Иллюзия безопасности

С каждым годом наше государство обращает все больше внимания на безопасность собственных граждан, и плоды этой трепетной заботы мы с вами наблюдаем буквально каждый день. Зашли в школу за ребенком – видим охранника. В детский сад – еще один. Пришли в любое государственное или муниципальное учреждение – опять человек в форме. Глаз не нарадуется, и за детей не страшно…

Это верхушка айсберга. Помимо охраны, есть много систем пассивной защиты. Речь идет о высоченных заборах, шлагбаумах, рамках металлоискателей, системах видеонаблюдения, охранных и пожарных сигнализациях. Много о чем. По самым скромным подсчетам нашим, один лишь Нижневартовск тратит на комплекс охраны муниципальных объектов более 200 миллионов рублей в год. Сумма не малая, но может ли она гарантировать, что вы и ваши дети не расстанетесь завтра с жизнью по вине спятивших на религиозной почве террористов или психа­одиночки? К сожалению, не может. Безопасность, купленная на наши с вами деньги, зачастую лишь иллюзорна…

 

Начнем со шлагбаума

В прошлом номере мы уже писали о том, как минувшим летом установили шлагбаум у въезда на территорию Дворца культуры «Октябрь», и какую бурю негодования это вызвало у многочисленных гостей учреждения. Рассказали и о том, что произошло это по требованию прокуратуры города, которая много месяцев судилась с муниципальной структурой и требовала обеспечить исполнение закона. Поясним, «Октябрь», согласно постановлению правительства России № 176 от 17.02.2017, отнесен к объектам первой категории (т.е. при совершении здесь террористического акта могут пострадать одновременно 500 граждан РФ) и это налагает на руководство учреждения определенные требования. Установкой шлагбаума за 450 тысяч рублей дело может не ограничиться. Теоретически нужен еще и забор, стоимость которого составит около 8 миллионов.

Ситуацию с заборами вы сами видите ежедневно. Они вырастаю повсюду как грибы после дождя. Один из свежих примеров – ограда вокруг мэрии Нижневартовска, установку которой едко комментировали в социальных сетях: «От населения отгораживаются. Боятся, что их на вилы поднимут». И это еще далеко не самый злой или обидный комментарий из популярного городского паблика. Но к реальности он имеет довольно слабое отношение. Как пояснил начальник управления по вопросам законности правопорядка и безопасности администрации Нижневартовска Сергей Ефремов, эту ограду установили не только, чтобы выполнить требования федеральных нормативов, но в силу элементарного здравого смысла. Вандалы не раз курочили урны на территории здания, повреждали зеленые насаждения, были попытки разбить стеклянные двери мэрии в ночное время.

От вандалов забор действительно может защитить. А еще от пьяных и дураков. Но поможет ли он в случае атаки группы террористов или даже одного человека с оружием в руках? Многочисленные собеседники нашего издания утверждают, что нет. Агрессор легко войдет через калитку днем или перепрыгнет забор ночью. Было бы желание. То же самое и с другими барьерами защиты. Их легко преодолеть. Взять тот же самый шлагбаум у «Октября». Вполне достойный аппарат итальянской фирмы «Сame», причем популярной 6000 серии. Но для того, чтобы его открыть, нужно лишь иметь китайское устройство – граббер сигнала – стоимостью в 10-15 тысяч рублей или же навыки работы с радиотехникой и простенькую контрольную плату, которая обойдется в тысячу рублей. А еще его можно просто снести на груженом грузовике, слегка разогнавшись. Легковушку такая преграда остановит намертво, а вот для защиты от большегрузного транспорта нужны шлагбаумы покрепче или противотаранные системы. Но они и стоят дороже.

Многим будет интересно, откуда мы узнали марку шлагбаума у ДК и его возможности? Элементарно. Вся необходимая информация есть в интернете и доступна любому желающему. Практически по каждому социальному объекту на территории города. Как и принципиальные электронные схемы устройств для взлома и проникновения через шлагбаумы и домофоны. Уж извините, но, по большому счету, вся эта махина обеспечения безопасности являет собой не что иное, как банальную защиту от дурака.

