Дуракам и соседям закон не писан

Наша газета о коммунальной тематике пишет много и часто, но всегда упускает один важный аспект, без которого уют в доме становится недостижим. И речь не про управляющие компании, датчики, счетчики и квартплату. Не про качество воды. Не про уборку снега и наличие парковок. Все это мелочи, которые преодолимы. На многие из этих проблем можно просто наплевать и продолжать быть счастливым. А вот что делать с теми, кто живет за вашей стенкой, под вашим полом или над потолком? На эту тему человечество размышляет уже века. К примеру, пословице «Жить в соседях – быть в беседах», по мнению филологов, как минимум столетия два, а есть и постарше цитаты. Но к черту прошлое… Мы живем сейчас, и потому давайте говорить о настоящем.

 

Идиллия. Апатия. Беспредел

— У нас соседи очень дружные. Почти все состоят в чате подъезда, общаются, выручают друг друга. Был, например, случай, когда человек написал в чат: мол, нужна кроватка детская на несколько дней, родственники в гости приезжают. И ему ответили: спуститесь на четвертый этаж и заберите. Мы очень дружно живем, – рассказал «СЭ» Андрей Сазонов, живущий в одном из новых микрорайонов. Но его пример не показателен. Таких подъездов на весь Нижневартовск может несколько десятков наберется.

Чаще же всего отношения между соседями можно назвать «торжеством апатии». И это не наш вывод, а мнение многих коммунальщиков. В подобной ситуации жители квартир практически не общаются, имен соседей не знают, их жизнью и состоянием подъезда совершенно не интересуются.

Но и это, ребята, вполне приемлемый вариант. Если вы не знаете имен своих соседей и не имеете нужды с ними общаться, то, скорей всего, вам тоже повезло. Потому что бывают ситуации, когда вы слишком хорошо знаете тех, кто живет за стеной, или же очень хотите узнать и терпите, без конца их терпите. Подобные уникумы не очень часты, но сильнее всего сворачивают кровь. Вот, например, история рассказанная Сергеем Ускиным:

— Надо мной живет парень, бывший детдомовец. С ним воюет весь подъезд уже года три. Парню били лицо, выключали свет, вроде даже заклеивали замок холодной сваркой. Да все без толку. У него регулярно шалманы собираются. Музыка орет по ночам. Драки, хохот, прыжки какие-то. Банки дырявые перед дверью валяются, значит, наркотиками балуется. Участковый в курсе ситуации, но разводит руками. Говорит, мол, ждите, он либо сам помрет, либо в тюрьму поедет. Сделать с ним ничего нельзя. Все что могли, уже предприняли, парень тяжелый.

И таких ситуаций в Нижневартовске полно. Хотя до подобных крайностей доходит редко. Обычно все попроще, хотя и не без нервов. К примеру, один из читателей «СЭ» рассказал нам, что жильцы над ним сделали ремонт и положили на кухне что-то вроде плитки. По этой плитке они регулярно тягают железные стулья, а слышимость в 16-этажных домах просто волшебная. А еще нам как-то жаловались на молодоженов за стенкой. Они регулярно и шумно работают над продолжением собственного рода, а их пожилой сосед не может уснуть. Вот как быть в таких ситуациях?

 

А есть ли выход?

Опыт развитых стран говорит, что да, есть – грамотно сформировать жилищное законодательство. В Швейцарии, например, доходит до того, что если вы шумно и долго сливаете воду в отхожем месте по ночам, то к вам может приехать полиция и попросить вести себя тише. Это реальная ситуация. Ну, а если вы вдруг решите послушать музыку ночью, то полиция приедет и обязательно выпишет крупный штраф. Без всяких судов, экспертиз и прочего. Всевозможных алкашей, психов и маргиналов там в два счета выселяют благодаря грамотно составленным договорам проживания в МКД.

В нашей прогрессивной нефтегазовой «республике» схожие нормы тоже есть. К примеру, в п. 4 ст. 17 ЖК РФ установлено, что использование жилого помещения должно осуществляться с учетом соблюдения законных интересов и прав всех проживающих в помещении и соседей, а в ст. 91 ЖК РФ говорится о том, что при нарушении прав соседей, бесхозяйственном отношении к помещению, наниматель и совместно проживающие с ним лица могут быть выселены. Причем без предоставления иного жилья. Кстати, это равно относится и к тем, кто живет по соцнайму, и к владельцам приватизированных квартир. Однако, по мнению юриста Василия Макарова, все эти пункты – пшик. Правоприменительной практики по ним вы ни в одном суде не найдете. Нижневартовск – город не мелкий, буянов у нас хватает, но за плохое поведение по отношению к соседям не выселили пока никого. Были лишь судебные предупреждения. Хотя, как говорят коммунальщики, попадаются уникумы, которых нужно гнать куда угодно. К примеру, двух братьев «алко-акробатов» из первого микрорайона, квартира которых горела трижды. Или не очень адекватного мужичка из седьмого, который регулярно выскакивал голым на площадку и мочился по углам. Но ни наркомания, ни алкоголизм, ни психические расстройства причиной для выселения у нас не являются. А равно и содержание дома десятка кошек или собак, например. Представьте себе, чем пахнет такая квартирка?

