Главный приоритет – интересы потребителей

Сфере жилищно-коммунального хозяйства органы местного самоуправления традиционно уделяют повышенное внимание. Но для команды главы Нижневартовска Василия Тихонова с момента его вступления в должность это направление работы стало едва ли не самым главным. Реализовать поставленные главой задачи пришлось новому директору департамента ЖКХ Максиму Коротаеву. Энергичного управленца, назначенного на должность в декабре 2016 года, весной 2017­го мэр наделил статусом заместителя главы. О том, насколько эффективно удается реализовать столь широкие полномочия и о предварительных итогах реформирования городской системы ЖКХ в 2017 году Максим Коротаев рассказал в интервью нашему корреспонденту.

 

— Максим Александрович, под какие задачи Вас пригласили на работу осенью 2016 года и каких результатов уже удалось достичь?

— Главная цель, которую поставил передо мной и перед специалистами департамента ЖКХ глава города – поднять на качественно новый уровень всю систему городского жилищно-коммунального хозяйства. Мы должны были, во-первых, как минимум, не допустить снижения, а лучше – повысить уровень надежности инфраструктуры. Во-вторых, провести структурные преобразования, чтобы сделать систему ЖКХ более эффективной. В-третьих, снизить количество нареканий на работу муниципальных управляющих компаний, повысить доверие к ним, запустив по максимуму каналы обратной связи и общественного контроля. В-четвертых, несмотря на сложнейшие условия принятия нормативной базы по проектам благоустройства на федеральном и окружном уровнях, когда все делалось впервые и в некоторой спешке, нам предстояло удачно вписаться во все программы, наметить и реализовать в 2017 году мероприятия по этому направлению. Решая эти четыре задачи, мы попутно решали и пятую, общую и сквозную – совершенствование нормативной базы. Была утверждена Концепция благоустройства, внесены изменения в Правила благоустройства, усовершенствованы документы по градостроительству и землепользованию.

По каждому направлению есть успехи. Главный результат – мы делаем систему ЖКХ более современной, более конкурентной, более понятной людям. И мы активно занимаемся повышением качества предоставляемых услуг. Итоги всех наших действий пока подводить рано, но первые результаты положительные.

 

— Удалось ли на практике реализовать идею разделения управленческих и хозяйственных функций департамента ЖКХ?

— Мы сделали ряд важных шагов уже осенью прошлого года. У департамента в оперативном управлении находилось огромное количество муниципального имущества – вся улично-дорожная сеть, парки, скверы. С созданием казенного учреждения «Управление по дорожному хозяйству и благоустройству города Нижневартовска» это хозяйство перевели туда. 100% имущества и 95% хозяйственных функций перешло в МКУ. У департамента в ведении остались лишь переданные округом государственные полномочия, которые делегировать муниципальному казенному учреждению нельзя, например, отлов бездомных животных.

Чиновники после этих преобразований смогли сосредоточиться на стратегических вопросах и реализации чисто управленческих функций. А специалисты управления по дорожному хозяйству и благоустройству – на вопросах ремонта дорог, общественных пространств, установки и регулирования светофорных объектов и так далее. В целом, я оцениваю работу нового МКУ на твердую «четверку». У нас немного затянулся процесс регистрации учреждения, оно официально открылось лишь с
1 апреля. Поэтому какие-то ранее запланированные работы мы исключили, понимая, что не успеем с закупками. Но, в целом, по основным видам деятельности лето было успешным. В 2017 году в Нижневартовске отремонтировано наибольшее количество дорог, тротуаров, внутриквартальных проездов за последние несколько лет. Плюс – участие в приоритетном проекте «Формирование современной городской среды», реконструкция Комсомольского бульвара и Марафон благоустройства – обновленный 5 микрорайон. Это, в том числе, заслуга сотрудников нового управления.

 

«Эволюция сверху»

— После длительного обсуждения, каким образом нужно преобразовывать городское жилищно-коммунальное хозяйство, было решено вернуться к схеме, в которой функции подрядчиков по выполнению жилищных услуг вновь входят в «периметр» управляющих компаний, жилищные тресты получили лицензии как УК, был перераспределен жилой фонд, произошло некоторое разукрупнение. Можно ли сегодня уже сделать какие-то выводы об эффективности этих мер?

— Общая идея реформы – увеличить управляемость в сфере ЖКХ, повысить эффективность и качество управления жилым фондом, качество предоставляемых услуг через увеличение количества управляющих компаний, повышение конкуренции. У нас теперь пять контролируемых муниципалитетом субъектов, имеющих лицензии на управление: к трем муниципальным УК (ОАО «Управляющая компания № 1», ОАО «Управляющая компания № 2» и МУП ПРЭТ-3) добавились «Жилищный трест № 1» и «Жилищный трест № 2». От наших «гигантов» – УК-1 и УК2 – часть домов переходит в управление к трестам, и мы примерно поровну делим весь жилой фонд между управляющими компаниями.

