Что происходит в России?

Краткий ликбез по реформам системы управления государством

 

За минувшую неделю в нашей стране произошло больше системных перемен, чем за полтора последних десятилетия. Тут вам и мощнейшие кадровые перестановки, и правка Конституции, и множество других менее значимых событий. Информационная повестка стала густой, как хороший борщ, и пестрит прогнозами, аналитикой, комментариями многочисленных экспертов. В шквале новостей легко потеряться. Поэтому мы решили просуммировать происходящее и отобрать для вас лишь ключевые факты о произошедших всего за неделю переменах.

 

Правка Конституции

15 января Путин обращался с посланием к Федеральном собранию и сказал о том, что главный документ государства (принятый, напомним, в 1993 году) нуждается в кардинальной правке. А дальше события понеслись вскачь, галопом. Правку решили провести стахановскими темпами.

Уже на следующий день после программного заявления президента был озвучен состав рабочей группы из 75 человек. В их числе всего несколько юристов, а остальные – с миру по нитке: спортсмены, управленцы, лидеры общественного мнения, артисты, представители научного мира, бизнеса, индустрии. Так вот, за несколько дней при участии этой группы был создан законопроект и сразу, без промедления, внесен в Госдуму. 23 января нижняя палата парламента поддержала его большинством голосов.

Перемен там столько, что хватило бы на отдельную статью. Но ключевые назовем. Президент теперь не сможет занимать свой пост более двух сроков (убрали слово «подряд»); глава государства теряет полный контроль над формированием состава правительства; создается новый конституционный орган – Государственный совет, который определяет основные направления внутренней и внешней политики и приоритетные направления социально-экономического развития государства; президент сможет снимать с должностей судей Конституционного суда и ряда других ключевых органов правосудия государства, но в то же время по решению КС можно будет отменять действие норм международных соглашений на территории России. Изменятся требования к лицам, занимающим высшие государственные посты, в частности к министрам и губернаторам. Теперь им запретят иметь двойное гражданство.

Это основное, что стоит помнить. Остальная правка, большей частью, носит косметический и прикладной характер. Депутатов верхней палаты парламента, например, разрешат официально называть сенаторами. Как будто мы раньше этого не делали.

Самое любопытное, что многие эксперты не очень понимают, как будет приниматься новый текст Конституции. Даже глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что по этому моменту ясности нет. Ведь главный закон государства состоит из ряда блоков. Некоторые можно править при участии парламента, как уже происходило не раз, некоторые – путем референдума, а ключевые вообще непонятно как. Однако наши доблестные федеральные менеджеры обязательно что-нибудь придумают. Согласно ряду публикаций в федеральных СМИ, новый текст Конституции будет принят еще до лета.

 

Новое правительство

Сразу после обращения президента к Совфеду, правительство России ушло в отставку в полном составе. Владимир Путин ее принял, Медведева за работу поблагодарил. Уже через день его место занял бывший глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Он славен тем, что смог почти на треть повысить собираемость налогов и в России, занимался бизнесом в
90-е (но потом всерьез и надолго ушел во власть), умеет музицировать на рояле и даже сочиняет тексты песен. Пишут, что даже Григорию Лепсу написал пару хитов, но сам премьер этой информации не подтвердил.

Что касается остальных министров, то уже к четвергу все их кандидатуры были предложены президенту, согласованы и приступили к работе. Среди федеральных министров более половины сохранили свои посты: главой МИД остался Сергей Лавров, Минобороны – Сергей Шойгу, Минстроя – Владимир Якушев, Минэнерго – Александр Новак, МВД – Владимир Колокольцев, Минприроды – Дмитрий Кобылкин, Минпромторга – Денис Мантуров, Минфином продолжит руководить Антон Силуанов, Евгений Дитрих по-прежнему министр транспорта, Дмитрий Патрушев сохранил пост в качестве главы Минсельхоза, а равно руководитель МЧС Евгений Зиничев и министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов.

Теперь о тех, кто пришел. Новым министром экономического развития стал Максим Решетников (его предыдущая должность – губернатор Пермского края). Валерий Фальков стал министром науки и высшего образования (до него был Михаил Котюков). Новый министр просвещения – Сергей Кравцов (предыдущий министр – Ольга Васильева).

Максим Топилин покидает должность министра труда и социальной защиты, ее занял Антон Котяков. Новых руководителей также получили Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Максут Шадаев из «Ростелекома» вместо Константина Носкова) и Министерство спорта (Олег Матыцин вместо Павла Колобкова).

Если говорить о должностях вице-премьеров (замов Мишустина), то их фамилий перечислять не будем. Добавим лишь, что пять кресел из шести получили новых хозяев. На ключевые посты Михаил Александрович поставил двух бывших соратников по налоговому ведомству.

 

Кадровые перестановки

Помимо правительства на этой неделе произошли и другие кадровые ротации. Из них мы отметим лишь две ключевых, принципиальных. В понедельник, 20 января, президент Владимир Путин выдвинул кандидатуру Игоря Краснова на пост генпрокурора вместо Юрия Чайки, которому предложил стать полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе. В итоге Краснов уже принял присягу и приступил к работе. На церемонии вступления в должность обещал непримиримо бороться с коррупцией, защищать предпринимателей от избыточного давления, повысить прозрачность своей структуры и уровень взаимодействия с гражданами.

Также на этой неделе приступил к исполнению своих обязанностей новый глава Пенсионного фонда Максим Топилин. Ранее, напомним, он возглавлял министерство труда.

По мнению ряда экспертов, на этом череда перестановок не закончится, и в ближайшие несколько недель мы увидим также некоторую ротацию в силовом блоке, крупнейших частных компаниях с участием государственного капитала и, возможно, крупнейших государственных компаниях. Таких как Роснано, например. А вот каких-либо масштабных изменений (и отставок) в регионах пока ждать не стоит. Они могут начаться к лету, когда новый премьер-министр освоится на своем посту и проведет собственную кадровую ревизию.

На этом пока все. Однако стоит помнить и о том, что изменения государственной управленческой системы только начались, и весь 2020 год, вероятней всего, пройдет под их знаком. С одной стороны, происходящее не может не радовать, поскольку необходимость реформ в стране назрела, и это признают все. С другой стороны, вспоминается древнее китайское проклятие: «Желаю тебе жить в эпоху перемен».

Сергей Журавлев

 

Наш опрос

Сергей Жигалов, депутат Думы Нижневартовска:

— Я происходящие перемены поддерживаю. Особенно в той их части, которую озвучил президент Федеральному собранию. Доплаты учителям, борьба за благосостояние людей, за демографию, новая система выплаты материнского капитала. Все эти шаги давно назрели.

Кадровые перестановки тоже обоснованны. Масштабные реформы нуждаются в новом взгляде, в смене подхода. Ротация в правительстве демонстрирует, что президент настроен на реформы и формирует команду для их реализации.

Если же говорить о Конституции и ее правке, то работа над ними еще не завершена. Даже после принятия в первом чтении Госдумой, этот документ еще будет меняться, и, надеюсь, что при активном участии общества, широкой дискуссии. Вот тогда все правки можно будет проговаривать уже предметно, делать какие-то выводы.

 

Сергей Евсин, бизнесмен:

— Я к происходящему отношусь неоднозначно. С одной стороны хорошо, что правительство отправили в отставку – к ним было много вопросов. С другой стороны, а кто пришел им на замену? Большая часть этих людей мне не известна. А та информация, что мне пока попадалась, не очень радует. Новый министр культуры, например, может оказаться еще хуже прежнего. Прославилась тем, что поддерживала православные проекты и курировала отечественный кинопром. А фильмы наши вы сами видели.

Очень радует, что генпрокурора поменяли. А вот к правке Конституции я отношусь с тревогой. Мне совершенно непонятно, чем будет заниматься госсовет и почему минимальный размер заработной платы нужно фиксировать в главном документе страны. Очень похоже на дешевый популизм, поскольку аналогичные нормы и так есть в федеральном законодательстве.

 

Вероника Матвиенок, член общественной палаты ХМАО — Югры:

— Обращение Путина к Федсобранию слушала с удовольствием. Правильные вещи он говорил. Особенно касательно поддержки семьи, детства, демографического развития. Семьям требуется поддержка. Они – фундамент общества, экономики, системы ценностей.  Что касается Конституции. Я не юрист и готова анализировать правку, но, считаю, что необходимая законодательная база для развития России уже есть. Ее нужно только эффективно применять на практике.

Добавить комментарий