 

Ох, рано сдает охрана

Этот заголовок написан под впечатлением советского мультика про бременских музыкантов. Помните, да? Король и группа его секьюрити в полной амуниции, да еще и с пушкой. В мультике дело кончилось тем, что все охранники разбежались, а пушку бросили. Может в реальности дела обстоят пооптимистичней? Ах, если бы.

— Большинство людей, которые охраняют социальные объекты это, по сути, сторожа и вахтеры в форме охраны, – говорит Виталий Мохнатчуков, который посвятил этой профессии 12 лет своей жизни, а сейчас работает водителем. – Они знают, на какую кнопку нажимать в случае нападения или пожара, какие журналы заполнять на посту, как работать с системой видеонаблюдения. Но противостоять серьезной угрозе большинство вряд ли сможет. Даже если это не террористы, а обычный пьяный дебошир крупного телосложения. Большинство охранников – это пожилые мужчины и женщины. Никакой спортивной подготовки или средств защиты у них нет.

Сам Виталий, кстати, в юности занимался вольной борьбой и даже в свои 53 регулярно старается тягать гантели по утрам. Но таких, как он, в профессии меньшинство. Причина – в деньгах. Из-за них, точнее из-за их отсутствия, он оставил эту работу. И не он один.

— Моя зарплата в месяц составляет 27 тысяч рублей. И это еще неплохо, есть люди, которые получают по 15 тысяч при графике сутки через трое. Вы думаете это хорошие деньги или нет? Многие ЧОПы «не опускаются» даже до того, чтобы покупать своим сотрудникам форму. А про вахтовиков я вообще молчу. Они частенько живут на рабочем месте. Дежурят непрерывно по двое суток и более. Я сам уже три года отработал, но собираюсь бросить при первой возможности, – рассказал «СЭ» пожилой вартовчанин по имени Сергей. Фамилии просил не называть, так как нового заработка еще не нашел. По той же причине, кстати, мы скроем в этом тексте фамилии и ряда других информаторов газеты.

В идеале система безопасности объектов должна работать так. Человека берут на работу и смотрят его бумаги. Затем ему в обязательном порядке оформляют личную карточку охранника, в которой, помимо прочего, значится его разряд (с первого по шестой). Три первых получить может практически любой, кто имеет среднее образование. Они присваиваются автоматически и растут вместе со стажем. А вот для разрядов с четвертого по шестой требуются специальная подготовка и сдача экзаменов. В собственном ЧОПе специалист должен также получить форму, а при наличии высокого разряда – средства индивидуальной защиты или оружие. Плюс регулярные инструктажи, проверки, повышение квалификации. На практике нанимать охранников четвертого-пятого-шестого разрядов крайне невыгодно для ЧОПов из-за их требований по зарплате и необходимости содержать оружейную комнату. Про повышение квалификации промолчим, практикуется редко. А вот про удостоверения пару слов сказать стоит.

По данным регионального управления Росгвардии, на территории Югры работают 250 ЧОПов и 13 тысяч лицензированных охранников. К этому числу не худо было бы добавить и весь персонал отделов вневедомственной охраны (входит в структуру Росгвардии), служб авиационной безопасности (защита аэропортов) и ведомственных структур, которые стерегут ключевые объекты энергетики, и ряд прочих. Пусть их суммарная численность составит 20 тысяч или около того. Но, по оценке наших собеседников, реальная потребность рынка труда выше в два-три раза и большинство «секьюрити» работает без оформления документов вовсе. То есть, плохо знает профессиональную нормативную базу, имеет условную подготовку и уровень квалификации. Они могут даже быть судимы в прошлом. Их никто толком не проверяет. Чаще такие «мастера с улицы» трудятся на частный бизнес, но это вовсе не означает, что им нет доступа в детские сады или школы. Он есть.