Выводы пока делать, наверное, рано – сам процесс преобразований еще не завершен. Мы все проводим не каким-то волевым решением, а соблюдая предусмотренные законом процедуры. Лишь инициируем перевод того или иного дома на обслуживание в новую УК, решение, как это положено по нормам Жилищного кодекса, принимается общим собранием собственников. Мы идем к людям и объясняем логику своих действий. Сейчас продолжаются голосования, где-то жильцы соглашаются переходить под управление новой компании, где-то нет. Это еще и прекрасный повод повстречаться с людьми, выслушать их претензии и пожелания, рассказать им о планах администрации города. Было бы хорошо, если бы мы смогли завершить этот процесс к 1 января 2018 года. Будем стараться.

Вообще, 2017 год стал годом собраний, активного взаимодействия с собственниками по перераспределению домов между УК, по марафону благоустройства, другим вопросам, наши специалисты постоянно на территории обслуживания, в диалоге, в дискуссиях. Это непросто, это сложно, но иначе мы не решим задач, о которых мы с вами говорили в самом начале.

 

— Весной глава города публично заявлял, что администрация Нижневартовска может продать пакеты акций муниципальных УК. Какова судьба этой идеи?

— Это не просто идея, главой города было дано поручение проработать этот вопрос. Речь идет о продаже 25% акций каждого из акционерных обществ. Мы провели предварительную оценку наших АО, но ее осложнили как раз те структурные преобразования, которые сейчас происходят. В целом, каждая компания стоит от 60 до 120 миллионов рублей. Тресты, на балансе которых много имущества, спецтехники – дороже, УК – дешевле. В будущем году мы будем готовы выставить пакеты акций на торги. Другой вопрос: найдутся ли желающие стать совладельцами наших предприятий? К сожалению, пока управляющие компании не имеют законодательно закрепленного, эффективного способа взыскания долгов по оплате за ЖКУ с населения, любая из них – не самый «ходовой» актив. Вы знаете, что задолженность населения у нас очень большая по всем управляющим организациям – уже около миллиарда рублей.

 

— Нижневартовск, в отличие от многих других городов, стремится на протяжении многих лет обеспечить контроль над основными «игроками» рынка управления МКД, сохраняя их в муниципальной собственности. Разве это не противоречит общему курсу государства на передачу основных функций в ЖКХ частному капиталу?

— Стремление городской власти контролировать то, что происходит в городе, – логично и правильно, думаю, с этим никто не будет спорить. Но вряд ли власти Нижневартовска можно в чем-то обвинять, никто ведь не ущемляет частные управляющие компании. Процесс перехода домов от одной компании к другой – неконтролируемый. Никто никого ни в чем не ограничивает. У нас успешно развиваются частные управляющие компании, некоторые управляют фондом в сотни тысяч квадратных метров. Другое дело, что старые дома, построенные 25-30 лет назад им, как правило, не интересны. То, что администрация, в том числе наши предшественники, за все прошедшие годы не пустили на этот рынок проходимцев и мошенников, – это только плюс. Если частные УК будут готовы забирать себе дома, которыми управляют муниципалы, и жильцы этого захотят, пусть конкурируют. В конечном счете, решение – за собственником.

Главное – качество услуг

 

— Много нареканий у потребителей вызывает низкое качество жилищных услуг. Как власти помогают гражданам разбираться с нерадивыми УК? Могут ли в принципе муниципальные чиновники сегодня быть на стороне потребителя, когда город является учредителем управляющих организаций?

— Взаимоотношения потребителей услуг и управляющих компаний – предмет договоренностей между ними. Не администрация города и не департамент ЖКХ должны кого-то защищать или чьи-то интересы лоббировать. Люди сами должны проявлять активность. Определять перечень необходимых работ и цену, которую они готовы платить. Помочь гражданам, рассказать им об их правах – это наша функция. И конфликт интересов, о котором вы говорите, не является препятствием для ее выполнения. Городская власть в первую очередь заинтересована в стабильности, в высоком уровне удовлетворенности качеством услуг ЖКХ. Поэтому, когда видим, что управляющая компания недорабатывает, мы готовы вставать и встаем на сторону потребителей. Подтверждение – работа недавно запущенного портала главы города «Наш Нижневартовск», через который любой житель города может пожаловаться на работу управляющих организаций, других субъектов этого рынка. Реакция на такие обращения очень оперативная. Проблемы, как правило, устраняются в течение нескольких суток. Этот ресурс, если честно, мягко говоря, добавил нам головной боли, но население только выигрывает.

 

— А если те преобразования, которые сейчас происходят, потребуют оптимизации, сокращения штатов в обновленных УК, муниципалитет пойдет на это?

— Подобные решения – в компетенции самих управляющих организаций, это самостоятельные коммерческие структуры. Если для такого шага будут веские рыночные мотивы, решения могут быть приняты. Мы как учредители к этому готовы. Задачи во что бы то ни стало сохранить штатную численность не стоит. Более того, одна из проблем, которую мы решаем в рамках происходящей реформы, – не повышая, а, возможно, и снизив расходы населения, повысить уровень заработной платы в сфере ЖКХ. Сейчас средняя зарплата в отрасли – 20-25 тыс. руб. Один из возможных путей решения – именно оптимизация. Рабочие должны быть загружены, но и вознаграждение за их труд должно быть адекватным количеству и качеству труда.

 

— По инициативе главы города в Нижневартовске создан Расчетно-информационный центр. Это тоже один из путей оптимизации затрат? Когда он заработает в полную силу и что это даст потребителям услуг ЖКХ?

— Это не только и не столько оптимизация, хотя определенное снижение количества специалистов, которые делают расчеты, произойдет. Это повышение прозрачности всей схемы расчетов и движения денежных средств от потребителей к поставщикам услуг. Объективно НРИЦ не особо и нужен управляющим компаниям. С его появлением УК уже не смогут какое-то время «придерживать» средства, поступающие для оплаты коммунальных услуг на своих счетах. Расщепление между поставщиками будет происходить моментально. Но мы все вместе договорились, что нужно двигаться в этом направлении, переводить все на рыночные рельсы. Цель НРИЦ – сделать так, чтобы каждый потребитель четко понимал назначение каждого заплаченного им рубля и мог затем посмотреть его использование. Процесс создания расчетно-информационного центра непростой, есть целый комплекс юридических и технических вопросов, которые мы сейчас решаем. Эта работа четко попадает в вектор развития российского законодательства – сейчас в Правительстве РФ готовится законопроект о прямых расчетах с поставщиками услуг. Мы надеемся, что НРИЦ заработает в полном формате, открыв фронт-офис для потребителей услуг в начале 2018 года.

 

— Как развивается взаимодействие с органами общественного контроля, общественными советами в сфере ЖКХ?

— Участие в регулировании вопросов ЖКХ со стороны общественников за год усилилось кардинально. Возросло количество самих коллегиальных органов: это и общественная палата, где создан профильный комитет, и молодежный парламент, и новый совет по реализации приоритетного проекта «Формирование современной городской среды». Общественники участвуют в согласовании всех планов, целевых программ, в приемке работ по благоустройству и так далее. Мы ушли от формализма, хочешь участвовать в работе – включайся! Если человек готов конструктивно, только приветствуем. Городской общественный совет по ЖКХ раньше собирался раз в квартал. В этом году он заседал, наверное, уже раз десять. Спасибо общественникам, они реально указывают на наши недоработки и помогают искать резервы. Пример – приемка работ по завершению Марафона благоустройства в 5 микрорайоне. Поэтому, пользуясь случаем, благодарю всех активистов за то, что работают вместе с нами. Впереди – много планов. Реализовать их возможно только опираясь на активность наших горожан.

 

Борис ПИЧУГИН, заместитель председателя городского общественного совета по вопросам ЖКХ:

-­ В целом, преобразования, которые начаты командой Василия Тихонова в сфере ЖКХ, оцениваю позитивно. Изменения в положительную сторону, безусловно, есть, но нужно иметь в виду, что во многом они обусловлены эффектом низкой базы. Необходимость преобразований назрела уже давно. На сегодняшний день дальнейшее реформирование буксует из-за нехватки квалифицированных кадров и использования старых методов управления.

 

Павел ЕЛИН, депутат Думы города Нижневартовска, заместитель генерального директора АО «Горэлектросеть»:

-­ Глава города выбрал один из самых сложных вариантов реформирования городской системы ЖКХ, в котором львиная доля ответственности остается на муниципалитете. Объединение функций заказчика и подрядчика работ сокращает многие сроки, избавляет от длительных конкурсов, делает работу по управлению более оперативной. Но в то же время предполагает, что руководство УК будет следовать не только коммерческим интересам, а неким общим целям. Если все будет честно, по-хозяйски, в интересах людей, система действительно может поменяться кардинально.

 

Андрей Бондарев

Добавить комментарий