Хорошо забытое старое – это не всегда ново и хорошо

Речь об учебно-производственном комбинате (УПК). Один день в неделю вместо учебы в обычной школе ученики посещали УПК, где проходили профессиональное обучение и занимались общественно­полезным трудом. В теории – умная и полезная вещь. Школу только закончил, а уже имеешь начальное профессиональное образование, можно идти доучиваться по профилю. Но, увы, с развалом СССР прекратили свое существование и УПК.

И вот недавно!.. Вопрос о возрождении старой учебно-производственной системы был поднят инициаторами из Молодежного парламента и поддержан их депутатами из законодательного собрания Нижневартовска. Прошло время, и редакция «СЭ» решила узнать: что­нибудь уже решили?

 

А зачем, собственно?

По словам Эдмонда Игошина, директора департамента образования Нижневартовска, специалисты проделали большую работу, чтобы собрать полную картину по вопросу, который подняли депутаты и общественники. Был проведен мониторинг мнений среди общественников из родительских советов; состоялись консультации с коллегами из ссузов; произведено изучение экспертного мнения ведущих российских специалистов в сфере образования, проработаны гипотетические варианты возрождения УПК в Нижневартовске.

— У нас уже сформировано коллегиальное мнение по этому вопросу, – говорит Эдмонд Игошин. – Вместе со всеми расчетами и выводами оно вошло в доклад, который в ближайшее время ляжет на столы к главе Нижневартовска, председателю думы города, и председателю муниципального совета по развитию образования в Нижневартовске.

Мы обратились за мнением по вопросу о нужности УПК к Павлу Ларикову, председателю общественного совета по развитию образования в городе:

— Сегодня вокруг возрождения учебно-производственного комбината развернулась самая широкая дискуссия. Спорят и на самом верху, – говорит общественник и местный депутат. – Например, министр просвещения Ольга Васильева высказывается за УПК, в то время как вице-премьер правительства России Ольга Голодец – резко против. Я думаю, здесь надо смотреть на конкретные возможности и потребности самих муниципалитетов и развитие региональных систем дополнительного и среднего профессионального образования. Вот встал вопрос: а надо ли нам это в Нижневартовске? И департамент образования города провел серьезную работу по изучению этого вопроса. На сегодня, взвесив все доводы «за» и «против», которые мне представили, я могу сказать, что нам в городе незачем выдумывать что-то новое на старый лад. Наша система подготовки специалистов рабочих профессий – отличная. В школах дети имеют массу возможностей для дополнительного образования.

 

И, все-таки, почему и не вернуть?

Этот вопрос, скорее, риторический. Впрочем, в городском департаменте образования готовы к обсуждению. Готовы даже к тому, чтобы найти с правительством Югры такую форму перекрестных полномочий, при которой эта идея была бы претворена в жизнь (ведь ссузы – это прямое подчинение региональной власти, а школы и сады – под управлением муниципалитетов). И это, в принципе, возможно. Но у местного департамента образования сегодня множество более серьезных задач по дальнейшей реформе нижневартовской школы.

По словам Эдмонда Игошина, очевидно движение от индустриального общества к обществу информационному, поэтому есть необходимость в покорении виртуального пространства. И система среднего профтехобразования Югры готовит даже таких специалистов. Ты решил пойти в операторы компьютерных сетей? Пожалуйста. Этому учат в политехническом колледже Нижневартовска.

— Мы считаем, что УПК, если и может быть возвращен, то в какой-то совсем иной форме, – раскрывает Эдмонд Игошин выводы комиссии, которая исследовала вопрос. – У нас и без того есть час предпрофильной подготовки.

И действительно, ученикам 8-9 классов здесь рассказывают о специфике различных профессий. По словам директора департамента образования, среди педагогов есть мнение, что неплохо бы вообще с детсада вводить обзорные занятия, посвященные различным профессиям. Вот и сегодня же дети наши мечтают, хотят пойти в пожарные, солдаты, банкиры, фотомодели и депутаты.

— Традиции у нас сохраняются, – говорит Эдмонд Игошин. – Но надо раздвигать горизонты и в поисках более эффективных форм для подготовки юных вартовчан к взрослой жизни. Приоритет в Нижневартовске отдан техническому дополнительному образованию.

— У нас уже запущен проект по строительству в Нижневартовске кванториума. И это даже серьезней технопарка. Уже подписано соглашение между администрацией Нижневартовска и технопарком Ханты-Мансийска о взаимодействии, – раскрывает планы исполнительной власти ее представитель.

 

Это даже древнее УПК!

Что же такое кванториум? По сути, это целый конгломерат научно-технических клубов под одной крышей, по типу Дворца пионеров. И это дополнительное образование качественно иного уровня.