— Текучка кадров в нашем бизнесе большая. Не всякий согласится добросовестно работать за скромные деньги. По-этому очень много пенсионеров на постах и всякой неразберихи. С утра может дежурить один человек, а после обеда – другой. Сотрудник может спокойно отработать месяц, а потом взять и не выйти на смену. Людей могут брать вообще без всяких документов и проверок, сразу отправлять на дежурство. Нужные бумажки им в процессе работы помогут оформить, – сказал «СЭ» руководитель одного из охранных предприятий города.

Возникает логичный вопрос: откуда же появляется кадровый голод, если на охрану тратятся огромные деньги? Это острая тема. В одном только Нижневартовске работает три десятка охранных структур, а вдобавок на территорию города активно «лезут» иногородние предприятия. Все хотят денег и конкурируют между собой.

Практически все социальные объекты получают услуги охраны по итогам торгов, а в них выигрывает тот, кто предложил меньшую цену. Начальная цена лота может быть приличной, но конкуренция высока. Результат выходит таким, какой мы наблюдаем. Стоил, например, заказ 12 с лишним миллионов рублей, а потом – бац! – и его «сторговали» до 5,6 миллиона. Реальный пример из сферы здравоохранения.

В итоге нас и наших детей, зачастую, охраняют вовсе не те ребята, которые стремятся к качеству и сохранению профессионального коллектива, а те, кто научились экономить на всем, вплоть до скрепок, и имеют свои рычаги влияния в сфере заключения государственных и муниципальных контрактов. Блат и кумовство в этой сфере имеют место быть. Как и везде, где крутятся большие деньги…

 

Немного живых примеров

Кому-то может показаться, что взгляд газеты на вещи слишком мрачен, а охранники вполне способны нас защитить от беды. Это возможно. К счастью, в Нижневартовске нет живых примеров для разбора. По данным УМВД города, за последние несколько лет не было случаев нападений на муниципальные объекты, а также силовых конфликтов с участием их охраны. Или же были, но обошлось без вызова полиции.

Но давайте возьмем опыт других регионов. Помните случай с Керченским стрелком? Взрывчатка и огнестрельное оружие в руках одиночки, 21 труп, широчайший резонанс в СМИ. Турникеты на входе и калитки металлодетекторов оказались бесполезны, женщина-вахтер сильно пострадала и сначала бросилась помогать детям, а лишь после нажала тревожную кнопку. Время приезда группы быстрого реагирования – 16 минут.

Ивантеевский стрелок 2017 года пронес оружие в школу, надев длинный черный плащ, в котором никогда ранее не ходил. Спокойно рубил учителя секачом и стрелял по товарищам из пневматики в течение 10 минут. Ни единого трупа, но это лишь потому, что преступник был не подготовлен и действовал спонтанно. Ни серьезного оружия, ни плана. Импровизация.

Точно так же импровизировал и отличник Сережа Гордеев из московского района Отрадное в 2014 году. Он пронес в школу две единицы огнестрельного оружия и наставил охотничий карабин на пожилого охранника. Тот успел нажать тревожную кнопку, а после лично проводил его к нужному кабинету. В итоге учитель географии убит, приехавший по тревоге сотрудник полиции убит (вошел в дверь кабинета и сразу получил пулю), а его напарник чудом избежал той же участи. Медицинским чудом.

Можно долго продолжать этот перечень печальных историй, в которых охранники оказались бессильны. Он гораздо длинней трех эпизодов. Но общий смысл, кажется, и так понятен. Хотя, заметим, за последние 20 лет было и два ярких исключения. Один охранник погиб, остановив ученика с ножом, и один был серьезно ранен, но остановить агрессора не смог.

 

А может все не так уж плохо?

