Ешь не хочу. За все уплачено

Тема школьного питания в Нижневартовске, как говорится, на слуху. Не реже раза в месяц в местных СМИ выходят сюжеты о вкусной и здоровой детской пище. В них регулярно мелькают чиновники самых разных рангов, родители, сами школяры. На минувшей неделе спецрейд по школьным столовым города устроил даже мэр Нижневартовска Василий Тихонов. Говорят, остался доволен.

Кажется, настало время и нам обратиться к этой теме. Благо, что и повод достойный есть. Ровно тот же что и у Тихонова: Путин в своем январском послании Федеральному собранию обещал, что всех младшеклассников (1­4 классы) в России с 1 сентября станут кормить бесплатно. Мы решили узнать, готов ли наш город к реализации президентского поручения, чем кормят местных школьников и как, вообще, обстоят дела в этой сфере. Разложить все по полочкам, так сказать. И для себя и для вас, уважаемые читатели. Задумано – сделано. Позвонили в городской департамент образования, договорились и отправились на экскурсию в нижневартовскую школу № 19.

 

Немного о прошлом

Я лично учился в лихие 90-е, как их принято нынче называть, и в столовой питался редко. Уж слишком велика была привычка к домашней еде и столовская казалась какой-то неправильной, а зачастую и невкусной. На рубеже «нулевых» годов я вроде как распробовал школьное меню, но в столовой ел далеко не все и не всегда. Припоминаю, что выходило у бригады поваров (не в укор им будет сказано) примерно через раз. Бывало здорово, а бывало и так-сяк. Берешь, например, сосиску в тесте и видишь, что она какая-то жухлая, синюшного оттенка. Или пробуешь кашу и понимаешь, что ее то ли переварили, то ли крупы пересыпали – густая, как цемент.

Но это мелочи. Как говорят в журналистике, «вкусовщина». В целом, все было более-менее съедобно. Во всяком случае, ни я, ни кто-либо из моих одноклассников ни разу не отравился. А ведь такие случаи бывали, и не так уж редко. Лет 20-25 назад подобные ЧП случались примерно по разу в месяц. Особенно в регионах РФ со скромным (лучше сказать скудным) бюджетом. Впрочем, справедливости ради стоит добавить, что немало подобных эпизодов произошло и с 2002 по 2010 годы (свыше 30, по данным портала ria.ru). Самый массовый – в Челябинской области в 2003 году, когда 160 детей отравились некачественными молочными продуктами. Впрочем, и сейчас нечто подобное в России случается по 2-3-5 и более раз за год. Да вообще к качеству школьного питания во многих регионах есть вопросы. Жучки в супе в Перми; нечто вроде каракатицы в тарелке, сфотографированное в Курганской области; таракан в салате, взятый с поличным в Ижевске; массовые отравления ребятни в Пермской области, на Кубани и т.д. Все это произошло за последние месяцы, но в федеральную новостную повестку не просочилось (инфоповоды не очень значительные). Пожалуй, стоит сразу добавить, что многие города и районы Югры в этом печальном списке тоже мелькали. Многие, но не наш с вами. Информацию об отравлении нижневартовских школьников мы найти не смогли. Хотя очень старались. Журналисты, сами знаете, любят
«жареное».

 

Что изменилось?

Изменилось качество. В разы. За пять последних лет я трижды бывал в школьных столовых и каждый раз что-то пробовал. Еда была пресновата (у мня страсть все пересаливать), но вполне на высоте. Ни разу не возникло желание убрать тарелку в сторону. Что касается визита в 19 школу, то он вообще стоит особняком. Еда оказалась очень вкусной, порции – приличными, дети и педагоги на моих глазах уплетали все за милую душу, да и сам зал приема пищи радовал. Никакой кафельной плитки, унылых цветов на стенах, «убитой» мебели, потеков жидкости на стаканах (половником орудуют аккуратно), тарелок с остывшим содержимым и прочих приветов из прошлого. А в виде бонуса еще приятный ремонт в зале, тематические надписи на стенах (слова «Приятного аппетита» на языках наций учеников), специальный стеллаж на сотню детских ранцев и даже чуток современных технологий. У входов в столовую сделаны специальные кнопки, с помощью которых ребятня может похвалить поваров или поставить им «дизлайк». Информация о каждом нажатии уходит на сервер и тут же суммируется на специальном мониторе. Сразу видно «зашел» обед или не очень.

— Если ниже 80%, то сразу знаю – одно из двух: либо пересолили, либо рыбные котлеты в меню, – на полном серьезе говорит директор 19 школы Лариса Зайцева.

Кстати, о рыбных котлетах и прочих блюдах, которые школьники недолюбливают. По словам заведующего производством в столовой Юлии Резниченко, вкусовые пристрастия у детей очень разные и коллектив стремится всем угодить. Но основной акцент идет все-таки не на погоню за «лайками», а на здоровую пищу.

— Сами понимаете, что если бы выбор был исключительно за детворой, то они бы ели чипсы, шоколадки и пили колу, – рассуждает Зайцева. – Но у нас такого не будет. Приоритеты другие.

Юлия Дмитриевна рассказала, что питание школяров выверено буквально до каждой калории, грамма витамина, микроэлемента по нормам СанПиН. Не всякая семья готовит с таким упором на ЗОЖ, как это делают в школе. Ведь у учреждений образования много разумных ограничений. Овощные салаты, например, запрещены, как и почти вся еда без термической обработки. Во фритюрницах и с большим количеством масла ничего не готовят. Кетчупа и майонеза на столах нет. Предпочтение отдается блюдам, приготовленным при помощи варки, тушения и запекания, а не поджаривания. И это далеко не полный перечень кулинарных кредо системы образования.

А для того, чтобы сделать еще шире пропасть между школьным питанием и медленно созревающим гастритом, в Нижневартовске, как и по всей стране, устанавливают пароконвектоматы. Это такая печка, в которой сочетаются свойства духовки и (отчасти) пароварки. Еда из нее еще полезней.

— Нам оборудования много всякого накупили: от мясорубок до плит. Есть свой шикарный цех для выпечки. Посудомоечный аппарат добротный. Нам только пароконвектомата для полного счастья не хватает. Вы напишите об этом, если будет возможность, – говорит мне с глазу на глаз заведующая столовой. Ну, разве можно отказать в такой просьбе? Уже написал, Юлия Дмитриевна. Надеюсь, будет вам счастье.

Кстати, о персоналиях. Юлия Резниченко уже 30 с лишком лет готовит еду для нижневартовской детворы. Как начала работать сразу после вуза, так и трудится без отлучек. Говорит, что школьному питанию стали уделять больше внимания, чем два десятка лет назад.

— В первую очередь это касается качества продуктов. Раньше ведь как было? Привез поставщик что-то подгнившее, подсохшее, плохое и ничего с этим особо не поделаешь. Готовить-то надо. А сейчас ситуация такая, что не понравился тебе продукт и сразу можно его вернуть обратно поставщику. Никаких проволочек нет. Замену привезут быстро, – рассказывает она. Второй важной составляющей современного «кулинарного чуда» она считает контроль.

 

Тотальный контроль и тонкости раздачи

Как вы уже поняли, в обновление оборудования школьного общепита вкладывают немало денег. А равно в продукты. В ремонты и оформление. Но современная система контроля за столовыми для детворы – вообще отдельная песня. Директор школы его первое звено. С ее участием формируется меню, она питается ежедневно вместе с учениками и делает свои собственные выводы. Так поступают Зайцева и трое других руководителей, которых мы опросили. Полагаем, что и по остальным ситуация та же. Помимо директора, со всех блюд меню снимают пробы члены бракеражной комиссии, которая есть в каждой школе. Кроме них, в любой момент могут нагрянуть с проверкой из департамента образования, прийти представители подрядной организации, члены родительских комитетов или же просто родители.

— Был случай, когда пришла одна мама и сразу ко мне. Хотела поговорить, какие-то мелкие замечания у нее были. Мы с ней все обсудили. Она попробовала наши блюда и ушла довольная, – рассказывает Резниченко и добавляет, что если работать с умом и на совесть, то в тотальном надзоре за общепитом ничего особо страшного нет. Хотя бывают ситуации, когда работникам общепита бывает сложно всем угодить. Взять хотя бы температуру еды. Казалось бы, мелочь, но если она теплей или холодней нормы, то школьник может отодвинуть тарелку, а его родитель сделать замечание. Чтобы этого избежать, коллективам столовых приходится двигаться в темпе вальса. Иначе не успеть. Ведь прием пищи разбит на много потоков – перемена за переменой. И каждый раз надо четко выбрать момент и начать накрывать десятки столов на сотню-другую ребятишек. Когда-то в этом действе им помогали школьные дежурные из числа страшеклассников, но на дворе не те времена. В некоторых зажиточных городах России эту проблему начали решать помощью закупки специальных термотележек – ставишь туда тарелки и развозишь их не спеша. Этакий «передвижной термос». Возможно, и у нас со временем появятся подобные. Особенно в свете путинского поручения, ведь нагрузка на персонал столовых явно вырастет.

Хотя Юлия Дмитриевна говорит, что это не так уж и страшно для ее коллектива. Число едоков особо не изменится. Ведь уже сейчас каждый школьник получает бесплатное питание за счет дотаций из города (44 рубля в день), а немалая часть детворы относится к льготным категориям и питается также за казенный счет, но уже на 217 рублей в день. Но это, пожалуй, отдельная и финальная для публикации тема.

 

О меню, деньгах и экономии

У многих, вероятно, возникнет вопрос: «А что же тогда изменит 1 сентября, раз у нас и так все питаются за счет бюджета?». Ответ очень прост: количество еды. Ведь на 44 рубля много не наготовишь. Обычно за эти деньги школьники получают напиток, булочку и некое горячее блюдо. Дети из льготных категорий, а также те, кто питается платно, получают более широкий и полновесный ассортимент. С 1 сентября он станет единым для всех учеников с первого по четвертый классы. В этом вся суть перемен. Если пересчитать ее в деньги, то получится следующее:
2 500 рублей в месяц множим на восемь, а потом еще на четыре. Итого: 80 000 рублей экономии на одного ребенка. Хотя сразу оговоримся, что подсчет весьма приблизительный и на 100% точности не претендует.

— В Нижневартовске есть все необходимое, чтобы обеспечить младшие классы полноценным горячим питанием, – заверил заместитель директора департамента образования Нижневартовска Юрий Торопов.

Согласно представленным им цифрам, средняя стоимость горячего завтрака благодаря президентским новшествам составит в нашем городе примерно 123 рубля (эта цифра еще может корректироваться), а получать их будут порядка 10,5 тысячи человек. Льготников, а это почти треть от общего числа младшеклассников, эта перемена никоим образом не коснется, поскольку они уже питаются на большую сумму.

Что касается свежести поставляемых продуктов и вкуса блюд, то никаких перемен к худшему, по мнению Юрия Юрьевича, ждать не стоит. Подрядные организации надежны (а именно их сотрудники и готовят еду в школьных столовых), поставщики тоже работают добротно, парк оборудования и инвентаря обновляется год от года. Хотя собеседник уверен, что периодические жалобы на школьное питание в департамент образования все равно продолжат поступать. Питание – это такая тема, к которой всегда возникают вопросы и нарекания, но, по его словам, значительно интересней рассуждать о качестве этих обращений, о запросах детей и родителей. Они меняются, становятся тоньше.

— Раньше родители сетовали на плохое, а сейчас начинают глубже вникать в хорошее. Они становятся требовательнее, и ничего страшного в этом нет. Это нормальный и современный подход, – сказал Юрий Торопов и добавил, что каждый, кто обеспокоен качеством школьного питания своего чада, может обратиться в школу и получить исчерпывающий ответ. А если не вышло в школе, то всегда поможет департамент образования. Ведь столовая образовательного учреждения это вовсе не крепость и не некий режимный объект. При желании туда совсем не сложно попасть, чтобы лично опробовать любое блюдо и сделать выводы. Подобные случаи в Нижневартовске не редкость, а повара говорят, что после таких визитов родители часто интересуются рецептами. Ведь в школьном питании есть особая прелесть. В него нельзя добавлять огромное количество специй, жгучих приправ и всевозможных вкусовых ароматизаторов, но зато там есть совершенно необычная и неосязаемая добавка под названием ностальгия.