 

Куда обращаться?

Обычно жалобы на проблемных соседей люди пишут либо в собственный ЖЭУ, либо к участковому. И это правильно. К силовикам нужно обращаться в первую очередь, у них хоть какие-то полномочия есть. Их хоть немножко боятся. Что до коммунальщиков, то, по словам члена нижневартовского общественного совета по ЖКХ и директора одного из ЖЭУ Галины Худановой, у них рычагов давления нет. Они могут уговаривать, взывать к совести, просить и порой достигают успеха таким способом. Но не всегда. Взять хотя бы подростков, которые галдят и мусорят в подъезде. Был в Нижневартовске случай, когда рядовая сотрудница коммунальной индустрии сфотографировала курящую молодежь и пригрозила штрафом. Ей ответили в том духе, что если она будет качать права, то ее спустят с лестницы. Пожилая женщина взяла и ушла. Подростки – ребята непредсказуемые, а здоровье на зарплату мастера не купишь.

Теперь об участковых. Из всех людей в погонах они являются главными претендентами на звание мучеников. Потому что фронт работ огромен (от раскрытия преступлений до контроля за освобожденными по УДО), и бумаги они каждый день переводят тонны, а реальных рычагов влияния на нехороших соседей у них не так уж и много. Но они есть. По словам участкового Романа Чревко, жалобы соседей на «шумы» поступают нередко, и по каждой из них силовики реагируют, но перевоспитать всех и разом они не в состоянии. Хотя при грамотном подходе шанс на понимание велик. При этом для кого-то достаточно обычного разговора с разъяснением законодательства, а для других – штрафа, положенного окружным законом № 102 за нарушение тишины. Если человек пьян до невменяемости, агрессивен, непонятлив и не имеет при себе паспорта, то его можно забрать в отдел для установления личности. Или же пригласить в отдел повесткой для проведения воспитательной беседы. Трезвые люди обычно понятливее. Этот механизм, по словам романа Владимировича, уже доказал свою эффективность. Хотя, добавим, на этом пути тоже есть свои препятствия. Потерпевшие, например, могут вызвать полицию, а потом отказаться открывать дверь для дачи объяснений. На этом все и заканчивается.

 

А может не стоит сгущать краски?

Людям, которые живут в приличном окружении, этот текст может показаться очень мрачным. Особенно для тех, кто всегда видит стакан наполовину полным. «Всегда можно договориться как-то. Что-то предпринять. Закон ведь хотя бы шумы в ночное время регламентирует. За это штрафуют», – сказал нам один из сотрудников управляющей компании № 2. И он отчасти прав, если соседи не совсем конченные, то и договориться можно, и штрафами вразумить. Помимо «управляшек» и силовиков, есть миллион менее очевидных рычагов воздействия на обитателей МКД. Роспотребнадзор, к примеру, может помочь, если у ваших соседей завелись крысы или клопы, или в случае с излишне громким шумом. Жил-инспекция тоже может быть полезна в определенных ситуациях. Прокуратура позволяет создать дополнительную мотивацию для участковых, а комиссия по делам несовершеннолетних может пронять даже самых упрямых. Потерять детей готов не всякий. Но если рядом с вами живут стопроцентные маргиналы и отморозки, то все эти рычаги воздействия окажутся бессильны. Штрафов они не заплатят, имущества для описи у них нет и далее по списку. Извините, господа, у нас пока не Швейцария.

Так что сгущать краски, пожалуй, можно и нужно. Ровно потому, что люди страдают. Причем не только от музыки и дебошей за стенкой, но даже от сущих мелочей. Так, по словам Анны Ревякиной, живущей в 6 микрорайоне, ее соседи ленятся дойти до мусорных баков и оставляют пакеты прямо у подъезда. Их потом рвут собаки. Возникает свинарник. Можно ли наказать таких людей по закону? Нет, нельзя. Или же собственный пример. Надо мной (не знаю точно этаж) живет человек, который курит «ЛД» и круглый год бросает бычки за окно. Летом это не страшно, поскольку коммунальщики бдят, но весной, когда снег сойдет, под окном оказывается огромное пятно из окурков. Это неприятно. Я который уже год хочу найти этого человека и подарить ему пепельницу. А потом наступает лето, вновь забываю про этот план, а на очищенный коммунальщиками пятачок приходит милая пожилая женщина и сажает там простенькие цветочки вроде астр. Потом поливает их из шланга, лелеет. Она живет в соседнем подъезде, и я рад, что такие люди вокруг тоже есть. Ее стоило бы клонировать миллионы раз и заселить ею все подъезды в этой стране. На подобных соседей нужно молиться.

Но, к сожалению, это нереально. Клонирование людей в нашей стране законом запрещено точно так же, как громкий шум из машин (да-да, за это тоже теоретически штрафуют), ночные дебоши, курение в жилом фонде и общественных местах.

Выходит, что знать своих соседей – правильно и здорово. Дружить с ними – и того лучше. Но не знать людей за стенкой порой гораздо приятней. И полезней тоже. Нервы целее будут. Поскольку пока выходит так, что в нашей с вами стране закон соседям совершенно не писан. Как и дуракам. Но про них отдельная история.

Сергей Журавлев

Добавить комментарий