Большинство фактов, перечисленных в статье, я привел начальнику управления по вопросам законности правопорядка и безопасности администрации Нижневартовска Сергею Ефремову. Он охотно вступил в разговор и изложил свою позицию. Признал, что проблем в этой сфере действительно немало, и человеческий фактор – штука суровая, но сразу озадачил вопросом: «Какие есть конкретные предложения по обеспечению безопасности? Как сделать систему эффективней?». Ответ мне неизвестен.

По словам Сергея Ивановича, действующие меры безопасности далеко не идеальны, но необходимы. Хотя бы на случай, если в тот же самый детский сад зайдет пьяный родитель, начнет хулиганить и сводить личные счеты с воспитателем. Женскому коллективу будет непросто его остановить. Он отметил, что все мы зачастую относимся к системам защиты слишком халатно, и привел в пример одного из директоров школ Нижневартовска. Ефремов попросил принести должностную инструкцию охранника и получил соответствующий документ с подписью руководителя. Но был раздосадован тем фактом, что листы в документе частично перевернуты вверх ногами и таким образом прошиты.

Аналогичных случаев тьма. Бывают родители, которые пытаются попасть в учебные заведения и активно качают права, совершенно не зная норм закона. А еще ситуации, когда те же самые родители абсолютно наплевательски относятся к тем, кто охраняет их детей.

— Поймите, у каждого из нас есть возможности повлиять на ситуацию. Есть нормы закона, есть контракты, которые нужно исполнять, есть требования здравого смысла. Если директору не нравится охранник школы, кажется некомпетентным, физически слабым или больным, то он вправе позвонить в ЧОП и потребовать принять меры. Если родители видят аналогичную ситуацию, то они могут обратиться в администрацию города, департамент образования или лицензионно-разрешительные органы. Если у специалиста на груди нет личной карточки, то это уже повод задуматься. Мы можем сообща повысить уровень безопасности, но это требует активного подхода, – сказал Ефремов. И, надо признать, он абсолютно прав. Не всякий готов пожаловаться даже на ямы в собственном дворе или качество вывоза мусора. Что до охранников… так мы их и вовсе не замечаем. Примелькались.

 

Парадокс безопасности

Лично я, как автор, чрезвычайно люблю парадоксы в любой теме. Они заставляют задуматься. В каком-то смысле тема безопасности для меня – цветущий оазис, филиал рая на земле. Судите сами.

С одной стороны, чиновники всех уровней заявляют, что безопасность граждан – главный приоритет, с другой стороны, один из высших чинов МВД РФ сказал журналистам в 2013 году: «У нас ментальность такая: сторож должен быть. Хоть как-то, но пусть охраняют. Охрана – это психологический фактор. Как пугало в огороде. Ставят – и птицы перестают летать».

С одной стороны, мы тратим миллиарды на обеспечение безопасности всего и вся. А с другой стороны, средняя зарплата охранника составляет менее 30 тысяч рублей и КПД большинства наших защитников в критических ситуациях близок к нулю.

С одной стороны, по телевизору говорят о торжестве закона и его неукоснительном соблюдении. С другой – в огромном массиве нормативных актов, принятых в сфере безопасности (практически у каждого федерального министерства есть собственные), есть много моментов, которые противоречат друг другу. Нужна, например, оружейная комната для охраны определенных объектов, а входить с оружием на их территорию запрещено. Лихо, да?

И напоследок о главном парадоксе. В России уже в 2014 году, по данным газеты «Коммерсант», было 1,4 миллиона охранников. Сейчас их наверняка больше. Специалистами этого профиля можно населить целый регион вроде Югры. Из них четверть – это серьезные ребята с оружием и навыками. Остальные – современные вахтеры, одетые в форму с нашивками, но работающие за гроши. Такого количества охраны нет больше ни в одной стране мира. Даже в Китае с его полутора миллиардами населения. Наша с вами иллюзия безопасности самая дорогая на всей планете. Но верите ли вы в то, что надежно защищены этой армией без погон? Лично я – нет.

Сергей Журавлев. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий