Депутаты Нижневартовска одобрили бюджет-2018

27 ноября на очередном заседании городской думы депутаты утвердили главный финансовый документ Нижневартовска на ближайшие три года. Как пояснили, выступая перед народными избранниками, разработчики проекта, лейтмотивом при формировании бюджета стала необходимость сохранить устойчивость и сбалансированность бюджетной системы, использовать все возможные механизмы, способствующие росту доходов и оптимизации расходов.

 

Бюджетная система в Российской Федерации устроена так, что местное самоуправление в значительной степени зависит от региональных властей (а те, в свою очередь, – от федеральных) и финансового планирования на вышестоящих «ступеньках». Поэтому принятию бюджетов в городах ХМАО предшествует утверждение доходов и расходов автономии. Половина поступлений в бюджет Нижневартовска приходит «сверху» в виде межбюджетных трансфертов – дотаций, субсидий и субвенций, поэтому, как правило, прогнозная логика при расчете планируемых доходов копирует подходы регионального правительства при подготовке бюджета ХМАО.

 

Планы округа

Параметры принятого 23 ноября бюджета Югры рассчитаны, исходя из консервативной оценки экономической ситуации как в стране, так и в автономном округе, и предполагают умеренную динамику снижения цен на нефть с 43,8 долларов за баррель в 2018 году до 42,4 в 2020 году и уменьшение объемов добычи нефти с 224,1 млн тонн в 2018 году до 215 млн тонн в 2020 году.

Окружной бюджет сформирован со снижением динамики доходов и увеличением расходов по сравнению с 2017 годом. Доходы на 2018 год относительно ожидаемых поступлений 2017 года будут на 1,5% ниже и составят 177 млрд рублей. В 2019-2020 годах доходы запланированы с ростом 2019 года к 2018 году на 1,5%, 2020 года к 2019 году – на 2,2%. Расходы на 2018 год по сравнению с расходами 2017 года увеличатся на 1,2% и составят 199,6 млрд рублей. В 2019 году запланировано сокращение расходов на 1,7% к 2018 году, в 2020 году – с небольшим ростом к 2019 году (1,3%). Бюджет спрогнозирован с дефицитом в 2018 году – 22,6 млрд рублей, в 2019 – 16,6 млрд и в 2020 – 15,2 млрд рублей. Но при этом предусмотрены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета на весь трехлетний плановый период.

На социально-культурную сферу в 2018 году запланировано 72,3% от общего объема расходов, что говорит о социальной ориентированности бюджета. В 2017 году данный показатель составлял 69,7%. В 2018-2020 годах будет продолжена работа по выполнению решений, обозначенных в указах президента Российской Федерации. Основное финансирование в рамках указов по-прежнему будет осуществляться на повышение заработной платы работников бюджетной сферы, обеспечение граждан доступным и комфортным жильем, сохранение и укрепление здоровья граждан.

Бюджет автономного округа на три года сформирован в программном формате. Удельный вес расходов на реализацию государственных программ автономного округа составляет 99,3%. Основная доля (72,8%) приходится на программы социально-культурной сферы. Большая их часть (94,7%) будет направлена на госпрограммы по развитию образования, здравоохранения, социальной поддержки жителей Югры. По направлениям жилищно-коммунальной сферы 70,6% средств будет выделяться в рамках госпрограммы по обеспечению доступным и комфортным жильем. Из экономического блока основную долю составляют расходы на развитие транспортной системы.

 

Что ждет город?

Анализируя документы, предложенные к рассмотрению депутатам Думы Нижневартовска в рамках утверждения бюджета города на ближайшую трехлетку, стоит отметить более детальное обоснование прогнозов по налоговым и неналоговым поступлениям – вероятно, на качестве планирования сказалось руководство процессом со стороны заместителя главы Нижневартовска по финансам Дмитрия Кощенко. При этом основные параметры бюджета столицы Самотлора схожи с окружными.

Прогнозы на три года не предполагают положительной динамики в экономике, а, следовательно, и увеличения доходов городского бюджета. Прогнозируемый общий объем доходов 2018 года установлен в сумме 15 млрд 685 млн 797 тыс. рублей. Общий объем расходов – в сумме 16 млрд 106 млн 925 тыс. рублей. Прогнозируемый дефицит бюджета в 2018 году составит внушительную сумму в 421 млн 128,5 тыс. рублей. Но, во-первых, дефицит этот – в рамках допустимого по Бюджетному кодексу. А, во-вторых, разработчики привели убедительные аргументы в пользу того, что к концу года, он, как обычно, покроется дополнительными поступлениями в городскую казну.

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Нижневартовска на 2019 год составит 15 млрд 118 млн 211 тыс. рублей, а на 2020 год и того меньше –
14 млрд 935 млн 888 тыс. рублей. Дефицит запланирован значительно меньший по сравнению с 2018 годом – общий объем расходов в 2019 и 2020 годах превышает доходы примерно на 75 млн рублей. В бюджет вписано ежегодное снижение в структуре доходов доли безвозмездных поступлений из окружного бюджета. Оценивать такой подход в категориях оптимизм/пессимизм сложно, скорее, это реальная оценка, в которой авторы документа предпочли здраво смотреть на вещи, принимая в расчет все возможные сценарии развития экономической ситуации в городе и регионе.

Основное внимание депутатов при обсуждении бюджета традиционно привлекали расходы социальной направленности и затраты на содержание городского хозяйства, дорожное строительство и ЖКХ, поскольку именно эти вопросы волнуют их избирателей. Тут особых поводов для беспокойства, вроде бы, нет, хотя и радужных перспектив – тоже.

Финансирование некоторых муниципальных целевых программ по развитию образования, культуре, обеспечению жильем молодых семей, развитию ЖКХ и другим сферам будет сокращаться, но незначительно. Зато увеличение расходов запланировано по дорожному строительству, развитию спорта, формированию доступной среды и ряду других направлений. Более 105 млн рублей в 2018 году город планирует потратить в рамках программы «Формирование комфортной городской среды» (деньги пойдут на благоустройство территории зоны отдыха у озера Комсомольского). На 2019-2020 годы в бюджете по данной строке пока «нолики», но это связано с тем, что программа софинансируется из федерального и окружного бюджетов, а по сумме поступлений оттуда пока ясности нет. Благоустройство городских дворов – одно из возможных направлений реализации недавно принятой новой муниципальной программы «Инициативное бюджетирование», в рамках которой могут быть реализованы проекты, которые предложат жители города. На эти цели в бюджете запланировано по 30 млн рублей ежегодно.

В целом, бюджет остается социально направленным. Помимо образования, спорта, культуры и молодежной политики, финансы также пойдут на поддержку слабозащищенных категорий населения. По-прежнему будут приобретаться квартиры для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Продолжится практика обеспечения путевками в детские оздоровительные центры. Кроме этого, намечено повышение оплаты труда отдельных категорий работников в соответствии с майскими указами президента. Количество форм социальной поддержки населения даже увеличивается. Например, вводится бесплатный проезд в автобусах для неработающих пенсионеров.

Светлана Лисицина

Добавить комментарий