— Я часто слышу: мол, научите сына забивать гвоздь, – делится Эдмонд Валерьевич. – А я отвечаю: зачем? Подобные элементарные навыки можно обрести через интернет.

Другой важный вопрос, по оценке Эдмонда Игошина (и вот он-то самый злободневный): а какие профессионалы-мастера вообще нужны Нижневартовску? Сегодня ведется предметный диалог с местными сcузами и НВГУ о создании общего плана по подготовке здесь специалистов востребованных профессий. Согласно задумке, школы будут отвечать за предподготовку и профориентацию, а ссузы и вуз получат студентов уже подготовленных и знающих, чего они хотят. В департаменте образования считают, что сейчас город должен повышать уровень образования у конкретных людей.

Сегодня, например, мы должны подготовить мастеров по кибербезопасности, по ведению бухгалтерского учета и созданию бизнес-планов. А значит, нам нужны для них педагоги с такими узкими практическими специализациями. Надо расширять учебный курс «Основы предпринимательской деятельности». Пока что здесь рассказывают о законодательстве в этой сфере, о рисках и о видах бизнес-деятельности.

— В этом году в рамках программы «Азбука бизнеса» мы запускаем пилотный проект на базе школы № 15. Это будут лектории и бизнес-тренировки для подростков из этого и окрестных общеобразовательных учреждений. Есть договоренность об участии в рамках проекта и лекторов из числа местных предпринимателей. Кроме того, есть отдельные профильные классы по специфическим направлениям. Например, Роснефть-класс, аэрокосмический класс. Хотим возродить класс, совместный с УМВД по городу. Так что вопрос простой: а надо ли нам еще и восставшее из пепла УПК?

 

 

МНЕНИЯ

Нужно ли в нашем городе возродить УПК?

Алина Матуева, 47 лет, продавец
окончила Нижневартовский УПК по специальности машинопись:

Мне УПК дал профессию, которая и тогда, и потом в жизни была не нужна.. Но я думаю, что задача УПК была, наверное, не в том, чтобы вручить мне в руки ткацкий станок и сказать: «Вперед!». В УПК был первый опыт работы без сюсюсканья и личных связей: «а у меня папа работает…». Очень многим дали понять, кто ты есть в этом мире и что можешь. Почти никто, конечно, не выбрал профессию из УПК, особенно после 10-летки, но зато все поработали на практике на настоящих предприятиях и поняли, что трудится приходится везде: на фабриках, в магазинах и т.д. И везде надо работать в коллективе, и уметь встраиваться в этот коллектив. Нравится-не нравится, а ты должен научится терпеть издержки производства, которые неизбежны на любой работе, и относиться к ним, как к норме жизни. Так просто деньги не упадут с неба. Многие представляли себе производство и профессии весьма абстрактно, а УПК мозги на место ставил.

 

Фанис Хамитов, 43 года, предприниматель
учился в УПК г. Тольятти на фрезеровщика:

Хватит уже впихивать в детей столько информации, что скоро они уже с ума сходить начнут. Не нужно им вбивать в голову еще и умение дрова колоть. Другое дело, что, может быть, действительно, имеет смысл создавать профили в старших классах, и не забивать голову физикам лирикой, и лирикам – законами Ома и решением интегральных уравнений?

Я за введение профильного обучения в том смысле, чтобы гуманитарии и люди с научно-техническим талантом раздельно изучали выбранные ими предметы. Но я против каких-то уроков по освоению дополнительных профессий «на всякий случай».

Вот в Китае в годы культурной революции за неделю на врача учили и отправляли в деревни – просвещать неграмотное население о гигиене. Не нужны нам такие «профессионалы». Тот, кто хочет серьезную рабочую профессию получить, пусть идет и реально на нее учится в ссузе, а не время убивает на никому не нужных курсах в УПК.

 

Елена Позёмова, 67 лет, пенсионерка
в УПК не училась, но получила профессию, обучаясь в сельской школе Вологодской области:

Унас село. На моей памяти, девочки получали профессию доярки, работали один день в совхозе. Мальчики осваивали профессию тракториста, получали удостоверения, сдавали экзамены. Это, конечно, не учебно-производственный комбинат был. Но нам давали умение работать на земле… Я вообще за то, что бы молодежь имела элементарные понятия о крестьянских навыках – доить, косить, жатву собирать. Но для этого не стоит что-то придумывать или возрождать. В школах есть уроки технологии, работа на пришкольном огороде, генеральные уборки. Чем не воспитание уважения к труду? Еще бы это немного расширить. Вот как в школе № 13. И садик у них свой, и огород с теплицами. Здорово.

 

Павел Колин

Добавить комментарий