Дом, который построил всех!

Хорошо или плохо сработали все службы города во время пожара на улице Спортивной, 5а пока говорить рано. Не беремся судить об этом и мы. Однако представить различные мнения по этому вопросу можем. Как можем резюмировать и ту работу, которая была проделана и ведется в настоящее время. Однозначно можно сказать лишь то, что отношение к ликвидации последствий у властей самое серьезное. Итак, давайте вернемся к началу этой злополучной истории…

 

Ушел, увидел, пережил

Когда произошел пожар, время для Марка Стоматова потекло, как на замедленной кинопленке. По словам парня, все казалось мучительно долгим. Вот он проснулся от запаха гари, вышел на балкон и увидел дым на противоположной стороне крыши дома. Пожар не казался серьезным.

— Я не могу сказать, что огонь распространялся быстро, рассказывает он, – и, по моим впечатлениям, пожарные приехали не особо быстро. Более того, мне кажется странным, что огонь стали тушить совсем не сразу.

По словам Марка, изначально по вызову прибыла только одна машина огнеборцев, которые первым делом пошли по квартирам и стали выводить людей из горящего здания. А в это время огонь продолжал пожирать крышу.

Как сообщил Дмитрий Плотников, старший инженер отдела надзорной деятельности по Нижневартовску, вывести людей из-под огня – первая и главная задача при любом пожаре:

— Сотрудники пожарной охраны очень оперативно и грамотно выполнили эту задачу. Более того, пока одни ходили по квартирам и давали погорельцам четкие инструкции, что необходимо взять с собой, другие выясняли у тех, кто уже был на улице, не мог ли кто-то остаться в соседних квартирах. Таким образом от девочки, которая выбежала на улицу, как ей рекомендовал постучавшийся в квартиру пожарный, сотрудники узнали следующую информацию. Мама посчитала ситуацию не опасной и отказалась покинуть жилье. Попытки связаться с женщиной по телефону результата не дали. Гражданка упорно не хотела покидать помещение. Сотрудники МЧС уже готовы были вскрыть квартиру, когда на их настойчивый стук открыли дверь. В тот момент, когда женщину эвакуировали, балкон квартиры уже занимался огнем, а прямо над ней бушевало пламя. Если объяснять просто, то дама могла быстро угореть и задохнуться.

В общем, по мнению пожарных надзирателей, действия коллег были грамотными. Однако Марк задается вопросом: почему остальные расчеты прибыли позже? А самая серьезная техника с мощным брандспойтом, которая, собственно, и потушила огонь, оказалась на месте самой последней по времени.

— Когда стали тушить по-серьезному, уже горела вся крыша, – говорит Марк, – и это случилось далеко не сразу. – По моим впечатлениям, прошел уже где-то час как все началось.

 

Официальная реакция

Впечатления потерпевшего – плохая основа для достоверной картины произошедшего. Мы обратились к Дмитрию Плотникову с запросом на полную информацию о хронологии событий: когда поступил вызов, во сколько приехала первая бригада спасателей, чем они занимались, в какое время подоспели следующие экипажи и что делали конкретно они. Представитель пожарного надзора не стал вдаваться в формальности и готовить нашей редакции официальный ответ на запрос. Он предложил озвучить факты прямо по телефону:

— Тревожный звонок поступил в дежурную часть в 17.26. В 17.38 первая машина уже была на месте. Но надо понимать, что эти 12 минут пути были сопряжены со сложностями: был «час пик», к тому же на дорогах идут ремонтные работы…

Мы попросили продолжить рассказ о том, когда приехали остальные экипажи и, главное, в какое время началось непосредственное тушение огня. Но ответить на этот вопрос пожарный оказался не готов. Дмитрий Плотников переадресовал нас к представителю ОГПС 5 Ринату Шамсутдинову, который должен владеть всей этой информацией. Мы дозвонились до Рината Рамильевича, и он выказал полую готовность к сотрудничеству и заверил, что эта информация не является закрытой и будет предоставлена нам утром следующего дня. Через некоторое время капитан пожарной службы перезвонил нам и сообщил печальную новость: сервер пожарной части дал сбой и информации, увы, не будет. Так что, спишем это событие на злой рок и продолжим черпать факты из более доступных источников.

Тушили пожар, по словам очевидца Стоматова, исключительно водой:

— Я не совсем понимаю, почему при тушении не использовали специальную огнетушащую пену?

Подобных вопросов к пожарным у погорельцев масса. Есть они и у окружного начальства. В ведомстве планируют выяснить, насколько оперативно принимались решения по тушению огня. Об этом заявил заместитель начальника управления МЧС по Югре Сергей Антонов. Как нам пояснил Дмитрий Плотников, речь не о служебной проверке, а о формальном разборе действий пожарных. Но это внутреннее дело…

 

Версии по делу

Прежде всего же, окружное начальство МЧС интересует причина пожара. На сегодня рассматриваются три основные версии: короткое замыкание, занесение огня со стороны и неисправность электроприборов. Одно из этих предположений было сразу озвучено всеми жильцами дома. Люди были уверены, что к возгоранию привели работы ремонтной бригады, которая утепляла швы панелей в рамках капитального ремонта. Однако и сам подрядчик, и нанявший его региональный оператор наотрез отрицают эту версию. У ремонтников действительно не было доступа на крышу, что подтверждают в управляющей компании (АО «УК № 2»). Но то, что к возникновению пожара могут быть причастны именно ремонтники, нам сообщил на правах анонимности источник, непосредственно знакомый с ситуацией.

— При утеплении швов, кроме пены, использовался в качестве изолянта и специальный шнур для затыкания щелей. Это материал, который может долго тлеть, распространяя искру, и под слоем замазки. Возможно, именно так огонь и добрался до крыши, – предположил наш эксперт.

Конечно, это не более, чем догадка, умозрительная версия. Сейчас на месте работают специальные эксперты-криминалисты из Сургута, которые, как все надеются, выяснят настоящую причину возгорания.

А вот про газовые баллоны, которые взорвались при пожаре, можно сказать однозначно: непосредственно к возгоранию они не имеют никакого отношения. По словам Дмитрия Плотникова, взрыв стал стечением обстоятельств.

— При нашей проверке выяснилось, что две этих емкости находились не на крыше, а на одном из загоревшихся балконов. И вопросы по этому поводу у нас еще будут к владельцу, который уже установлен. Это просто большое везение, что баллоны не отлетели в сторону собравшихся людей.

 

Коммунальщики постарались

Практически сразу после того, как был потушен пожар и дознаватели провели обследование крыши, городские службы приступили к разбору завалов.

— Мы хотели как можно оперативнее убрать остатки сгоревших конструкций, чтобы накрыть кровлю временной пленкой от дождя, – говорит Дмитрий Дадеркин, директор УК № 2. – Это необходимо не только для жильцов, чьи квартиры могут пострадать еще больше, но и для нашей же компании, которой предстоит просушивать и восстанавливать подъезды. К тому же, нам нужно подготовить сгоревшую площадь для ремонтно-восстановительных работ.

Уберечь квартиры от хлябей небесных коммунальщики толком не успели. В самый разгар работ на крыше пошел ливень, который отнюдь не добавил настроения погорельцам. Впрочем, это придало работам новый импульс.

— Те укрытия, которые мы применили ранее, оказались малоэффективными. После сильного дождя вода начала все-таки проникать внутрь дома, – признал Владимир Черняев, главный инженер УК № 2. – В результате мы приняли решение соорудить временную кровлю. Нам помогает подрядчик, который занимался восстановлением крыши на доме № 49 по улице Чапаева. На данный момент проведена половина работ. Сейчас с кровли счищается мусор и спускается вниз. Временная крыша будет сделана с уклоном из водоотталкивающего материала и дерева, чтобы на ней не скапливались осадки.

 

Пространство для маневра

К тому времени, когда водная стихия обрушилась на незащищенную крышу, Марк Стоматов уже перебрался с мамой и престарелой бабушкой в двухкомнатную квартиру маневренного фонда:

— Не хочу выглядеть придирчивым, но, честно сказать, это не самая лучшая помощь, на которую мы рассчитывали, – делится впечатлениями парень. – Я думаю, что на такой случай больше бы подошло какое-нибудь общежитие, где есть кровати, стол, стулья и другие элементарные блага. Мы же покинули жилье только с самыми необходимыми вещами – одеждой, документами… А в этой квартире вообще нет ничего, кроме электроплиты.

Обставить временную жилплощадь семью Марка заставила новая напасть. Когда хлынул дождь, все домочадцы, включая бабушку, поспешили спасать добро. Благо, управляющая компания предоставила погорельцам для переезда ГАЗель. Спасти, по словам Марка, удалось немногое. Кое-какую бытовую технику и мебель. Пришедшие в полную негодность пропахшая и промокшая одежда, мягкая мебель и электронные приборы, что называется, дальнейшей эксплуатации не подлежат. Однако все это не рассматривается в качестве ущерба. Погорельцы получат компенсацию только на восстановление квартиры. По 25 тысяч рублей, как говорится, «на поддержку штанов» потерпевшие уже получили из бюджета города. Наверняка местные власти готовы были бы дать больше, однако… согласно действующим нормативам, именно таков максимальный размер суммы, которую муниципалитет может выделить из местного бюджета на законных основаниях лицам, пострадавшим от ЧП. Скоро придет помощь и от окружных властей. Почти 15 миллионов рублей уже выделили из югорской казны. Максимум по 300 тысяч на квартиру. Семье Марка эта сумма не светит. Его квадратные метры признали не так уж сильно и пострадавшими и дадут не более 150 тысяч. Желание оказать помощь жильцам дома выразили предприниматели и депутаты города, которые уже устроили совместное совещание по вопросу. Об этом нашему изданию сообщил заместитель председателя Думы города Сергей Землянкин:

— Помогать будем всем миром и чем сможем. Речь не только о деньгах, но и о юридической, моральной помощи, о вещах и продуктах, о транспортных услугах, сервисе, ремонте.

В общем, в той или иной степени, помощь придет от властей и от ближних. Другой вопрос, что в восстановлении жилья могли бы помочь страховые деньги, если бы люди заключили на такой случай договоры со страховщиками. Однако, скорее всего, никто из погорельцев о подобном несчастье не думал. Во всяком случае, информации о признании ущерба от пожара страховым случаем для кого-либо из жильцов ни в СМИ, ни в соцсетях не появлялось.

 

А что прямо сейчас?

А вот местные власти, стоит отдать им должное, на этот раз продемонстрировали высокий уровень готовности к подобной беде. Близятся к завершению расчеты по восстановлению кровли. Это первоочередная задача, на решение которой по распоряжению главы Нижневартовска Василия Тихонова будут выделены деньги из резервного фонда местного бюджета. Кстати, материальная помощь погорельцам была выдана все из той же копилки. Кроме того, мэр распорядился провести экспертизу дома и оценить стоимость ремонтных работ общедомового имущества. Примечательно, что в отличие от пожара на улице Чапаева, 49, подъезды этого здания пострадали не так сильно. Все инженерные коммуникации остались неповрежденными. В дом уже частично подают свет. Впрочем, ревизия сетей еще идет, специалисты ресурсоснабжающих компаний обследуют свои сети. С особым тщанием сотрудники «Горводоканала» проверяют, не пострадала ли система водоснабжения. Обслуживающая организация предоставит технику для просушки помещений.

 

Крыша вернется обратно

А вот крыша здесь обгорела значительно сильнее, чем кровля на Чапаева.

Об этом нашей газете заявил работавший на восстановлении последнего объекта директор подрядной организации Андрей Боярских:

— Там был бетонный парапет, и конструктивно сама кровля не пострадала. Здесь же кирпич и не очень хороший цемент просто сплавились от жара. Работы предстоят более основательные и затратные.

Сейчас над оценкой урона, нанесенного зданию, работают специалисты из Екатеринбурга. Они проводят экспертизу конструкций дома и балок перекрытия. После того, как будет вынесено заключение, приступят к капитальному ремонту крыши.

Власти уже озвучивают, что проведение работ будет предложено этому же подрядчику, поскольку исполнение предыдущего заказа оказалось на высоком уровне. И никакой коррупционной составляющей в этом нет. Закон в этих чрезвычайных обстоятельствах позволяет принимать администрации экстренные решения. В том числе и из-за этого в микрорайоне № 7 продолжает действовать режим чрезвычайной ситуации. Это дает право ускоренно и напрямую выбирать подрядчиков на выполнение работ. Так что, как мы уже отметили, к восстановлению капитальной кровли планируется привлечь все ту же фирму «Прогресс». Однако во сколько это обойдется городской казне, пока не известно. Руководитель «Прогресса» Андрей Боярских честно признается, что подряд для его бизнеса особых выгод не сулит. Практически каждый квартал цены на материалы вырастают на 30-40%. Но взяться за работы готов. Уже сейчас вокруг дома спиливаются растущие рядом деревья для подгона спецтехники, которая будет доставлять оборудование и материалы на крышу. Сама крыша энергично расчищается работниками УК № 2. Так что к предстоящим холодам у людей появится буквально новая крыша над головой. Можно будет и подъезды восстанавливать, и в самих квартирах ремонт делать.

P.S. А пока все эти тектонические сдвиги в земной коре на нашей территории приближают Нижневартовск к счастливому завтра, Марк тщетно пытается подсчитать, во сколько ему это обойдется, и бегает за лекарствами для себя, мамы и престарелой бабушки. Операция «Спасение вещей» в условиях ливня обошлась семье в групповое заболевание ОРВИ…

Павел Колин. Фото: Юрий Ипполитов

Добавить комментарий