И жизнью клялись, и смерть заклинали

Юные нижневартовские поисковики отметят День Победы в местах кровопролитных боев, где несут сегодня «Вахту памяти». Сотня парней и девушек ведут раскопки в Волгограде, Карачаево-Черкессии, Брянске и Ленинградской области. Исполняя благородную миссию, они проникаются духом той поры, познают быт и условия военной жизни.

 

Конечно, главное в этих экспедициях – извлечь и захоронить с почестями останки бойцов Красной армии. Но при этом ребята узнают и много интересных фактов об истории тех событий, восстанавливают по найденным артефактам реальную фронтовую жизнь. Увы, не часто удается идентифицировать имена и фамилии павших солдат. Как оказалось, многие из них сами не хотели носить с собой личные данные. Перед глазами смерти на войне возникала своя философия и рождалось множество суеверий и чудны́х ритуалов.

— У многих бойцов отсутствуют так называемые «медальоны смерти» не потому, что их на ту пору уже отменили, а просто потому, что сами бойцы их выкидывали, – рассказывает руководитель военно-патриотического подразделения центра «Патриот» Радик Гиматов. – Солдаты считали, что эти медальоны, которые представляли собой деревянные или эбонитовые капсулки с завинчивающейся крышкой, куда вкладывалась ленточка с личными данными, способны накликать смерть, и заменяли его оберегом. Впрочем, зачастую это были гильзы от патронов, которые выполняли те же функции, только бумага в них, да и сами гильзы сохранялись куда хуже, чем в капсулах.

Распространенным амулетом служил целый патрон из первой выданной обоймы. Патрон можно было использовать только после окончания войны. Этот оберег следовало держать в строжайшей тайне. Талисман, о котором стало известно посторонним, терял охранительную силу.

По словам поисковиков, в установлении данных бойцов помогают порой совсем обыкновенные вещи. В качестве талисманов бойцам служили простые предметы солдатского быта, например, фляжка, кружка или ложка. Многие выбивали или процарапывали на них и имена с фамилиями, и родные места, откуда были призваны на фронт. Надежным талисманом считалось стихотворение Константина Симонова «Жди меня». Его надлежало переписать от руки и хранить у сердца. Похожим образом «работали» письма родных. Считалось, что сила их любви способна отвести пулю.

 

Конечно, были и свои ритуалы

А вот с трофеями было не все так просто, как может показаться. Не то чтобы мародерствовать на фронте было всерьез запрещено, но существовало строгое табу на то, чтобы брать что-либо из личных вещей убитого, надевать его одежду, занимать его койку. Многие солдаты искренне верили, что притянут таким образом к себе судьбу погибшего. Нельзя было показывать на себе место чужого ранения. Примечательно, что этот запрет потом перешел и в мирную послевоенную жизнь и до сих пор бытует в народе. И сейчас в военной среде существует традиция третий тост пить, не чокаясь, за погибших товарищей. В разных частях возникали порой совершенно противоположные ритуалы: где-то появился запрет на мытье-бритье перед боем, а в других подразделениях, напротив, перед боем старались помыться и переодеться в чистое. Последнее было чаще. И объяснялось элементарной тоской бойцов по мирным дням. Борьба с окопными вшами была поставлена в Красной армии на серьезную основу. При раскопках находят и передвижные парилки, и специальные бочки, где солдаты пропаривали белье.

Вообще, многие из этих суеверных военных обычаев имели вполне себе рациональное и полезное значение. Например, перед боем красноармейцы запрещали себе что-либо дарить, материться и есть. Последнее табу имеет прямой практический смысл: повышает шансы на выживание в случае ранения в живот.

 

Психика и психология военной поры

Во время Великой Отечественной войны бытовала примета: если боец начинал вспоминать прошлое, родителей, случаи из детства, одним словом, как бы просматривать прожитую жизнь, значит, он будет убит в ближайшем бою. Солдаты старались не слушать такие рассказы и держаться от обреченного подальше, чтобы не притянуть смерть. Сам боец, говорят, не замечал этого отчуждения и находился в своеобразной эйфории. Примечательно, что многие ветераны локальных войск тоже рассказывают о случаях, когда люди как бы предчувствовали близкую гибель, прощались с товарищами, вручали письма родным или дарили что-то друзьям на память.

Этому, казалось бы, мистическому феномену есть вполне логическое объяснение. За время изнуряющих боев в человеке накапливается физическая и психологическая усталость. Как следствие, снижается внимание, концентрация и скорость реакции. Это увеличивает вероятность попасть под пулю.

По словам педагога дополнительного образования центра «Патриот» Руслана Ханова, на внутренних переживаниях врага были построены и так называемые «психические атаки», которые использовали с обеих сторон войны.

— В ходе экспедиции в Волгоград, когда изучали документы тех лет, мы узнали, что со стороны наших войск шла постоянная трансляция на немецком языке сводок с потерями немецкой армии, где самой замечательной бьющей по мозгу фразой была простая статистика: «Каждую минуту на сталинградском фронте погибает один солдат вермахта. Может, тебе не стоит быть следующим? Сдавайся!». После этого звучало романтическое танго…

С помощью психологии и пугали противника, и воодушевляли красноармейцев перед боем. Ну и куда уж без почти мистического клича «Ура!», выражающего состояние всеобщего движения вперед. На этом «Ура!» было выиграно не одно сражение той войны.

— Увы, – говорит Руслан Ханов, – где бы мы не вели раскопки, количество останков наших бойцов в разы превышает число найденных тел немецких солдат…

Смерть была повсюду и рядом. И никто не хотел умирать. Но умирать приходилось. Поэтому все солдаты были чуточку суеверны. Неважно, защищает ли оберег от пуль на самом деле. Важно, что его ношение придавало уверенности в себе и собственной неуязвимости, ослабляло страх перед смертью и помогало сконцентрироваться на выполнении боевой задачи. В этом смысле солдатские суеверия и ритуалы действительно работали. И многие из них имеют вполне научные объяснения.

 

Священная война?..

Свидетельств массовому подъему религиозных чувств в ходе «Вахты памяти» вартовчане не нашли. По словам Радика Гиматова, в ходе многолетних раскопок наши экспедиции не обнаружили ни одного нательного крестика или мусульманских четок. В стране повального атеизма ни солдаты, ни простой народ, особенно на бога не уповали. Нельзя сказать, что верующих в то время не было вообще. Они были, это факт, но, видимо, не столь глубоко и массово веровали, как сегодня порой утверждают новые киноленты. А вот присказок атеистического толка на войне было множество. Например, «Бросай молитву, иди на битву» или «У кого оружие имеется, тот на бога не надеется».

 

О прошедшем, настоящем и будущем

Вот такую чистую и честную историю и получают юные вартовчане в ходе личного участия в благородном деле восстановления исторической справедливости. «Пока не поднят последний солдат, война не окончена», – говорят эти ребята. Так что, в каком-то смысле, они продолжают вести бой за правду. Всего за годы существования нижневартовского поискового движения было предпринято уже более 50 выездов на «Вахту памяти». За это время поисковики подняли более 2 000 останков солдат. Установлено около 40 фамилий погибших. Имена более 220 бойцов, о которых долгое время не было ничего известно, ребята выяснили после работы с архивами. Новой вехой в работе юных археологов стала прошлогодняя экспедиция в Севастополь. По слом участников, в Крыму очень сложный грунт. Приходилось работать киркой, поскольку местность каменистая. Но здесь важен результат. Если поднимали бойца с медальоном, это уже была большая удача. Под Севастополем в осеннюю экспедицию общими усилиями подняли 13 солдат. В этом году будет торжественное перезахоронение останков. На сегодня в поисковых отрядах города состоят 380 увлеченных историей подростков. И желающих прикоснуться к настоящим реликвиям той войны становится все больше, говорят педагоги.

Виктор Малеев

Добавить комментарий