Ведь каждый из нас сидел однажды за партой, а основы школьной кулинарии хоть и меняются со временем, но неизменны в главном. Детей стараются кормить здоровой и вкусной пищей. Причем сейчас она нередко оказывается полезней домашней еды. Поскольку готовить регулярно многим родителям некогда, а современная детвора все активней поглощает плоды общепита, пользуется службами доставок, налегает на пельмени, полуфабрикаты, бутерброды и прочее. В итоге, как заверяют медики, к 35-40 годам почти каждый россиянин имеет те или иные нарушения обмена веществ и пищеварения. Мы потихоньку становимся нацией фастфуда, и это веский повод поискать в интернете рецепты школьного питания, а затем воплотить их дома. Целее будете. Уж поверьте.

 

Ремарка

В рамках подготовки этого материала мы пообщались с двумя-тремя десятками, как школяров, так и их родителей. Цитировать каждого не имеет смысла, но если сделать некий срез мнений, то, пожалуй, систему школьного питания нужно похвалить. Она хороша. Особенно на фоне других регионов.

— Мы переехали сюда из Магнитогорска Челябинской области.  Школьное питание в Нижневартовске однозначно лучше. Как-то побогаче что ли. И сын, и дочь его хвалят. Иногда даже прошу их принести домой булочек и прочей выпечки к чаю. Они совсем недорогие, но вкусные, – рассказала «СЭ» Светлана Калябина.

Однако, помимо комплиментов школьному питанию, наши собеседники высказали и массу предложений. Рационализаторских, так сказать. Ольга Палайчук, к примеру, считает, что нашему городу стоит перенимать опыт Тюмени и ряда других «продвинутых» городов, вводя два варианта меню на выбор. Были также идеи насчет введения отдельного вегетарианского питания в школах, а также минимизации числа блюд, приготовленных из свинины.

Однако куда больше идей наших собеседников касались цифровой сферы. Современных методов оплаты, например. Сейчас очень многие родители заводят своим детям специальные карты, а далеко не в любой столовой есть терминалы для их считывания. И это странно, ведь по ряду факторов безналичный расчет куда удобней «нала». Он безопасней, проще, его удобней держать под родительским надзором. Скинул ребенку рублей 200 на карманные расходы и точно знаешь, на что он их потратил.

Дети, в свою очередь, ратуют за то, чтобы сделать школьный общепит максимально прозрачным и публиковать меню на следующий день (или на неделю сразу) в пабликах школ. Многим родителям, кстати, эта идея тоже, как говорится, «зашла». Всем интересно посмотреть, что кушает их ребенок. Кроме того, имея подобный контент в соцсетях, можно получить хорошую «обратную связь» от школьников.

Много было и предложений, так сказать, визуального, характера. Большинство из них касалось оформления столовых, наличия и отсутствия ремонта в них. А также выбора посуды. Детвора на антураж питания, как выяснилось, взирает не без интереса, и один мальчик, к примеру, спросил у нас: «А можно в школы посуду разноцветную купить. Желтую, красную, оранжевую. Как из Икеи? А на стенах трансформеров нарисовать?». Адресуем его вопрос нижневартовскому департаменту образования и директорам учебных заведений. С надеждой, что кто-нибудь решится блеснуть креативом и пойти на поводу у учеников.

У самих работников общепита рацпредложений меньше, и все они очень просты. Во-первых, оснащать столовые более разнообразно не только техникой, но и всякими полезными мелочами. Кулинарными ножницами, специальными пищевыми термометрами, приличными точилками для ножей, блендерами, современными латексными кисточками, с помощью которых удобно смазывать противень или выпечку, и так далее. Всем тем, что есть сейчас на большинстве наших кухонь. А во-вторых, начать закупать небьющуюся посуду. Хотя бы стаканы. Уж очень коротким бывает срок их стеклянной жизни.

Сергей Журавлев. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий