей «Всемирного Халифата» по месту жительства.

— Согласно информации ФСБ России, в 2016 году пресечена деятельность 34 вербовщиков, вовлекавших россиян в террористические структуры, – рассказывает начальник управления по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации города Сергей Ефремов. – Один из них – житель Нижневартовска Марсель Габбасов приговорен к шести годам колонии общего режима за участие в деятельности запрещенной в России международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир». По данным следствия, мужчина распространял литературу, публиковал во «ВКонтакте» видеоролики, направленные на возбуждение вражды и обосновывающие необходимость массовых беспорядков, а также призывающие к насилию по отношению к представителям определенной национальности. В 2017 году осуждено уже четверо граждан, которые вели аналогичную деятельность на территории нашего города.

Российские спецслужбы в 2016 году предотвратили выезд за рубеж 86 россиян, которые собирались присоединиться к международным террористическим организациям. Над выявлением таких граждан, помимо ФСБ, трудятся специальные структуры в органах внутренних дел, которые специализируются на борьбе с организованными формами преступности на этнической основе по линии терроризма, экстремизма, незаконного оборота оружия и выявления преступлений среди иностранцев. Есть такое отделение и в отделе уголовного розыска УМВД России по г. Нижневартовску. По словам его начальника майора полиции Дмитрия Сусанина, подразделение мониторит социальные сети и сайты, выявляя различные материалы, которые могут быть квалифицированы как экстремистские, содержащие призывы или оправдание терроризма, демонстрирующие символику запрещенных в России организаций. После экспертизы лингвистов и психологов, авторы и трансляторы материалов, признанных незаконными, привлекаются к административной и уголовной ответственности.

Отвечая на вопрос о количестве вартовчан, которые отправились в последние годы на территорию, контролируемую группировками ИГИЛ, полицейские предпочитают не раскрывать оперативную информацию. Достоверно установлено, что как минимум двое россиян с нижневартовской пропиской в паспорте, покинувших страну, воюют под зелеными знаменами «Всемирного Халифата». По одному уже возбуждено уголовное дело, еще один находится в разработке. В случае возвращения на родину им грозит неотвратимое наказание – до 20 лет лишения свободы.

 

Механизмы воздействия

Всего по разным оценкам на территории, подконтрольной ИГИЛ, сейчас находятся более
2 500 граждан РФ. Порой, услышав о том, что кто-то уехал воевать на стороне «исламского государства», люди недоумевают: как могло такое произойти? Вербовкой занимаются весьма изобретательные специалисты. Кстати, они себя не называют вербовщиками. Скорее, – мотиваторами. В основе работы мотиватора – тщательное изучение личности вербуемого. Социальные сети для такой работы – бескрайний кладезь информации.

Психологи так описывают процесс вербовки. Однажды с вами начинает общаться человек. Его задача – завоевать ваше доверие. Выясняется, что ваши интересы и вкусы удивительным образом совпадают. Этот человек искренне, как вам кажется, разделяет ваши предпочтения и слабости. Если знакомство произошло в интернете, то мотиватору куда легче добиться своего, ему проще притворяться. Наконец, вы осознаете, что ваш собеседник вполне способен стать другом, любимым человеком или даже наставником. Наступает следующий этап «знакомства».

На этом этапе задача мотиватора – говорить человеку то, что ему хочется услышать. Неформала похвалят за непохожесть и оригинальность. Самолюбивому скажут, что он недооценен. Одинокому предложат дружбу. Девушке пообещают надежного спутника, настоящего мужчину. По мере сближения мотиватор будет укреплять ваше представление о том, что жизнь к вам несправедлива. О том, что где-то там есть другое место, где вас оценят по достоинству. О том, что если вы захотите, то сможете реализовать себя в настоящем, важном деле, внесете свой, может быть, решающий вклад в усовершенствование мира.

Как только мотиватор понимает, что «клиент созрел», вербуемого приглашают на встречу. На ней человеку дадут понять, что его заметили, что он избран. Если одной встречи мало, будут еще одна-две, а может даже потребуется несколько месяцев, чтобы снизить уровень критического мышления. Когда доверие к мотиватору становится максимальным, наступает решающий этап – отъезд. Чтобы не спугнуть вербуемого, мотиватор может и не упоминать об ИГИЛ. Человека могут пригласить на курсы изучения ислама, предложить отправиться к любимому человеку, пообещать работу или возможность общения с авторитетным лидером. Приемов и поводов может быть много. Общее у них одно: отъезд обычно оказывается внезапным, срочным, билет покупается незадолго до отъезда, чтобы не оставалось времени для размышления. Мотиватор убеждает вербуемого, что ему раз в жизни выпал шанс, который нельзя упустить. Внезапность принятия решения ошеломляет человека, лишает его возможности взвесить «за» и «против», и вот он – роковой шаг.

— Могут сказать что угодно, – рассказывает Дмитрий Сусанин. – Что он поедет добывать нефть или помогать бедным, кашу варить. Но в конечном итоге, как правило, каждому из одурманенных ловкой вербовкой придется бегать с автоматом. Причем, когда речь идет о христианах, принявших ислам, им еще предстоит доказывать свою состоятельность в новой вере, выполняя задания «шейхов» с особым усердием.

Тех, кто все же не решится ехать на Ближний Восток, террористы убеждают в том, что они получат божественную награду за усердные «атаки на кафиров (неверных)» там, где они живут. Для начала атаковать предлагается все там же, в социальных сетях. Но постепенно, после психологической обработки неофитам могут предлагать и более радикальные действия.

 

Как противостоять?

Специалисты отмечают: практически все завербованные не разбирались в духовных традициях своего народа, не знали ценностей ислама. Большинство из них, отправляясь на территорию ИГИЛа, не советовались с имамом местной мечети, чтобы тот помог отличить традиционную литературу от экстремистской. Они доверились манипуляторам и стали марионетками в безжалостных руках. Поэтому не случайно важным союзником государства в противодействии радикальным исламистским группировкам является традиционный ислам в лице мусульманских духовных авторитетов.

Недавно Нижневартовск подключился к социальному проекту «ИГИЛ* – чума XXI века», в рамках которого 6 апреля Региональное духовное управление мусульман Югры при поддержке окружного департамента внутренней политики и администрации города проведет в Центре национальных культур встречу  молодежи с православными и мусульманскими священнослужителями. Студентам и старшеклассникам расскажут об опасности радикальных религиозных течений и о том, как вербовщики подменяют смысл изложенного в Коране.

Большую работу по недопущению вербовки в террористические организации, реализуя программу «Профилактика терроризма и экстремизма в городе Нижневартовске на 2015 – 2020 годы», ведет муниципалитет. Выпускаются памятки и буклеты, распространяются социальные ролики, проводятся лекции и тренинги. Волонтеры Молодежного центра выявляют опасные материалы в сети. На базе Нижневартовского госуниверситета по инициативе студентов формируется кибер-дружина.

Но, чтобы не попасть под власть вербовщика, каждый молодой человек должен понимать: просветительские акции не заменят его собственного желания оградить внутренний мир от вторжения незваных гостей. Быть критичнее в оценке незнакомых людей, не становиться игрушкой в чужих руках – с такими установками никакой вербовщик не сможет помешать осуществлению ваших собственных жизненных планов.

Родителям специалисты советуют внимательнее относиться к детям и к их знакомствам. Родственникам и друзьям – быть более чуткими друг к другу. Только в этом случае удастся заметить, что с ребенком или лучшим другом происходит что-то неладное.

Если вы подозреваете, что близкого вам человека «опекают» мотиваторы, всегда можно обратиться к психологу, если человек верующий, – к представителю религиозной общины. Не нужно бояться, что, сообщив о своих опасениях в правоохранительные органы, вы нанесете близкому вред. Гораздо тяжелее будет потерять его окончательно, когда он отправится туда, куда ему укажут. Если вы подозреваете, что беда уже у вашего порога, звоните в полицию по телефонам: 49-36-48 и 49-30-30.
Актуальная информация по вопросам противодействия вербовке в запрещенные организации размещена в рубрике «Безо-пасный город» на сайте органов местного самоуправления. Также в УМВД России по г. Нижневартовску действует телефон доверия 41-62-26, куда на условиях анонимности можно сообщить информацию о лицах, намеренных заниматься террористической или экстремистской деятельностью. Телефон работает круглосуточно, включая выходные и праздничные дни.

Андрей Бондарев

 

*ИГИЛ – запрещенная на всей территории России террористическая организация.

Добавить комментарий