Для людей или для галочки?

На минувшей неделе исполнилось ровно 30 лет со дня образования одной из крупнейших общественных организаций страны – Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Этот праздник структура с размахом отгуляла в Москве, где состоялись общественный форум, фотовыставка, торжественное заседание правления и концерт в зале церковных соборов храма Христа Спасителя. Он, кстати, вмещает 1 400 гостей и к числу самых «бюджетных» площадок столицы не относится.

 

В общем, праздновали на широкую ногу. Участников поздравили телеграммами Владимир Путин и Дмитрий Медведев, со сцены прозвучало много слов об успехах ВОИ и улучшении жизни инвалидов. В общем, как на любом приличном юбилее: здравицы и разговоры о прекрасном будущем. Но до него еще дожить надо. А что происходит с инвалидами сейчас, в не менее прекрасном настоящем?

Мы изначально хотели написать статью о том, каких успехов достигло ВОИ в Нижневартовске, и как тенденции последнего десятилетия, вроде федеральной программы «Доступная среда», меняют к лучшему жизнь людей. Однако выяснилось, что отделения этой структуры в городе нет, а федеральные программы и законы отлично смотрятся на бумаге, но в жизни простых инвалидов ничего кардинально не меняют.

— Все, в основном, по домам сидят. Каждый в собственной скорлупе, – пояснила вартовчанка Оксана Кузоваткина.

— Про доступную среду много говорят и пишут. Но посмотрите вокруг и скажите, много ли вы видите инвалидов вокруг себя, а потом уже делайте выводы о ее доступности, – посоветовал нам член общественной палаты Югры, инвалид-колясочник Станислав Кононенко.

Кстати, в одном лишь Нижневартовске, по информации центра социальных выплат, около 800 детей с ограниченными возможностями здоровья и 7 000 взрослых (по неофициальной информации  – 9 000), а в округе их суммарно более 50 000 или, примерно, 3% населения. И проблем у них тьма. Весьма типичных. К примеру, огромная очередь на санаторно-курортное лечение: путевки ждут по три-четыре года. Или взять хотя бы широко разрекламированное социальное такси, про которое неоднократно писали местные СМИ. Многим кажется, что инвалиды могут пользоваться этим транспортом бесплатно, по принципу «сел и поехал». Но в реальности поездка выходит золотой.

— 240 рублей просто за вызов и 6,6 рубля за минуту пути. В парикмахерскую съездить вместе со стрижкой выходит 600 рублей и более, – поделился своими наблюдениями вартовчанин Григорий Донсков.

Тысячи горожан с ограниченными возможностями опробовали услугу раз-другой и отказались от нее – обычное такси выходит дешевле.

И так куда ни кинь. Бурлящее море идей, которое бьется о скалы плохой реализации и разгильдяйства исполнителей.

— Многое для галочки делают, не доводят до ума, – говорит Григорий Донсков, который часто ездит по городу на своей коляске. Бордюры, спуски, пандусы, ширина проездов – для всего этого нет общих стандартов и четкой концепции. При ремонте дорог или благоустройстве микрорайонов строители часто допускают ошибки весьма для инвалидов неудобные. Колясочникам приходится активно маневрировать и преодолевать препятствия, что не всякому по силам. Иногда недочеты исправляют до сдачи объекта, а иногда и нет…

Или взять, хотя бы, спецподъемники у множества учреждений города. Хорошо, что их ставят, но собеседники газеты рассказывают, что на многие конструкции не забраться без посторонней помощи. А есть и такие лифты, которые годами простаивают из-за поломки. У второй взрослой поликлиники, например. Так зачем тратить сотни тысяч рублей на бесполезный металлический хлам, если два здоровых мужика могут сделать эту работу даром? Ответ прост: закон есть и его надо выполнять. Пандус или спецлифт – это не только сооружения, но еще и строки в отчетах.

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере квотирования рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. Согласно данным окружного филиала ВОИ, для них забронировано (благодаря федеральному закону) на предприятиях Югры свыше 6 000 мест. Председатель окружного ВОИ Галина Ильиных говорит, что схема работает на практике, и из 7 000 членов структуры в Югре работает почти тысяча. Охотно верим. Но у нас в городе нет отделения организации, а местные инвалиды говорят, что любые попытки устроиться на работу – дело дохлое.

— Капитализм в чистом виде. Зачем крупным компаниям создавать специальные условия и вникать в проблемы людей, к которым нужен особый подход? Сейчас все стремятся лишь зарабатывать деньги. Хотя в Советском Союзе была эффективная система трудоустройства и существовали целые предприятия, где работали исключительно люди с ограниченными возможностями здоровья, – отметила Светлана Горбачева, председатель городского общества слепых.

Ну и еще один факт. Как говорится, для полноты картины. Сейчас в городском обществе инвалидов Нижневартовска (где состоят свыше 800 человек) работает следственная группа и не осталось ни одного компьютера. Силовики проверяют, не случалось ли финансовых махинаций при трудоустройстве граждан и насколько совпадают отчеты с реальностью. О результатах этой работы мы расскажем после ее завершения.

И так повсеместно. Проблемы, дилеммы, недоработки и яркие фасады потемкинских деревень. Взять хотя бы низкопольные автобусы для инвалидов, которые курсируют на городских пассажирских маршрутах. Их покупали специально, чтобы упростить жизнь маломобильных категорий граждан. Стоят они чуть дороже обычного транспорта, но есть ли с них толк? Да почти никакого. Сесть в такой автобус инвалид колясочник самостоятельно не может, потому что кто-то должен откидывать специальный пандус на тротуар. Водители этого не делают, а других пассажиров на остановке может и не быть. Для незрячих та же самая ситуация предстает иначе. Войти то можно, но надо понимать, куда садишься? Номера не видно, а голосовых объявлений сейчас нет. Получается парадокс: из-за мельчайших нюансов и непонимания здоровыми людьми специфики жизни инвалидов миллионные затраты становятся просто бесполезны. Или же работают с минимальным КПД.

Впрочем, есть такие сферы быта инвалидов, где все очень хорошо. Одна из них – спорт для людей с ограниченными возможностями здоровья, про который много говорят и пишут. О, да! Он как вишенка на торте. У нас есть чемпионы России, Европы и мира по множеству дисциплин, есть городской стадион для адаптивного спорта и т.д. Это здорово, но потом те же самые ребята выходят на улицу, а там лед и грязь, по которым на коляске не проехать, там пешеходные переходы, рассчитанные исключительно на бегунов, и сотни бордюров, которые непреодолимы. Да что там говорить! В нашей стране инвалиды с 2018 года могут стать полноправными участниками сдачи норм ГТО (готов к труду и обороне – прим. ред.) и для этого есть нормативы, разработанные питерским университетом физической культуры и спорта. А вот попасть в кинотеатр, кафе или просто купить булку хлеба рядом с домом – для большинства инвалидов задача неразрешимая. И никаких нормативов для этого в помине нет.

На этом, пожалуй, стоит поставить точку. Многим может показаться, что наш текст мрачен и не отражает многих светлых сторон в современной жизни инвалидов. Да, это так, но и большинства темных он не отражает тоже. Мы лишь чуть-чуть коснулись очень тяжелой темы и намерены к ней вернуться в более развернутом материале. В том числе и с вашей помощью. А потому пишите и звоните нам, не стесняйтесь. Делитесь мнением на этот счет. А в декабре, прямо пред празднованием Дня инвалидов, мы вновь об этом поговорим.

Алексей Лбов. Фото из архива редакции

Добавить комментарий